Арсютина Наталия Ивановна

Учитель начальных классов

МАОУ Чурилковская средняя общеобразовательная школа

г. Домодедово

Русский язык

2 класс

Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»»

Цель. Обобщить знания об имени прилагательном.

Планируемые результаты: учащиеся покажут умения находить имена прилагательные в тексте; ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательным; устанавливать связь между прилагательными и существительными; подбирать к именам существительным имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

Формирование универсальных учебных действий.

Метапредметные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точу зрения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные:

формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических, лексических); умение применять орфографические правила; способности проверять написанное.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению; развитие доброжелательности; развитие навыков сотрудничества.

  1. Организационный момент.

Урок русского языка.

— Какие части речи вы знаете? (Дети называют).

— Послушайте загадку. О какой части речи в ней говорится?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Имя прилагательное)

  1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном.

— Что такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— Что обозначает имя прилагательное?

— Как изменяются имена прилагательные?

— Как определить число имени прилагательного?

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

3. Словарная работа. (На доске)

Б . рёза, . прель, за . ц, яг . да, д . рога.

— Записать, вставив пропущенные буквы.

— Какой частью речи являются эти слова?

— Образуйте от них однокоренные имена прилагательные, подобрав подходящие по смыслу имена существительные.

— Запишите, объясните орфограммы.

Загадка

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

Карточка ОБЛАКО

Дети хором проговаривают слово. Записывают в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают букву, которая опасна.

— Образуйте от него однокоренное имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным.

(облачное небо). Дети записывают, выделяют корень.

— Какие слова называются однокоренными?

На доске: лёгкие облака

— Придумайте прилагательное, противоположно по смыслу данному.

(тяжёлые облака)

— Как называются слова: лёгкие – тяжёлые? (Антонимы)

— А что такое синонимы? (Слова, близкие по смыслу)

— Придумайте синоним к слову лёгкие. (Воздушные)

  1. Подбор имен прилагательных к именам существительным. (На доске)

небо (какое?) ______________ (голубое)

ветер (какой?) _______________(теплый)

погода (какая?) ______________ (солнечная)

облака (какие?) ______________ (легкие)

Запись словосочетаний с комментированием.

— Определите признак, по которому одно из словосочетаний можно назвать лишним. (Облака (какие?) легкие – мн. ч.)

  1. Работа в парах.

Каждой паре даются карточки – по 2 предложения.

1 ряд.

Наконец к нам пришла долгожданная весна.

Весь день светит теплое солнышко.

2 ряд.

На лесных озерах треснул лед.

По дорогам журчат шумные ручьи.

3 ряд.

На березах надулись маленькие почки.

Они пахнут душистой смолой.

— Найти имена прилагательные, определить их число.

Детям дается время для подготовки. Затем 1 пара с каждого ряда выходит к доске и объясняет.

  1. Работа с деформированным предложением.

льёт, на, весеннее, лучи, землю, тёплые, солнышко

(Весеннее солнышко льёт на землю тёплые лучи.)

— Подчеркнуть главные члены предложения.

— Выписать словосочетания прил. + сущ.

7. Тест по системе Response.

А1. Что обозначает имя прилагательное?

А признак предмета

В предмет

С действие предмета

Д качество предмета

А2. В какой строке записано имя прилагательное?

А радостный

В ручьи

С светит

Д подснежник

А3. Укажи строку, где имя прилагательное стоит во множественном числе?

А холодная

В интересное

С увлекательный

Д звонкие

А4. В какой строке записано имя прилагательное, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?

А теплое

В смелая

С быстрый

Д легкие

В1. Какие слова являются близкими по значению?

А узкий – широкий

В аккуратный – старательный

С веселый – грустный

Д сладкий – горький

С1. Сколько имен прилагательных в стихотворении?

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

А 2

В 4

С 3

Д 5

Каждое верное задание уровня А оценивается в 3 балла, уровня В – в 4 балла, уровня С – в 5 баллов.

97 -100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

77 – 96% — оценка «4»

50 – 76% — оценка «3»

Менее 50% — оценка «2»

  1. Рефлексия.

Литература

  1. О Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2 класс. — М.: Просвещение, 2012г

  1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь 2 класс. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2012г.

  1. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по русскому языку (к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого) 2 класс. – М.: «Вако» 2012г.

  1. В.П.Канакина, Г.С.Щёголева Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение» 2009 г.

  1. Т.В.Игнатова, Л.И.Тикунова Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 2 класс. М.: «Экзамен» 2009 г.

  1. В.А.Синякова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс. М.: «Вако» 2010 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here