ФИО: Шестакова Тамара Юрьевна
Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1», г. Бийск
Должность: учитель начальных классов
Используемая литература: Чтение и обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной « Моя любимая Азбука». Часть 2/авт.-сост. С.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2008.- 367 с.
Предмет: чтение
Программа: Школа 2100
Класс: первый
Тема: «Согласные звуки (ф),(фь), буква Ф,ф»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
• Познавательные: создать условия для ознакомления с новыми звуками (ф),(фь) и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности нового звука;
• Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
• Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Средства обучения: мультимедиапроектор
Учебные пособия:
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Азбука», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2009.
Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель:
-
формирование личностных универсальных учебных действий;
-
формирование положительной эмоциональной направленности учащихся « Хочу, потому что смогу».
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь все запоминать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу!
— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Введение в тему и зрительное восприятие учебного материала для наблюдения.
Целеполагание.
Основные задачи учителя:
-
формирование регулятивных универсальных учебных действий, рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
-
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
-
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предоставляет « спорный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.
Внимательно выслушайте слова, которые я произнесу, исключите одно из них по какому- либо признаку.
Презентация слайд 1.
-
Белка
-
Фиалка
-
Сокол
Выскажите предположение о том, какой будет тема урока.
Для чего нам нужно работать над темой: Буква «Ф», звуки (ф), (фь).
3.Этап планирования.
Основные задачи учителя:
-
формирование регулятивных , коммуникативных универсальных учебных действий;
-
формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
-
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
-
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
-
формирование способности каждого ученика к участию в работе в группе.
Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока.
Презентация слайд 2.
Познакомиться с …
Научиться …
Обобщите ранее сказанное.
-
Организация самостоятельных выводов учащихся. Знакомство с новыми звуками и буквой.
Основные задачи учителя:
-
формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
-
развитие способности к обобщению
-
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи
-
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
-
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
-
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие детей в поисковой деятельности.
Знакомиться с новыми звуками и буквой поможет нам дядя Федор из Простоквашино.
слайд 3.
Как вы думаете, почему именно он гость нашего урока?
Дядя Федор посадил в огороде очень полезное бобовое растение.
1-й слог-нота.
2-й слог- приправа к пище, без которой не обходится ни один обед. Что это за растение?
Огород дяди Федора находится недалеко от леса, где по ночам слышится голос птицы. Кто это?
слайд 4.
Ваша задача выделить первый звук в этих словах, дать характеристику этому звуку, одеть звуковичка.
Каждая группа представляет своего звуковичка, дает характеристику звукам.
Давайте подведем итог этой части урока.
Что же мы узнали о новых звуках? Какой буквой на письме мы будем их обозначать?
Кто из вас знает имя этой буквы?
Молодцы!
Это буква «Ф».Давайте произнесем ее название все вместе. На что похожа эта буква?
слайд 5.
Дополните схему-« человечка», учебник, с. 142.
Физкультминутка.
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись,
И, конечно, улыбнулись.
-
Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.
слайд 6.
1.Прочитайте слоги:
-
шепотом
-
громко
-
радостно
-
вопросительно
-
торжественно
На какие группы их можно разделить?
По какому признаку?
Какие гласные обозначают мягкий звук?
Работа в группе.
2. Дядя Федор доволен вами и я — тоже.
Мы придумали для вас задание потруднее. Приготовьтесь работать в группе. На партах лежат полоски со словами. Прочитайте их и разделите на 2 группы :
фиалка фазан
фикус дельфин
картофель филин
По какому признаку поделили слова?
Кто знает, как одним словом можно назвать все растения? Всех животных?
Я предлагаю найти ответ на этот вопрос на с. 142, не читая, посмотрите глазами на страницу и назовите слово.
-
Флора
-
Фауна
Как вы понимаете значение этих слов?
Где можно найти толкование слов, значение которых вам неизвестно?
Как называется словарь, в котором можно найти значение слова?
3. А сейчас вы будете работать с детьми – консультантами, которые помогут вам разобраться с лексическим значением новых слов. Читаем на с. 142.
-
какие однокоренные слова вам встретились?
-
докажите свой выбор?
-
какой корень в этих словах?
Физкультминутка.
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал
Прыгать мячик перестал.
И под парту закатился.
Ну и мы за стол садимся.
Дифференцированная работа.
1 группа учащихся
( на партах лежат карточки желтого цвета) Вам нужно перечитать с.142, выделив синей и зеленой точкой новые звуки, которые встретятся в процессе чтения.
2 группа учащихся (на партах лежат карточки зеленого цвета)
Вы работаете с рассказом
« Папина профессия».
Проявляют познавательную инициативу.
Главное-осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
Фиалка-это растение.
Второй слог- ударный.
Звучит новый звук.
Буква «Ф», звуки (ф), (фь).
Чтобы научиться читать, быть грамотными.
Познакомиться с новой буквой, узнать гласный или согласный звук обозначает буква; если согласный , то твердый или мягкий звук, звонкий или глухой, научиться читать слоги, слова с новой буквой, предложения, текст.
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге свое « открытие». Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий- алгоритм.
Фасоль.
Филин.
При произнесении звука (ф) воздух встречает преграду. Значит звук (ф) – согласный. При его произнесении слышится только шум. Значит, он глухой. Звук (ф) произносится твердо. Значит он твердый. Аналогично дети дают характеристику звуку (фь).
А записываются эти звуки одной и той же буквой Ф.
Слоги с (ф), (фь)
и,е.
В словарике.
Слова имеют одинаковую часть, общее значение.
.
-
Прочитайте слова :
Фотография, фотоаппарат, фотограф, фотокорреспондент.
Вам знакомы данные слова? Что их объединяет?
Как вы понимаете значение последнего слова?
Составьте с ним предложение.
-
Работа с иллюстрацией.
Кто изображен на иллюстрации?
Почему ты так думаешь?
Прочитайте название рассказа и предположите о чем он?
-
Самостоятельное чтение рассказа.
(Учитель в это время проверяет 1 группу учеников)
Подтвердились ли наши предположения?
-
Повторное чтение по абзацам
(присоединяются ученики из 1 группы)
1 абзац- где работает папа Саши Ефремова?
Прочитайте.
2 абзац- что можно увидеть на его фотографиях?
Прочитайте.
3 абзац- докажите, что его работы имеют успех.
4. абзац- как вы думаете, почему Саша мечтает стать фотокорреспондентом?
5.Поднимите руки те, у кого дома есть фотоаппарат. Можно ли назвать вас фотокорреспондентами? Почему? А кто же
мы?
6. Итог урока. Рефлексия. Прогнозирование работы.
Основные задачи учителя:
-
Формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
-
Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Над какой темой мы работали на уроке?
В начале урока мы поставили перед собой задачи, выполнили мы их?
Расскажите, что нового узнали?
Нужно ли еще работать по этой
теме?
А это важно, ребята, работать дружно?
Оцените свою работу на уроке: поднимите фонарики те дети, кто доволен своей работой. Оцените работу одноклассников.
Урок окончен, спасибо, ребята!
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Буква Ф, звуки (ф), (фь).
Да, выполнили.
Познакомились с новой буквой Ф, которая обозначает согласные звуки(ф), (фь).Читали слоги, слова, текст. Работали над значением слов.
Учились дружно работать в группе.
Да, чтобы потренироваться читать слова с новой буквой, закрепить полученные знания.
Да, дружба помогает нам учиться.
-