.
Севостьянова Наталья Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ п. Новосельский Ершовского района Саратовской области»
Класс: 9
Типовой экзаменационный вариант ГИА по русскому языку.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7 и В1-В9
Отрывок из рассказа А.В. Костюнина «По собственному следу»
(1)Мы отбомбили весь макарьевский пляж. (2)Подняли несколько налимчиков. (3)Переехали через реку. (4)Там прошли. (5)Пора домой. (6)Я перехватил прилипшее весло в другую руку и заскользил. (7)На середине реки меня окликнул кто- то из друзей. (8)Я резко затормозил. (9)И вдруг чувствую, что лѐд перестаѐт быть жѐстким. (10)Он податливо уходит из-под ног. (11)Я оказался в полынье.
(12)Чѐрная холодная пучина обожгла меня.
(13)Первое, на что обратил внимание после секундной растерянности,
– «ненужное» весло. (14)Когда я повис на нѐм всем телом, края полыньи выдержали и не обломились. (15)Друзья благополучно достигли берега и уже оттуда
молча, парализованно наблюдали за мной. (16)Видно, помощи от них не дождѐшься (на бога я и сейчас-то мало надеюсь, а тогда и подавно его в расчѐт не брал).(17) Одна надежда – на себя.(18) Я изо всех сил пробиваю чикмарой лунку впереди себя и на вытянутой руке держусь.(19)Пальцы постепенно слабеют. (20)Течение настойчиво затягивает меня под лѐд.
(21)Я не плачу, не кричу… (22)Тихо тону.
(23)Ватное пальто – от него не избавиться. (24)Водолазными ботинками становятся
валенки. (25)Начинаю снимать их. (26)Получается с трудом.
(27)Один валенок почти снял.
(28)С угора спускается человек. (29)Издалека не узнаю, кто. (30)Он на коньках. (31)Решительно пересекает реку и кричит мне:
(32)–Витька, держись!
(33)Одноклассник, Лѐвка Карпов, с которым я сижу за одной партой. (34)В руках у него
сучковатая палка. (35)Метров за двадцать от полыньи он лѐг и по-пластунски с деревянным обрубком в руках пополз ко мне. (36)Как эстафетную палочку, передал свободный конец сучка в мои руки и потянул на себя. (37)Я подтягиваюсь, обламывая кромку льда. (38) Вот-вот его самого в полынью стащу… (39) Одной рукой переставляю весло, другой тянусь за сук. (40) Края полыньи ближе к берегу становятся крепче, и вот я выбираюсь на лѐд. (41)Он трещит, крошится, но держит. (42)Передвигаюсь без резких движений и вдруг замечаю: «А где же вторая варежка?» (43)Добротная такая, меховая. (44)Я оборачиваюсь и вижу еѐ, одинокую, на краю полыньи. (45)Если бы утонул, ясно, что варежка не нужна, но сейчас-то обошлось.
(46)Разворачиваюсь и ползу к «родной» полынье.(47) Замѐрзшими пальцами дотягиваюсь до рукавицы и, развернувшись на пузе, как тюлень, правлю обратно к берегу.
(48) Стемнело.
(49)Подмораживало.
(50)Пока отжимали пальто, валенок колом замѐрз, да так и остался полуснятым.
(51)Одежда превратилась в сплошной ледяной панцирь: шевельнѐшься – трескотня идѐт.
(52)Сам идти не могу. (53)Меня подхватили под руки, как манекен, и повели.(54) Затащили на старину, к бабушке. (55)Уложили на русскую печку, достали где-то чекушку водки (большой дефицит). (56) Отогрели, отпоили, на другой день я пошѐл в школу.
(57)Стоило ли ради этого спасать?
Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.
(А.В.Костюнин)
А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «По какой причине мальчик провалился под лёд?»
1.Переходил реку в неположенном месте.
2. Его кто-то окликнул, и тот остановился.
3. Хотел забрать варежку.
4. Пытался дотянуться до весла, которое нашёл на реке.
А 2.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жёсткий» (предложение 9).
-
Жестокий
-
Суровый
-
Твёрдый
-
Уверенный
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
-
Водолазными ботинками становятся валенки.
-
Меня подхватили под руки, как манекен, и повели.
-
Я оборачиваюсь и вижу еѐ, одинокую, на краю полыньи.
-
Метров за двадцать от полыньи он лѐг и по-пластунски с деревянным обрубком в руках пополз ко мне.
А4. Укажите ошибочное суждение.
-
В слове ОТБОМБИЛИ происходит озвончение согласного звука.
-
В слове ПЕРВОЕ звуков больше, чем букв.
-
В слове КОНЬКАХ все согласные глухие.
-
В слове ВДРУГ последний звук [к].
А 5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
-
затормозил.
-
выбираюсь
-
движений
-
затащили
А 6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
-
Стемнело
-
Отпоили
-
Подмораживало
-
Разворачиваюсь
А 7. В каком слове правописание суффикса не определяется правилом: «В наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных»?
-
Ненужное
-
Постепенно
-
Решительно
-
Благополучно
В 1. Замените просторечное слово «на пузе» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
______________________________________________________
В 2. Замените словосочетание «решительно пересекает», построенное на основе примыкания, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.___________________________________________________
В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 34
________________________________________________________
В 4. Среди предложений 40-50 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
_____________________________________________________________________
В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Когда я повис на нѐм всем телом, (1) края полыньи выдержали и не обломились. Друзья благополучно достигли берега и уже оттуда молча, (2) парализованно наблюдали за мной. Видно, (3) помощи от них не дождѐшься
____________________________________________________________
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 45. Ответ запишите цифрой.
____________________________________________________________________
В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Пока отжимали пальто, (1) валенок колом замѐрз, (2) да так и остался полуснятым.
Одежда превратилась в сплошной ледяной панцирь: шевельнѐшься – трескотня идѐт.
Сам идти не могу. Меня подхватили под руки,(3) как манекен, (4) и повели.
_________________________________________________________________________
В 8. Среди предложений 42-47 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
_____________________________________________________________________________
В 9. Среди предложений 13-16 найдите сложное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
___________________________________________________________________________
Ответы:
А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 |
На животе, живот | |
В 2 | Пересекает с решительностью |
В 3 | Палка |
В 4 | 47 |
В 5 | 3 |
В 6 | 4 |
В 7 | 1,3,4 |
В 8 | 45 |
В 9 | 14 |