Ильина Светлана Владимировна
учитель начальных классов высшей категории
МОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
Тема: «Звуки [3], [3′] и буква 3»
Цели:
1) познакомить детей с буквой 3;
2) коррекция фонематического восприятия детей на основе упражнений в
выделении звуков;
-
воспитывать интерес к обучению.
Оборудование:
-
демонстрационная картинка с изображением зебры и зонта
-
таблицы со слогами
-
демонстрационные карточки со слогами
-
раздаточные карточки с буквой 3
-
карточки для звукового анализа слов
-
карточки со словами для работы над предложением
-
демонстрационная картинка с предметами на букву 3
-
картинки для упражнений на развитие памяти и внимания
-
тетрадь по печатанию, фонарик.
План урока
-
Организационный этап
II. Повторение
— На какие две группы можно разделить все буквы и звуки русского языка?
— Как отличить гласные звуки от согласных?
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка.
Но не желают свистеть и ворчать!
А согласные согласны…
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
а) □□□ — Поставьте гласные в первый ряд,
□□□ согласные — во второй.
( 1 ученик — у доски, остальные — на партах)
— Назови правильно все изученные буквы и звуки, которые они обозначают.
— Почему букву е называют «хитрой», «особенной»?
— В каких случаях?
б) — С какой буквой мы познакомились на прошлых уроках?
— Прочитаем (хором) слоги с буквой м
— Прочитаем слоги с ранее изученными буквами (чтение, вразброс по таблице)
III. Работа по теме урока
-
Вид работы: выделение и характеристика звуков [3],[3′]
Демонстрационные картинки (зебра и зонт),
схемы слов (зонт, зебра)
а) — Как называется животное, изображённое на картинке?
-
Какой предмет держит зебра?
-
Определите, какое слово «спряталось» в первой схеме?
-
Как догадались? (один слог)
-
Проверим с помощью хлопков (хлопают в ладоши)
-
Произнесите первый звук в слове зонт
-
Как он произносится?
При произношении этого звука губы растянуты в улыбке, кончик языка сближен с нижними зубами, воздух выходит через узкую щель и слышится голос с шумом.
К какой группе относится этот звук? (согласный)
-
Что ещё можно сказать об этом звуке? (твёрдый)
— Каким цветом закрашивается твердый согласный в схеме? (закрашиваю синим в схеме на доске).
-
Закройте ушки руками, произнесите звук [3].
-
При произношении этого звука слышится не только шум, но и голос. Какой вывод можно сделать?
-
С каким другим звуком [3] схож по произношению?
-
Эти звуки называют парными.
[3] — произносится с шумом и голосом,
[С] — слышим шум, подобный свисту.
— Дайте полную характеристику этому звуку: (согласный, твёрдый, звонкий, парный)
б) — Какое слово зашифровано во второй схеме?
-
Определите количество слогов хлопками.
-
Произнесите (хором) первый звук.
-
Охарактеризуйте его самостоятельно, (согласный, т.к. трудно произносится; не образует слог);
мягкий — закрашиваю зелёным мелком;
звонкий — проверяем, закрывая уши;
парный — подбираем сходный [С’].
Физкультминутка (с движениями)
Зайка серенький сидит
И углами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять.
Надо зайке, поплясать.
Кто-то зайку напугал.
Зайка прыг — и убежал.
Прилетели гуси.
Заиграли в гусли.
2. Вид работы: узнавание звуков [3], [3′] в словах
а) Хлопните в ладоши, если услышите звуки [3] или [3′]
Резиновую Зину Она была разиней.
Купили в магазине. Резиновая Зина,
Резиновую Зину Упала из корзины,
В корзинке принесли. Измазалась в грязи.
б) в тетради по печатанию обозначим крестиком слова
со звуками [3], [3′]; посчитаем, сколько их.
В звезде найдёшь ты этот звук,
И в золоте и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(1 ученик — у доски, остальные — в тетрадях)
в) — А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».
Мчится без оглядки, Просыпаюсь утром рано,
Лишь сверкают пятки. Вместе с солнышком румяным,
Мчится что есть духу, Заправляю сам кроватку,
Хвост короче уха. Быстро делаю… (Зарядку)
Живо угадай-ка, Был доктор на движенья скуп.
Кто же это? … (Зайка) Схватил щипцы и вырвал… (зуб)
3. Вид работы: нахождение местоположения звуков [3], [3′]в словах.
а) □□□ — демонстрационные картинки с предметами (зонт, глаз, роза, змея, стрекоза)
-
Какой одинаковый звук в этих словах?
