Егораева Надежда Алексеевна  (PedagogRus)

Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дегтярская СОШ»

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Употребление наречий в речи.

Тип урока: урок-наблюдение, развитие речи учащихся.

Цель урока: 1. Помочь учащимся определить роль наречий в речи а) как средства более точного и образного выражения мысли. б) как средства связи предложений в тексте. в) как средства характеристики человека и окружающей среды.

2. Наблюдение за употреблением наречий в текстах разных стилей и жанров.

3. Помочь грамотно и уместно употреблять наречия в речи.

Оборудование: Презентация урока, учебники; карточки-задания. Текст «Футболист Димка», карточки «Рефлексия», творческие работы учащихся.

Ход урока: 1. На доске (экране) слайд с записью темы урока и эпиграфом:

Пройдёмся по царству русских наречий,

и вы тотчас же увидите, сколь велика в них

мысль, её ёмкость, точность, вещественность

и сколь незаменимы они.

А.К.Югов

2.Организационный момент (учитель здоровается с детьми, желает хорошей работы, каждого просит улыбнуться и пожелать активной работы на уроке). На доску вывешивается смайлик с улыбкой.

3. Проверка домашнего задания (доклад помощников) – самоуправление.

4. Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Вы видите, что мы сегодня продолжим говорить о наречии. Прочтите эпиграф к уроку. Что вы можете сказать? Как вы его понимаете? Значит, мы будем сегодня говорить об употреблении наречий в речи.

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем мы будем говорить на эту тему? С какой целью? Что мы должны будем узнать? (дети ставят цели и задачи урока).

— А как мы можем узнать об употреблении наречий в речи? (спросить у учителя, прочитать в учебнике, спросить у одноклассников). На доску (метод кластера) вывешиваются картинки, подтверждающие предложения учащихся. Оформление записей в тетрадях.

5. Повторение сведений о наречии как части речи.

Учитель: И так наречие. Давайте вспомним, что это за часть речи?

Учитель: ( благодарит учеников и читает наизусть стихотворение Э. Куклиной «Наш язык и скромен, и богат…» (см. стр. 138 учебника)

_ Скажите, а какие слова помогли мне и вам представить то, о чём говорит автор стихотворения? (наречия). Запишите их в своих тетрадях.

Высоко, кругом, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво. 1-й пробел

6. Работа с текстом, расположенном на экране.

__Посмотрите внимательно на экран, прочтите текст. Скажите, чтобы лучше понять сообщение, слова какой части речи мы можем вставить вместо точек? (наречие). Дети работают в тетрадях.

__ А теперь прочтите текст в исправленном виде. Что изменилось? (теперь лучше поняли сообщение). На экран проецируется текст в исправленном виде. (см. текст про грача).

Радостно, всегда, весьма, важно, умело, много, обычно, много.

Учитель: Среди записанных вами наречий найдите наречия образа действия. В зависимости от роли в предложении они отличаются от других наречий. Откройте стр. 132-133 вашего учебника, найдите рубрику «Возьмите на заметку», прочтите объяснение, расскажите друг другу. (Учитель подводит итог) . см. слайд презентации об определительных и обстоятельственных наречиях.

Учитель: А теперь выпишите из предыдущего текста определительные и обстоятельственные наречия в два столбика.

Важно всегда

Радостно много

Ловко (умело) обычно, весьма

___ Вот мы с вами и узнали, что наречия образа действия «живописуют» действие. (1 функция)

2-й пробел.

7.Учитель: ( Групповая форма работы). Перед вами карточки-тексты. Прочтите их, посоветуйтесь с членами группы, выберите правильный вариант ответа из двух предложенных. Озвучьте сведения о роли наречий в тексте. (У каждой группы тексты разных стилей и жанров). Тексты взяты из методического сборника под редакцией Богдановой.

8. Учитель: Ребята, скажите, а можно ли ошибиться в правописании наречий? (да). А в употреблении наречий в речи? (да).

__ Попробуй те найти ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. (см. слайд).

__ Часто делаются ошибки в употреблении наречий опять и обратно. (см. слайд).

Обратно (куда?) Опять (как?)

= =

назад, вспять снова, вновь 3-й пробел.

Учитель: Давайте чуть-чуть отдохнём и посмотрим сценку «Рецепт». Почему врач посоветовал ученику читать грамматику?

__А что значит «в пух и прах»? Фразеологизм, т.е. устойчивое сочетание слов. Значит, наречия имеют место во фразеологизмах. Запишите одним словом (подберите синонимичное слово-наречие): трудиться не покладая рук – хорошо, работать спустя рукава – плохо, учиться с грехом пополам –слабо, надоесть хуже горькой редьки – сильно, как из рога изобилия- много, расти как на дрожжах – быстро, уснул как убитый крепко. ( Затем смотреть слайд).

9. Учитель: Важное место занимают наречия в пословицах и поговорках.( Дети самостоятельно подбирали примеры).

10.Учитель: Место наречий в различных словарях. (Дети приводят примеры, полученные самостоятельно). Толковый, этимологический,(слово вдребезги),русско-английский(на 18 тыс. слов на и-6 слов, на н-26 слов): изредка, извне, наизусть, настежь, наяву идр.

__ Я попросила Катю и Регину посмотреть, а много ли наречий в русско-немецком словаре. (девочки отвечают, учитель приводит и свои примеры) гут-хорошо и др.

_ Скажите, нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знать наречия?

11. Учитель: А теперь понаблюдаем над ролью наречий в нашей речи. Я просила вас послушать на переменке , какие наречия произносят учащиеся нашей школы, допускают ли они ошибки в употреблении наречий? (дети отвечают). Н-р, задавали много, отвечал клево, выглядит круто, отвечал хорошо , очень много, жутко хорошо, супер модно и др.

12.Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на список произведений, которые воспроизведены на экране. Если вы их прочтете, то увидите, как часто авторы этих произведений пользуются наречиями и какими именно. (см. слайд). А работать мы будем с текстом из рассказа Ю Яковлева «Футболист Димка» 4-й пробел.

Текст и задания даны каждому ученику. Учитель обращает внимание учащихся, что такой вид работы им встретится на ГИА.

13. Взаимопроверка. Дети проверяют « вслед за учителем».

14. Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на стр. 135 вашего учебника и прочтите рубрику «Возьмите на заметку». А что такое олицетворение? (дети дают понятие олицетворения, приводят и записывают примеры, данные в учебнике). (см. слайд).

15. Учитель: Давайте поиграем. Учитель называет существительное, а ученики подбирают «нар. + гл.» — олицетворение: солнце – весело смеётся. Ветер- зло ворчит и др.

__А вот как у А.С. Пушкина:
Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

16.Учитель: А вот какие творческие работы получились у вас.(см. слайд).

17. Учитель: Урок подходит к концу. Подведём итог урока. (см. слайд). Вернемся к эпитету.

Наречия делают нашу речь грамотной, точной, выразительной, понятной.

18. Рефлексия: (каждый ребёнок заполняет, рисует смайлик и клеит на доску).

1. На уроке мне было______________.

2.Работы мы выполняли____________.

3. Сегодня я ___________поработал.

4. Я постараюсь в дальнейшем_____________употреблять наречия в речи.

19. Учитель: Благодарит за урок и просит оценить работу соседа по парте или свою, поставить оценку за урок.

20. Домашнее задание: параграф №24, упр. 293, 295 (по выбору).(см. слайд).

21. Учитель: читает в заключении «Красивая речь способна на всё. Научитесь говорить с людьми на любые темы, вести диалог и выступать на людях, ведь красивую речь приятно слушать».( см. слайд).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here