Конспект урока по русскому языку во 2 классе

(программа «Школа России).

Тема урока: Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением (2 урок по теме).

Цель:

Проверить знания и умения учащихся по изучаемой теме.

Задачи:

  • Совершенствовать навык написания однокоренных слов с изучаемыми непроверяемыми гласными.

  • Формировать умение воспроизводить лексическое значение слова, развивать речевые умения учащихся.

  • Создавать условия для формирования УУД.

Оборудование:

1). Таблички «Безударная гласная в корне», «Проверяемая», «Непроверяемая».

2). Образец выполнения домашнего задания.

3). Лист с инструкцией (творческий диктант).

4). Карточка со словом малина.

5). Картинки с изображением малинового куста и ягоды малины.

6). Таблички для формирования УУД.

Ход урока

1). Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, наличия словариков, правильной посадки, мотивационная установка.

2). Минутка чистописания.

Анализ элементов строчных букв: о, и, а. Выделение общих элементов. Запись букв, звуковой диктант для записи соединений:оаи, иоа, аио. Все соединения нижние.

3). Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Какие буквы прописывали? (гласные). Почему? (Изучаем орфограммы – безударные гласные, в домашнем упражнении вставляли гласные буквы в слова).

На какие группы разделили слова? (с ударной гласной в корне, с безударной гласной, проверяемой ударением, с непроверяемой ударением гласной).

Проверьте правильность распределения слов на группы по образцу.

В каких столбиках гласная, которую вы вставляли, является орфограммой? Как называется эта орфограмма?

На доске появляется табличка:

«Безударная гласная в корне»

Как можно назвать орфограмму во втором столбике, в третьем? (Проверяемая ударением, непроверяемая). Почему? (К словам третьего столбика нельзя или очень трудно подобрать проверочные слова).

Какой вывод можно сделать о видах безударной гласной в корне?

На доске схема:

«Безударная гласная в корне».

«Проверяемая» «Непроверяемая»

4). Тема и задачи урока.

С какой орфограммой начали работать на предыдущем уроке?

Сегодня продолжим работу с непроверяемой безударной гласной (напротив таблички с лупой остаётся надпись «Непроверяемая безударная гласная в корне».)

Какие задачи будут стоять перед нами?

  • Продолжать учиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

А что для этого необходимо? (Запоминать слова.)

А что делать, если встретилось слово, которое мы ещё не заучивали? (Пользоваться словарём).

5). Выполнение заданий, решающих первую задачу урока.

Сейчас мы начнём выполнять задание, которое поможет решить первую задачу урока, а о второй вы узнаете позже.

На карточках записана инструкция, по которой вам необходимо подобрать слово из словаря (слова уже знакомы учащимся).

Вы должны выписать в тетрадь слово из инструкции, выделенное жирным шрифтом, а рядом на строчке записать найденное слово.

Слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);

Слово – название плода яблони (яблоко);

Слово, близкое по значению слову дети (ребята);

Слово – название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);

Птенец вороны (воронёнок).

6). Вторая задача урока.

Какая пара записанных слов лишняя? (Дети – ребята).

Почему? (Это близкие по значению слова, а остальные однокоренные).

Мы подошли ко второй задаче урока:

нам необходимо понаблюдать за корнем однокоренных слов из словаря и сделать вывод о его написании.

Выделите корень в записанных вами однокоренных словах, что вы заметили, наблюдая за написанием (корень пишется одинаково).

Как это наблюдение может помочь нам в написании слов из словаря? (Зная, как записать корень одного слова, мы так же запишем и другое однокоренное).

7). Закрепление знаний.

Чтобы убедиться, что мы верно решили поставленные перед нами задачи и можем применять полученные знания, выполните упр. 172 в учебнике. Взаимопроверка.

Докажите, что записанные вами слова – однокоренные.

Физкультминутка.

«Звуковой футбол»

Слова с проверяемой орфограммой пропускаем, с непроверяемой — ловим.

«Лишнее слово».

Хлопать, когда слышите не однокоренные слова.

В упр. 173 необходимо найти однокоренные слова. Что они обозначают? В словарь мы запишем новое слово малина.

На доске карточка со словом. Как вы думаете, сколько значений у этого слова, какие они? (По картинкам: «куст» и «ягода» учащиеся формулируют значения слова малина).

Чтобы лучше запомнить это слово можно опираться на мнение некоторых учёных о том, что слово малина связано с корнем –мал-.

Какие приёмы запоминания слов вы знаете?

— история происхождения слова.

— способ образования.

— орфографическое чтение вслух по слогам.

— воссоздание образа слова с закрытыми глазами.

— чтение слова товарищу, слоговое прослушивание.

Используя перечисленные приёмы запомните написание слова.

8). Подведение итогов.

Итак, с какой орфограммой мы работали на сегодняшнем уроке?

Какие задачи выполняли, с какими трудностями столкнулись?

Давайте ещё раз убедимся, что нами решены все задачи.

9). Домашнее задание (разноуровневое).

В упр. 174 прочитайте сочетания слов, найдите соответствующие рисунки. Назовите слова из словаря, подберите к ним однокоренные.

Мы действительно научились находить слова с непроверяемой орфограммой, писать однокоренные слова с этой орфограммой.

Дома вам надо будет выписать слова с непроверяемой безударной гласной (задание первого уровня), рядом записать одно однокоренное (второй уровень). С любым выражением составить рассказ (устно).

10). Рефлексия, оценка деятельности.

Как оцениваете свою работу на уроке?

Что получилось?

С какими трудностями столкнулись, как их преодолевали?

Что понравилось, запомнилось на уроке?

Какие советы дадите товарищу?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here