Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"Урок для 2 класса по теме: "Подбор проверочных слов для корня в названии предметов"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Буклаева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл

Тема урока: «Подбор проверочных слов для корня в названии предметов».

Урок – закрепление по русскому языку во 2 классе ( УМК « Гармония» )

Тема: Подбор проверочных слов для корня в названии предметов.

Цели: — закрепить знания различных способов подбора проверочных слов;

— отработать умение пользоваться одним из способов подбора проверочных слов;

— повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова : енот, ёлка, маяк, льёт, мёд.

— Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного.

— какая это буква? В каком слове она находится ? ( В слове мёд ).

— Какой порядок букв представлен в следующей цепочке :

оё ооёё оооёёё ?

— Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.

3. Определение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы с вами должны потренироваться в решении орфографических задач для корня в названии предметов.

4. Закрепление изученного .

а) _________ч. ________ч. ___________ч. ___________ч.

Мяч — _______________ двор — ____________________

Край — _______________ шар — _____________________

Поле — _______________ стол — _____________________

— Укажи, в каком числе стоят слова. Есть ли в корне орфограмма? Как докажешь?

— Над пустыми строками напиши слова в другом числе и устно измени слова. Какая орфограмма появилась?

— Запиши слова с « окошками». Называй буквы, которые «спорят» .

— Выбери правильные буквы, вставь их и объясни.

— Слова в каком числе для этих слов стали проверочными?

Первый вывод: чтобы подобрать проверочное слово к слову , обозначающему предмет, надо изменить число.

Изменить число:

ед. ч. мн. ч.

Таблица 1.

Проверь себя

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

— Диктовка. Выпиши с « окошками» все названия предметов.

— Выбери правильную букву, вставь их и объясни.

— На какие две группы делятся слова? ( Все проверяются изменением числа, но три – множественным числом, а два – единственным числом).

б) Открытым тобой способом реши орфографические задачи. Как будешь действовать?

. — кро. … — л.сты

. — с.м … — в.дро

. — кла.. … — сп.на

. — с х.лма … — во дв.ре

К каким словам не удалось подобрать проверочные знакомым способом?

— Как по другому мы можем решить орфографическую задачу в корне в словах, обозначающих предмет?

— Выбери правильные буквы, вставь их и объясни. Какие слова для них стали проверочными?

Вывод второй: чтобы подобрать проверочное слово, надо изменить его по команде вопроса кто? Или что?

Кто? или что?

( в ед.ч. или мн. ч. )

Таблица 2.

— Тем же способом выбери буквы ещё в нескольких словах. Запись делай так же.

— на к.не … — на п.лу

— по к.мням … — на кр.ю

Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Выйдите из – за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.

В) — Можно ли данными способами выбрать букву к следующим словам:

Д Б

Т П

— ло.ка … — ша.ка

— ули.ка … — оши.ка

— гря.ка … — тря.ка

— А как решать данную орфографическую задачу другим способом?

— Напиши сначала проверочное слово, а затем данное, вставляя нужную букву.

— Какой способ проверки помог?

Третий вывод: при подборе проверочного слова, изменяй его по команде вопроса ( много) кого? чего?

Кого?

( много)

Чего?

Таблица 3.

— А как данные слова можно проверить другим способом? Объясни.

Четвёртый вывод: назвать предмет однокоренным способом, только ласково или представляя его маленьким.

Однокоренное слово

( ласково или маленьким)

Таблица 4.

Работа на слух.

— Из знакомых строк выписать с « окошками» ( в столбик) все слова, называющие предметы, с орфограммами в корне.

— Решить поставленные задачи с помощью проверочных слов. ( Слово чердак орфографически проговорить, но после записи с « окошками».)

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Стёпе говорят:

Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?! ( С. Михалков)

5. Работа корректора.

— Над словами, которые написаны верно, поставь +. Встретишь ошибки – исправь.

С гребами, шапка, шупка, в воде,

В трове, в окне, пушка, крушка.

— Слова, в которых были ошибки, запиши правильно; доказывай выбор буквы.

Не забывай об «окошках» в проверочных словах.

( Самостоятельная работа в течении 5 минут)

6. Итог урока.

— Как узнать букву в корнях названий предметов?

Вывешивается итоговая таблица – правило.

Узнать буквы в корнях названий предметов можно так.

  1. Подобрать однокоренное слово ( назвать предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой…)

  2. Изменить — 1) ед. ч. мн. ч.

проверяемое — 2) кто? что?

Слово ( ед.ч. или мн.ч.)

— 3) ( много) кого? чего?

Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

Список использованной литературы

1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2008.

2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации « К тайнам нашего языка. 2 класс. — Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2006.

3. Корешкова Т. В. Тетрадь для самостоятельных работ. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2012.

4. Корешкова Т. В. Тестовые задания. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2013.

5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь — задачник « К тайнам нашего языка. 2 класс. — Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here