УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

«Слог как минимальная произносительная

единица звуков в слове»

Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель

начальных классов

МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

Тема: Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.

Задачи:

1. Образовательные

— познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;

— показать слогообразующую роль гласных;

2. Развивающие

— содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

— способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;

— повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

3. Воспитательные

— Способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.

Планируемый результат:

— повышение активности на уроках;

— научить детей выделять слог и произносить слова по слогам, определять количество слогов в слове по гласным звукам.

Инновационные технологии

— личностно – ориентированное обучение;

— объяснительно – иллюстративное обучение.

Объектом исследования на уроке является фонетическая единица – слог.

При подготовке к уроку были учтены программные требования: по работе над понятием «слог», умением делить слова на слоги, определением количества слогов в слове, практической значимостью слога.

Использованная литература:

Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. «Программа и пояснительная записка по обучению грамоте» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005

Программно- методические материалы. Обучение грамоте. Бетенькова Н.М., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007

Учебник: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи»

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими;

твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)

-Повторим стихотворение о гласных звуках:

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.

Игра «Назови звук»

-Я буду называть слова, (можно показать картинку и проговорить слово), а вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из звукового пенала и доказать свой выбор (мышь, стул, аист, осы, крот, утюг, лиса и т.д.)

Работа в парах.

Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слова: ЛИСА

Дети вспоминают правила работы в парах:

— думаю сам;

-высказываю свое мнение;

-выслушиваю соседа;

-приходим к общему мнению.

Составление детьми схем в тетради.

Проверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»:

-звезда наверху — всё правильно

-звезда посередине — есть 1-2 ошибки

-звезда внизу — есть 3 и более ошибок.

-Что повторяли? Для чего это необходимо знать?

3. Введение нового знания. Знакомство с понятием «слог».

Работа со звуковым анализом слова ЛИСА.

-Как же произносится это слово, по одному звуку или все звуки сразу? Произнесите это слово по одному звуку [л*] [и] [с] [а]

-Мы говорим так, по одному звуку? (Нет, мы говорим все звуки сразу)

-Попробуем сказать все звуки сразу, но рот откроем только один раз.

! Выясняется, что, открыв рот один раз, целое слово ЛИСА сказать нельзя.

— А что же мы сказали, открыв рот один раз? (ЛИ)

-Это целое слово или часть? (Часть)

-А что ещё необходимо сказать, чтобы получилось ЛИСА? (СА- ещё одну часть)

-Так как же мы говорим слово ЛИСА? (По частям ЛИ-СА)

-Сколько частей в этом слове? (2 части)

-Скажите первую. (ЛИ) Какая вторая? (СА)

-Можно ли назвать часть ЛИ словом? А звуком?

-Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называют такие части, из которых слагаются слова?

! В классе есть такие дети, которые скажут: слоги.

-Правильно такие части называются: слоги.

-А как произносятся звуки в слоге? (Слитно)

-Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:

-Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.

4.Первичное закрепление. Упражнение в произношении слов по слогам.

Предлагаю детям произнести по слогам следующие слова: МАМА, ШКОЛА, КОТ, КНИГА, БУМАГА. Выясняется, сколько слогов в каждом слове. Делается вывод: в слове бывает 1,2,3 и более слов. (Для выяснения количества слогов используются приёмы: скандирование слов, как на стадионе; прохлопывание в ладони, отбивание количества слогов на парте, дирижирование в воздухе и др.)

5. Физминутка

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре- пять!

Хомка сильным хочет стать!

6.Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

-От чего же зависит количество слогов в слове? Какой звук образует слог: гласный или согласный? Давайте понаблюдаем.

Звуковой анализ слов УС, КУСТ, УСЫ на доске учителем, дети работают с индивидуальными звуковыми пеналами за партами.

-Произнесём короткое слово УС. Сколько в нём слогов?

-Назовите звуки в этом слоге.

-Можем ли мы сказать, какой звук образует слог, гласный [у] или согласный [с]?

-Попробуем добавить к слову УС ещё 2 согласных звука: звук [к ]– в начало слова и звук [т ] – в конец слова. Какое слово получилось?

-Произнесём слово и определим, сколько в нём слогов?

— Мы прибавили два согласных звука, а лог не прибавился. Значит, новые согласные…. (не образуют слог).

-А теперь к слову УС добавим, в конце, гласный звук [ы]. Какое слово получилось?

-Скажем это слово и послушаем, сколько в нём слогов.

-Почему 2 слога? Как образовался новый слог?

ВЫВОД: согласные звуки слога не образуют, а гласные звуки образуют слог, поэтому, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

7. Первичное закрепление. Закрепление слогообразующей роли гласных по учебнику «Азбука» (с.26)

Звуковой анализ слов ШАР, ШАРФ, ШАРЫ. Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРФ.

-Сколько слогов в слове ШАР? (Один)

-Почему? (В этом слове один гласный звук)

-Каким звуком отличается слово ШАР от слова ШАРФ? (согласным [ф])

-А сколько слогов в слове ШАРФ? (Один, как и в слове ШАР)

ВЫВОД: убеждаемся ешё раз, что согласный [ф] нового слога не образует.

Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРЫ.

-Какой звук добавили к слову ШАР в слове ШАРЫ? (Звук [ы])

-Какой это звук? (Гласный, ртораскрыватель)

Сколько слогов в слове ШАРЫ? (Два слога)

-почему в слове ШАР — один слог, а в слове ШАРЫ – два слога? (Потому, что в слове ШАР – один гласный, а в слове ШАРЫ – 2 гласных звука, рот раскрывается 2 раза).

ИТАК: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

8.Итог урока. Развитие умений соотносить цель и результат.

— С чем познакомились? Что узнали нового? Чему учились на уроке?

9.Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравните его с тем, какое оно было в начале урока. У кого стало лучше? Как вы думаете почему?

-Продолжите предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here