Творческие работы на уроках русского языка и литературы в 5 – 6 классах

Боппосова Зоя Петровна.

Учительница русского языка и литературы

МБОУ Уолбинская СОШ имени В.И.Ленина

Сегодня проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Мы знаем, что в школе часто обучение ведётся как воспроизведение, запоминание, копирование. Постепенно учащиеся могут потерять способность мыслить.

А современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления.

Поэтому выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить в повседневной жизни решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная цель работы современной школы.

Задачи учителя состоят в следующем:

  • дать знания;

  • развивать умения и навыки;

  • развивать креативное мышление;

  • развивать самостоятельность учащихся;

  • воспитание творческой личности.

Итак, что такое творчество?

«Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.»

Значит, нужно раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

А задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.

На это направлены те задания, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.

Самая серьёзная и трудная задача учителя в этом – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями.

Дети, в общем – то, вовлекаются в это дело с малых лет.

Им загадывали загадку. Мы знаем, что при этом «истинное «лицо» загаданного слова как бы скрыто под маской, т.е. «личиной», — иносказанием или намёком, окольной речью, обиняком.

Загадка заставляет ломать голову над отгадкой, т.е. «помогает с малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях».

Задания «Загадки:

  • Загадывание загадок;

  • Придумывание загадок.

Нельзя забывать и о пословицах. Знание, понимание смысла, употребление в речи подтверждают ум, смекалку, сообразительность учащихся.

Задания «Пословицы»:

  • Закончить: «Весна красна цветами, ….

  • Вспомнить пословицы, связанные с временами года: «Весна красна цветами, а осень снопами», «Летний день год кормит», «Зима спросит, что делал летом» и тд.

  • Отгадать пословицу по двум словам: «Дело – безделье» — «Маленькое дело лучше большого безделья»;

  • Угадать зашифрованные пословицы… (много видов)

Например:

Напишите одно под другим слова: замок, тропа, налим, проза, товар, плата, совет, пират, роман, пирит, пакля, рондо, среда, садок, забор, фирма, топор, кагор.

Переставьте в этих словах буквы так, чтобы получились новые слова, то есть анаграммы. Если вы сделаете это правильно, то из начальных букв новых слов составится русская народная пословица.( В.Волина.Русский язык. Учимся играя. Стр.493)

(Ответ: мазок, апорт, лиман, запор, отвар, лапта, отсев, тапир, норма, иприт, капля, донор , адрес, доска, образ, рифма, отпор, горка. «Мал золотник, да дорог»)

Задания «Шарады, метаграммы, логогрифы, анаграммы…» ( по сборнику «Загадки – шарадки. И не только…». Составитель: М.П.Филипченко)

Задания «Мы — поисковики»:

Найти:

  • Слова, обозначающие части человеческого тела (разделы «Имя существительное», «Лексика»):

Сегодня: голова, уши, глаза, рот, лоб, щёки, губы, зубы, волосы, руки, пальцы, ладонь, ноги итд.

Раньше: ….длань, око, ланиты, чело итд

  • Фразеологизмы, в которых употребляются слова, обозначающие части человеческого тела;

  • Слова, обозначающие черты характера человека, и построить кроссворд (разделы «Имя прилагательное», «Причастие»;

  • Слова на букву «А» (игра в «Города и реки»)

  • Слова, представляющие различные части речи на букву, например , «Б».

Задания «Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми».

Работа проводится по разделам:

1.«Пиши, о чём хочешь!» —

  • Ёлка в нашем доме.

2. «Пиши о том, что сегодня происходит» — Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

  • «Мой дневник»

3. «Пиши о том, чего нет»

  • «Передо мной лежит Палочка, волшебная…»

4. «Пиши о тех, кто рядом живёт»

  • « Надо вернуться в село» — о работниках КП;

  • «Наши мамы – самые лучшие»

  • «Мы гордимся ими»

5. «Пиши о том, куда хочешь попасть»

  • «Страна, куда мне хочется…»

6.«Пиши, выполняя задание»

  • Рассказ на свободную тему (употребляя фразеологизмы).

Можно предложить такие виды работ:

1. Внести в название темы домашнего сочинения «чуточку улыбки и фантазии» и заинтриговать учащихся;

2. Интересно и такое задание на дом: по предложенной картине придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта картина;

3. Чтобы ученик с удовольствием взялся за сочинение, можно предложить разные формы выполнения задания. Например, сочинение «Как я провел лето» прошу написать как письмо другу или вместо привычного сочинения «Школьный двор» предлагаю написать сочинение «Школьный двор через 25 лет»;

4. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется.

5. Задание придумать «тонкие» и «толстые» вопросы развивает воображение, смекалку, учит анализировать прочитанное итд.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Обобщив проделанную работу и проанализировав, можно сделать такие выводы:

1.В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках и внеклассных занятиях;

2. Нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;

3. Нужно подать задание так, чтобы дети заинтересовались: придумать ситуацию, ловить момент.

4. Самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее.

5.Творческие работы раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Результаты работы:

  • Газета «Чудослово»;

  • Открытое занятие кружка «Чудослово» — «Грамматический бой»

  • Участие в республиканском конкурсе сочинений «Трудом славен человек» — Боппосова Сандаара – 1 место.

  • Участие в республиканском конкурсе сочинений, посвященном Дню Матери — Боппосова Сандаара;

  • Участие в улусной НПК «Олимпийские чтения» — Багардынов Дьулус – 1 место. (Боппосова Сандаара, Пахомова Евалена, Никонова Нарыйаана)

Приятно, когда с тобой делятся самым сокровенным, когда по-детски открыто пишут, что происходит за день и дома, и в школе, рассказывают о своих мечтах;

Приятно, когда тот, за кого ты очень боялась на ЕГЭ, через полгода в колледже не доволен тройкой и пересдаёт на «4»;

Очень приятно, когда преподаватель «Культуры русской речи» автодорожного факультета из всех студентов первого курса выделил твоего ученика и тот с блеском выступил на пушкинском конкурсе …

Очень хорошо, когда видишь, что твои задания помогают ученику, пишущему диктант на «2», почувствовать ситуацию успеха и у него загораются глаза…

В нашем деле, я думаю, сегодня понятно одно: навязанные знания – как горох об стенку

Задания на дом

  • Поэтому надо уловить момент, ситуацию, когда задаешь задания на дом (не только в конце урока, как обычно бывает),

  • Надо задания приурочить к какому — то событию, к какой – то ситуации, произошедшей именно в классе, селе;

  • Ставьте перед собой цель задавать каждый день интересное задание и не ленитесь;

На уроке при беседе

  • Создайте такие условия, чтобы все в классе приняли участие

  • Не навязывайте свои мысли;

  • Не торопите с ответом;

  • Говорите с ребёнком

Т.е

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here