— Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 38 II вида» г. Новокузнецка
654027, пр. Пионерский, 9 тел./факс (3843) 74-37-67 E—mail: mou -n 38@ail.ru
Информационная карта интегрированного урока русского языка и артпедагогики
в 5 классе
24.12.12
Учитель: Филатова В.П.
Тема: Повторение изученного по лексике.
Да | Нет | |
1.Цели: Формировать образовательную, коммуникативную и информационную компетенции слабослышащих обучающихся через: 2.Определение задач урока и способов их решения: -актуализировать и уточнить знания о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах, о словарях; обучать детей распознанию эмоций; -вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность; развивать творческие способности ребят, их речевую активность; расширять кругозор; — воспитывать интерес к русскому языку; -корректировать фонемную и грамматическую стороны речи. 3.Терминологический словарь: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов. 4. Фразы, выражающие эмоциональное состояние: Мне нравится эта музыка. Музыка веселая, бодрая. Я люблю весну, потому что …. У меня веселое (грустное, спокойное) настроение. Мне грустно (весело).
5.Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
6.Организация коммуникативного события: —осознание обучающимися значимости целей, задач и видов деятельности на уроке; -установление связей между грамматической темой урока, произношением, музыкальными и художественными образцами; — применение известных знаний для постижения нового; -готовность выразить свои впечатления, вести диалог по предложенной теме; -формулирование согласного итогового суждения; -определение целей дальнейшей работы.
|
+
+
+
+
+
+
+
+ |
|
Ход урока
I. Оргмомент.
Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте хорошо говорить, четко выговаривать звуки.
— Какой сейчас урок? (с)
— Зачем проводятся уроки русского языка? (с)
— Что изучаем по русскому языку? (с)
-Что было задано на дом?
II. Словарная работа.
Прежде, чем перейти к проверке д. з., давайте поработаем с терминами, которые понадобятся нам на уроке. Послушайте, как я произношу их:
лексическое значение слова
синонимы
антонимы
толковый словарь
словарь синонимов
словарь антонимов
Прочитаем все вместе. Прочитай……
III. Работа с картой настроения.
— ……, какое у тебя настроение?
— …., спроси у ……, какое у нее настроение?
— ….., у тебя веселое настроение?
IV. Музыкальный момент.
Ребята, вы знаете, что музыка влияет на наше настроение. Она может заставить плакать и смеяться, грустить и радоваться. Может быть, музыкальная пьеса, которую мы сейчас послушаем, улучшит …….. настроение.
Звучит муз. пьеса Петра Ильича Чайковского «Февраль».
Какая музыка по характеру? (Табличка: веселая – грустная, бодрая – спокойная, быстрая – медленная)
Ребята, кто пишет музыку: писатель, художник, композитор, поэт?
Кто написал эту пьесу? (портрет П. И. Чайковского)
— …….., прочитай, как называется эта пьеса. О каком времени года в ней говорится?
Эта пьеса имеет еще одно название «Масленица». Масленица – это веселый шумный праздник, на котором провожают холодную зиму, пекут масленые блины – круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Поэтому и сама
музыка – это русская народная пляска.
— ….,назови свое любимое время года.
V. Проверка домашнего задания.
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
— …., какое сегодня число? (с)
— ….., прочитай тему урока. (с)
Будем писать лексический диктант. Я называю определение к термину, вы записываете этот термин.
Это то, что обозначает слово.
Это слова противоположные по лексическому значению.
Это особые справочные книги, в которых разъясняется лексическое значение слов.
Это слова, одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
Самопроверка.
К доске пойдет ……. Правильно расставь таблички, чтобы получилось определение терминов. Прочитай.
Например: Лексическое значение – это то, что обозначает слово.
VI. Повторение изученного по лексике.
1. Подберите синонимы к словам грустить, смеяться. Если трудно подобрать синонимы к слову, к какому словарю можно обратиться?
2. Расположите слова по степени нарастания признака:
хихикать, хохотать, улыбаться, смеяться.