-
Разделите слова на слоги.
-
Определите, какой это звук (мягкий, твёрдый) и покажите индивидуальную карточку.
-
В какой части слова он находится?
б) — Закройте глаза, (добавляю карточки: телефон, скворец, мяч).
-
Что изменилось?
-
В каких словах звуки [3], [3’1 не встречались?
4. Вид работы:
знакомство с буквой 3
а) □ — демонстрационная картинка с печатными и письменными буквами 3.
Звуки [3], [3‘] на письме обозначаются буквой 3.
-
Почему её изобразили на синем фоне?
-
Какие буквы в верхней (нижней) части листа?
-
Где встречаются печатные (письменные) буквы?
-
Почему их две?
-
Какие слова нужно писать с большой буквы?
б) □ — демонстрационная картинка с изображением предметов (цифра 3, крендель, бараны, рога, змея, птицы)
-
На что похожа буква 3?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три.
3 — не просто завитушка
3 — пружинка, крендель, стружка.
По белому полю,
В туман и снега,
Бредут потихоньку,
Бараньи рога…
Заманите эту птицу,
К нам на книжную страницу.
Извиваясь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
в) — Напечатать букву 3 в тетрадях по печатанию.
г) — Найдите и покажите букву 3
(1 ученик — в классной кассе, остальные — в своих «копилочках»)
д) Поднимите карточку с буквой 3, если услышите звуки [3] или [3′]
ЗВЕРИ ИЗ ЗАБАВНОГО ЗООПАРКА
Зазвенел звонок, и в класс вошла Зинаида Захаровна. — Здравствуйте, ребята! – сказала она. Сегодня мы с вами займемся буквой З. Знаете что, давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарка, а вам даю задание – завозить в мой зоопарк разных зверей, названия которых начинаются на букву З. Заодно можно назвать птиц и рыб, запомнили? Кто первый? Зимина, пожалуйста.
Зоя встала и сказала:
— Зебра!
Зуев сказал:
— Зубр!
Задорин сказал:
— Заяц!
Зонтиков встал и сказал:
— Жирафа!
Все в классе засмеялись.
— Причем тут жирафа? – удивилась учительница.
— Ты что, забыл, что мы сегодня проходим букву З, а не Ж.
— Ничего не жабыл, — обиженно ответил Зонтиков.
— Прошто у меня жуб выпал!
5. Вид работы: работа с демонстрационными слоговыми таблицами.
а) □ — демонстрационная таблица со слогами (за, зы, зо, зн, зя, зю, зё, зе, зу)
-
Прочитай гласные
-
Слоги сверху вниз (снизу вверх)
-
Только с гласными обозначающими твёрдость (мягкость) согласного звука
б) — Придумайте слова с каждым из слогов.
в) Работа с классной кассой:
Составьте слова из рассыпанных слогов: за, за, зу, за, за, ва, зеб, за, ко, гро, бы, мок, ра, бор. (Ответ: забор, замок, зубы, коза, зебра, гроза, ваза.)
6. Вид работы: работа над предложением
□ — Посмотрите на картинку. В названии этого цветка есть слог за. Кто догадался? (роза)
| Розы |
| выросли |
|
розы. |
Карточки со словами (Розы, у выросли, розы) (Раздаю детям)
-
Прочитайте слова. (Читают вслух)
-
Можно ли то, что вы прочитали назвать предложением?
-
Почему?
-
Расставьте карточки со словами (на доске) в таком порядке, чтобы получилось предложение. (Выходят и расставляют)
-
Прочитайте
-
Как обозначить на письме начало и конец предложения?
— Почему слово Роза напечатано с большой буквы?
7. Вид работы: работа с «Букварём»
а) — Кого видите на картинке? (девочку)
-
Придумаем ей имя. (Роза)
-
Чем занята девочка? (поливает цветы)
-
Как называются эти цветы? (розы)
б) — Прочитайте слоги (хором)
— Прочитайте слова с «пометами».
в) Чтение предложений.
— Прочитайте тихо предложения.
— Кто прочитает нам эти предложения громко, без ошибки, как настоящий артист?
IV. Итог урока
-
Какие звуки учились слышать сегодня на уроке?
-
С какой буквой познакомились?
Ссылки на изображения:
http://s43.radikal.ru/i100/1104/68/8721a987f33c.jpg
http://s56.radikal.ru/i154/1104/46/78926d7e42dc.jpg
http://s014.radikal.ru/i328/1104/0c/904b10cddf17.jpg