Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Буклаева Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Тема урока: «Подбор проверочных слов для корня в названии предметов».
Урок – закрепление по русскому языку во 2 классе ( УМК « Гармония» )
Тема: Подбор проверочных слов для корня в названии предметов.
Цели: — закрепить знания различных способов подбора проверочных слов;
— отработать умение пользоваться одним из способов подбора проверочных слов;
— повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Минутка чистописания.
На доске записаны слова : енот, ёлка, маяк, льёт, мёд.
— Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного.
— какая это буква? В каком слове она находится ? ( В слове мёд ).
— Какой порядок букв представлен в следующей цепочке :
оё ооёё оооёёё ?
— Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
3. Определение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы с вами должны потренироваться в решении орфографических задач для корня в названии предметов.
4. Закрепление изученного .
а) _________ч. ________ч. ___________ч. ___________ч.
Мяч — _______________ двор — ____________________
Край — _______________ шар — _____________________
Поле — _______________ стол — _____________________
— Укажи, в каком числе стоят слова. Есть ли в корне орфограмма? Как докажешь?
— Над пустыми строками напиши слова в другом числе и устно измени слова. Какая орфограмма появилась?
— Запиши слова с « окошками». Называй буквы, которые «спорят» .
— Выбери правильные буквы, вставь их и объясни.
— Слова в каком числе для этих слов стали проверочными?
Первый вывод: чтобы подобрать проверочное слово к слову , обозначающему предмет, надо изменить число.
Таблица 1.
Проверь себя
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
— Диктовка. Выпиши с « окошками» все названия предметов.
— Выбери правильную букву, вставь их и объясни.
— На какие две группы делятся слова? ( Все проверяются изменением числа, но три – множественным числом, а два – единственным числом).
б) Открытым тобой способом реши орфографические задачи. Как будешь действовать?
…. — кро. … — л.сты
…. — с.м … — в.дро
…. — кла.. … — сп.на
…. — с х.лма … — во дв.ре
— К каким словам не удалось подобрать проверочные знакомым способом?
— Как по другому мы можем решить орфографическую задачу в корне в словах, обозначающих предмет?
— Выбери правильные буквы, вставь их и объясни. Какие слова для них стали проверочными?
Вывод второй: чтобы подобрать проверочное слово, надо изменить его по команде вопроса кто? Или что?
Таблица 2.
— Тем же способом выбери буквы ещё в нескольких словах. Запись делай так же.
… — на к.не … — на п.лу
… — по к.мням … — на кр.ю
Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Выйдите из – за парт. Проведём физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете.
Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земля, моря, семья.
В) — Можно ли данными способами выбрать букву к следующим словам:
Д Б
Т П
… — ло.ка … — ша.ка
… — ули.ка … — оши.ка
… — гря.ка … — тря.ка
— А как решать данную орфографическую задачу другим способом?
— Напиши сначала проверочное слово, а затем данное, вставляя нужную букву.
— Какой способ проверки помог?
Третий вывод: при подборе проверочного слова, изменяй его по команде вопроса ( много) кого? чего?
Таблица 3.
— А как данные слова можно проверить другим способом? Объясни.
Четвёртый вывод: назвать предмет однокоренным способом, только ласково или представляя его маленьким.
Таблица 4.
Работа на слух.
— Из знакомых строк выписать с « окошками» ( в столбик) все слова, называющие предметы, с орфограммами в корне.
— Решить поставленные задачи с помощью проверочных слов. ( Слово чердак орфографически проговорить, но после записи с « окошками».)
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Стёпе говорят:
Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?! ( С. Михалков)
5. Работа корректора.
— Над словами, которые написаны верно, поставь +. Встретишь ошибки – исправь.
С гребами, шапка, шупка, в воде,
В трове, в окне, пушка, крушка.
— Слова, в которых были ошибки, запиши правильно; доказывай выбор буквы.
Не забывай об «окошках» в проверочных словах.
( Самостоятельная работа в течении 5 минут)
6. Итог урока.
— Как узнать букву в корнях названий предметов?
Вывешивается итоговая таблица – правило.
Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.
Список использованной литературы
1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2008.
2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации « К тайнам нашего языка. 2 класс. — Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2006.
3. Корешкова Т. В. Тетрадь для самостоятельных работ. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2012.
4. Корешкова Т. В. Тестовые задания. 2 класс. Ч.2.- Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2013.
5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь — задачник « К тайнам нашего языка. 2 класс. — Смоленск.: « Ассоциация 21 век», 2009.