3. Подумайте, кто больше всех переживает.
Девочка печалится. Подруга грустит. Мальчик огорчился. Мать горюет.
4. Запишите антонимы к словам, обозначающим чувства, характер человека.
Веселый -….., умный — ……, добрый — ……..
Физминутка.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VII. Работа с текстом.
Оптимист и пессимист
Встретились два друга. У одного настроение веселое, солнечное. У другого – грустное, темное.
— Ты чего такой грустный? – спросил веселый.
-А ты чего такой веселый? – спросил грустный.
— Видишь: листья, вода, солнце – радость! Потому и весело.
— Вижу… листья, вода, солнце… Оттого и грустно.
— Да ты послушай, какая красота: птицы поют – невозможно спать.
— Слышу, слышу… Птицы поют – спать невозможно, а завтра рано вставать.
— Ну что ты! Опять весна – жизнь идет!
— Вот – вот… Опять весна – жизнь проходит…
Поговорили они так и разошлись.
(А.Инин, Л.Осадчук).
Задание.
-
Найдите в тексте синонимы к словам веселое, солнечное (настроение).
-
В электронном словаре найдите значение слова оптимист. (Индивидуальная работа на компьютере)
— …., прочитай, что обозначает слово оптимист.
— Кого из друзей можно назвать оптимистом?
— Кого в нашем классе можно назвать оптимистом, а кого – пессимистом?
VIII. Домашняя работа.
-Подготовьтесь к проверочной работе по теме «Лексика»: с.142, вопросы 1,4,5,6.
IX. Подведение итогов урока.
— Что мы делали на уроке?
— Какие новые слова узнали на уроке?
Узнал ты много новых слов
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря урок потрачен.
Самоанализ интегрированного урока русского языка и артпедагогики в 5 классе по теме «Повторение изученного по лексике»
В разделе «Лексика» данный урок обобщающий, опирается на знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Следующий урок по учебно-тематическому планированию – проверочная работа по теме «Лексика». При выборе темы учитывался уровень подготовки учащихся.
Цель: формирование образовательной, коммуникативной и информационной компетенции слабослышащих обучающихся.
Задачи:
актуализировать и уточнить знания о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах, о словарях; обучать детей распознанию эмоций;
-
вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность, развивать творческие способности ребят, их речевую активность; расширять кругозор;
-
воспитывать интерес к русскому языку;
-
корректировать фонемную и грамматическую сторону речи.
Цель и задачи урока направлены на систематизацию знаний учащихся по теме; на тесную связь с артпедагогикой: умению распознавать свое и окружающих эмоциональное состояние, готовность выразить свои впечатления от прослушанной музыки, увиденной картины; на создание творческой позитивной атмосферы на уроке.
В ходе урока много вниманию уделялось развитию речевой активности обучающихся и расширению их кругозора.
Структура и организация урока соответствует уроку закрепления знаний, умений, навыков. Все этапы урока работали в тесной взаимосвязи. На каждом этапе был организован диалог: ученик-ученик, учитель-ученик.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент (3 минуты);
2. Словарная работа (5 минут);
3. Проверка домашнего задания (10 минут);
4. Закрепление изученного (15 минут);
5. Задание на дом (3 минуты);
6. Подведение итогов урока (4 минуты).
Распределение таким образом времени на уроке считаю наиболее удачным для реализации данных задач. На каждом этапе урока обучающиеся были вовлечены в активную практическую деятельность. Были использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (при объяснении значения новых слов); репродуктивный (при написании лексического диктанта, при подборе определений к терминам); частично-поисковый (при работе с текстом, при работе со словарями синонимов и антонимов, электронным словарем). Использовались разные формы организации урока: фронтальная работа, работа в паре, групповая работа. На уроке был использован компьютер, дидактический и раздаточный материалы. Обучающиеся во время урока были заинтересованы, внимательны, работоспособны. В целях здоровьесбережения детей была проведена физминутка.
Поставленные задачи, я считаю, были реализованы на уроке.
Филатова В.П.