1. МБОУ гимназия №1

  2. Древко Елена Вячеславовна

  3. Русский язык

  4. 5 класс

  5. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией А.Ю.Купаловой. — М: Дрофа, 2009; Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. — М: Дрофа, 2008

  6. Фразеологизм как единица языка

  7. Цели:

  1. Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.

    1. Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.

    2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умения учащихся.

    3. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.

8. Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.

9. Ход урока

Ход урока

  1. Организационный момент

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

  1. II. Грамматическая «пятиминутка»

  1. Орфографический диктант

Ра_спол_жение, бе_жалос_ный, заг_рать, пр_к_сается, уд_рать, пр_милый, пр_усадебный, пр_лечь, гиган_ский, оз_рение.

  1. Орфоэпическая работа

Задание: расставить ударение в словах:

Занят, занята, занято; начал, начала, начали.

Скворечник, скучно, конечно, помощник.

  1. Проверка домашнего задания

/Ребята подбирали пословицы/

  1. Беседа

    • Для чего служат слова в языке?

    • Что называют лексическим значением слова?

    • Что называется словосочетанием?

  1. Объяснение нового материала

Петя на уроке труда работал плохо.

Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Плохо = спустя рукава

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.

Слово

  • близки по значению одному слову;

  • являются одним членом предложения.

Словосочетание

  • состоят из двух и более слов;

  • являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.

  1. Выполнение тренировочных упражнений

        1. Работа со словарями:

        2. Словарная работа:

Р

-Близко

-Бездельничать

-Замолчать

-Бездельничать

-Быстро

-Рано

-Медленно

укой подать

Бить баклуши

В рот воды набрать

Валять дурака

В мгновение ока

Ни свет ни заря

Черепашьими шагами

    • Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?

    • Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?

        1. «Найдите лишнее»

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока

3. Из истории слов /Индивидуальное задание/

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

4. Творческая работа

/Замените выделенные слова фразеологизмами

Змей Горыныч унёс царевну далеко.

Народу на площади было много.

После работы на участке мы сильно устали.

Завтра надо вставать очень рано.

5. Возьмите на заметку! /Придают выразительность речи/

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…

А Мишка и ухом не ведет.

И.А.Крылов

Вот за ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает.

И.А.Крылов

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась».

А.С.Пушкин

  1. Закрепление

Тестовая работа и её проверка.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом:

1) сварить кашу;

2) заварить кашу;

3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак;

2) хоть пруд пруди;

3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:

1) сесть в калошу;

2) кот наплакал;

3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться;

2) задаваться;

3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух;

2) изо дня в день;

3) ни свет ни заря.

  1. Итоги урока

    • Какая единица языка называется фразеологизмом?

    • Что общего у фразеологизмов со словами и словосочетаниями?

    • С какой целью фразеологизмы используют в речи?

  1. Выставление оценок

  1. Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:

  • Со щитом или на щите;

  • Вавилонское столпотворение;

  • Лебединая песня;

  • Кричать во всю ивановскую.

2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here