Конспект урока по русскому языку во 2 классе
(программа «Школа России).
Тема урока: Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением (2 урок по теме).
Цель:
Проверить знания и умения учащихся по изучаемой теме.
Задачи:
-
Совершенствовать навык написания однокоренных слов с изучаемыми непроверяемыми гласными.
-
Формировать умение воспроизводить лексическое значение слова, развивать речевые умения учащихся.
-
Создавать условия для формирования УУД.
Оборудование:
1). Таблички «Безударная гласная в корне», «Проверяемая», «Непроверяемая».
2). Образец выполнения домашнего задания.
3). Лист с инструкцией (творческий диктант).
4). Карточка со словом малина.
5). Картинки с изображением малинового куста и ягоды малины.
6). Таблички для формирования УУД.
Ход урока
1). Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, наличия словариков, правильной посадки, мотивационная установка.
2). Минутка чистописания.
Анализ элементов строчных букв: о, и, а. Выделение общих элементов. Запись букв, звуковой диктант для записи соединений:оаи, иоа, аио. Все соединения нижние.
3). Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Какие буквы прописывали? (гласные). Почему? (Изучаем орфограммы – безударные гласные, в домашнем упражнении вставляли гласные буквы в слова).
На какие группы разделили слова? (с ударной гласной в корне, с безударной гласной, проверяемой ударением, с непроверяемой ударением гласной).
Проверьте правильность распределения слов на группы по образцу.
В каких столбиках гласная, которую вы вставляли, является орфограммой? Как называется эта орфограмма?
На доске появляется табличка:
«Безударная гласная в корне»
Как можно назвать орфограмму во втором столбике, в третьем? (Проверяемая ударением, непроверяемая). Почему? (К словам третьего столбика нельзя или очень трудно подобрать проверочные слова).
Какой вывод можно сделать о видах безударной гласной в корне?
На доске схема:
«Безударная гласная в корне».
«Проверяемая» «Непроверяемая»
4). Тема и задачи урока.
С какой орфограммой начали работать на предыдущем уроке?
Сегодня продолжим работу с непроверяемой безударной гласной (напротив таблички с лупой остаётся надпись «Непроверяемая безударная гласная в корне».)
Какие задачи будут стоять перед нами?
-
Продолжать учиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой.
А что для этого необходимо? (Запоминать слова.)
А что делать, если встретилось слово, которое мы ещё не заучивали? (Пользоваться словарём).
5). Выполнение заданий, решающих первую задачу урока.
Сейчас мы начнём выполнять задание, которое поможет решить первую задачу урока, а о второй вы узнаете позже.
На карточках записана инструкция, по которой вам необходимо подобрать слово из словаря (слова уже знакомы учащимся).
Вы должны выписать в тетрадь слово из инструкции, выделенное жирным шрифтом, а рядом на строчке записать найденное слово.
Слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);
Слово – название плода яблони (яблоко);
Слово, близкое по значению слову дети (ребята);
Слово – название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);
Птенец вороны (воронёнок).
6). Вторая задача урока.
Какая пара записанных слов лишняя? (Дети – ребята).
Почему? (Это близкие по значению слова, а остальные однокоренные).
Мы подошли ко второй задаче урока:
нам необходимо понаблюдать за корнем однокоренных слов из словаря и сделать вывод о его написании.
Выделите корень в записанных вами однокоренных словах, что вы заметили, наблюдая за написанием (корень пишется одинаково).
Как это наблюдение может помочь нам в написании слов из словаря? (Зная, как записать корень одного слова, мы так же запишем и другое однокоренное).
7). Закрепление знаний.
Чтобы убедиться, что мы верно решили поставленные перед нами задачи и можем применять полученные знания, выполните упр. 172 в учебнике. Взаимопроверка.
Докажите, что записанные вами слова – однокоренные.
Физкультминутка.
«Звуковой футбол»
Слова с проверяемой орфограммой пропускаем, с непроверяемой — ловим.
«Лишнее слово».
Хлопать, когда слышите не однокоренные слова.
В упр. 173 необходимо найти однокоренные слова. Что они обозначают? В словарь мы запишем новое слово малина.
На доске карточка со словом. Как вы думаете, сколько значений у этого слова, какие они? (По картинкам: «куст» и «ягода» учащиеся формулируют значения слова малина).
Чтобы лучше запомнить это слово можно опираться на мнение некоторых учёных о том, что слово малина связано с корнем –мал-.
Какие приёмы запоминания слов вы знаете?
— история происхождения слова.
— способ образования.
— орфографическое чтение вслух по слогам.
— воссоздание образа слова с закрытыми глазами.
— чтение слова товарищу, слоговое прослушивание.
Используя перечисленные приёмы запомните написание слова.
8). Подведение итогов.
Итак, с какой орфограммой мы работали на сегодняшнем уроке?
Какие задачи выполняли, с какими трудностями столкнулись?
Давайте ещё раз убедимся, что нами решены все задачи.
9). Домашнее задание (разноуровневое).
В упр. 174 прочитайте сочетания слов, найдите соответствующие рисунки. Назовите слова из словаря, подберите к ним однокоренные.
Мы действительно научились находить слова с непроверяемой орфограммой, писать однокоренные слова с этой орфограммой.
Дома вам надо будет выписать слова с непроверяемой безударной гласной (задание первого уровня), рядом записать одно однокоренное (второй уровень). С любым выражением составить рассказ (устно).
10). Рефлексия, оценка деятельности.
Как оцениваете свою работу на уроке?
Что получилось?
С какими трудностями столкнулись, как их преодолевали?
Что понравилось, запомнилось на уроке?
Какие советы дадите товарищу?