Егораева Надежда Алексеевна (PedagogRus)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дегтярская СОШ»
Открытый урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Употребление наречий в речи.
Тип урока: урок-наблюдение, развитие речи учащихся.
Цель урока: 1. Помочь учащимся определить роль наречий в речи а) как средства более точного и образного выражения мысли. б) как средства связи предложений в тексте. в) как средства характеристики человека и окружающей среды.
2. Наблюдение за употреблением наречий в текстах разных стилей и жанров.
3. Помочь грамотно и уместно употреблять наречия в речи.
Оборудование: Презентация урока, учебники; карточки-задания. Текст «Футболист Димка», карточки «Рефлексия», творческие работы учащихся.
Ход урока: 1. На доске (экране) слайд с записью темы урока и эпиграфом:
Пройдёмся по царству русских наречий,
и вы тотчас же увидите, сколь велика в них
мысль, её ёмкость, точность, вещественность
и сколь незаменимы они.
А.К.Югов
2.Организационный момент (учитель здоровается с детьми, желает хорошей работы, каждого просит улыбнуться и пожелать активной работы на уроке). На доску вывешивается смайлик с улыбкой.
3. Проверка домашнего задания (доклад помощников) – самоуправление.
4. Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Вы видите, что мы сегодня продолжим говорить о наречии. Прочтите эпиграф к уроку. Что вы можете сказать? Как вы его понимаете? Значит, мы будем сегодня говорить об употреблении наречий в речи.
Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем мы будем говорить на эту тему? С какой целью? Что мы должны будем узнать? (дети ставят цели и задачи урока).
— А как мы можем узнать об употреблении наречий в речи? (спросить у учителя, прочитать в учебнике, спросить у одноклассников). На доску (метод кластера) вывешиваются картинки, подтверждающие предложения учащихся. Оформление записей в тетрадях.
5. Повторение сведений о наречии как части речи.
Учитель: И так наречие. Давайте вспомним, что это за часть речи?
Учитель: ( благодарит учеников и читает наизусть стихотворение Э. Куклиной «Наш язык и скромен, и богат…» (см. стр. 138 учебника)
_ Скажите, а какие слова помогли мне и вам представить то, о чём говорит автор стихотворения? (наречия). Запишите их в своих тетрадях.
Высоко, кругом, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво. 1-й пробел
6. Работа с текстом, расположенном на экране.
__Посмотрите внимательно на экран, прочтите текст. Скажите, чтобы лучше понять сообщение, слова какой части речи мы можем вставить вместо точек? (наречие). Дети работают в тетрадях.
__ А теперь прочтите текст в исправленном виде. Что изменилось? (теперь лучше поняли сообщение). На экран проецируется текст в исправленном виде. (см. текст про грача).
Радостно, всегда, весьма, важно, умело, много, обычно, много.
Учитель: Среди записанных вами наречий найдите наречия образа действия. В зависимости от роли в предложении они отличаются от других наречий. Откройте стр. 132-133 вашего учебника, найдите рубрику «Возьмите на заметку», прочтите объяснение, расскажите друг другу. (Учитель подводит итог) . см. слайд презентации об определительных и обстоятельственных наречиях.
Учитель: А теперь выпишите из предыдущего текста определительные и обстоятельственные наречия в два столбика.
Важно всегда
Радостно много
Ловко (умело) обычно, весьма
___ Вот мы с вами и узнали, что наречия образа действия «живописуют» действие. (1 функция)
2-й пробел.
7.Учитель: ( Групповая форма работы). Перед вами карточки-тексты. Прочтите их, посоветуйтесь с членами группы, выберите правильный вариант ответа из двух предложенных. Озвучьте сведения о роли наречий в тексте. (У каждой группы тексты разных стилей и жанров). Тексты взяты из методического сборника под редакцией Богдановой.
8. Учитель: Ребята, скажите, а можно ли ошибиться в правописании наречий? (да). А в употреблении наречий в речи? (да).
__ Попробуй те найти ошибки. Запишите предложения в исправленном виде. (см. слайд).
__ Часто делаются ошибки в употреблении наречий опять и обратно. (см. слайд).
Обратно (куда?) Опять (как?)
= =
назад, вспять снова, вновь 3-й пробел.
Учитель: Давайте чуть-чуть отдохнём и посмотрим сценку «Рецепт». Почему врач посоветовал ученику читать грамматику?
__А что значит «в пух и прах»? Фразеологизм, т.е. устойчивое сочетание слов. Значит, наречия имеют место во фразеологизмах. Запишите одним словом (подберите синонимичное слово-наречие): трудиться не покладая рук – хорошо, работать спустя рукава – плохо, учиться с грехом пополам –слабо, надоесть хуже горькой редьки – сильно, как из рога изобилия- много, расти как на дрожжах – быстро, уснул как убитый крепко. ( Затем смотреть слайд).
9. Учитель: Важное место занимают наречия в пословицах и поговорках.( Дети самостоятельно подбирали примеры).
10.Учитель: Место наречий в различных словарях. (Дети приводят примеры, полученные самостоятельно). Толковый, этимологический,(слово вдребезги),русско-английский(на 18 тыс. слов на и-6 слов, на н-26 слов): изредка, извне, наизусть, настежь, наяву идр.
__ Я попросила Катю и Регину посмотреть, а много ли наречий в русско-немецком словаре. (девочки отвечают, учитель приводит и свои примеры) гут-хорошо и др.
_ Скажите, нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знать наречия?
11. Учитель: А теперь понаблюдаем над ролью наречий в нашей речи. Я просила вас послушать на переменке , какие наречия произносят учащиеся нашей школы, допускают ли они ошибки в употреблении наречий? (дети отвечают). Н-р, задавали много, отвечал клево, выглядит круто, отвечал хорошо , очень много, жутко хорошо, супер модно и др.
12.Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на список произведений, которые воспроизведены на экране. Если вы их прочтете, то увидите, как часто авторы этих произведений пользуются наречиями и какими именно. (см. слайд). А работать мы будем с текстом из рассказа Ю Яковлева «Футболист Димка» 4-й пробел.
Текст и задания даны каждому ученику. Учитель обращает внимание учащихся, что такой вид работы им встретится на ГИА.
13. Взаимопроверка. Дети проверяют « вслед за учителем».
14. Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на стр. 135 вашего учебника и прочтите рубрику «Возьмите на заметку». А что такое олицетворение? (дети дают понятие олицетворения, приводят и записывают примеры, данные в учебнике). (см. слайд).
15. Учитель: Давайте поиграем. Учитель называет существительное, а ученики подбирают «нар. + гл.» — олицетворение: солнце – весело смеётся. Ветер- зло ворчит и др.
__А вот как у А.С. Пушкина:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
16.Учитель: А вот какие творческие работы получились у вас.(см. слайд).
17. Учитель: Урок подходит к концу. Подведём итог урока. (см. слайд). Вернемся к эпитету.
Наречия делают нашу речь грамотной, точной, выразительной, понятной.
18. Рефлексия: (каждый ребёнок заполняет, рисует смайлик и клеит на доску).
1. На уроке мне было______________.
2.Работы мы выполняли____________.
3. Сегодня я ___________поработал.
4. Я постараюсь в дальнейшем_____________употреблять наречия в речи.
19. Учитель: Благодарит за урок и просит оценить работу соседа по парте или свою, поставить оценку за урок.
20. Домашнее задание: параграф №24, упр. 293, 295 (по выбору).(см. слайд).
21. Учитель: читает в заключении «Красивая речь способна на всё. Научитесь говорить с людьми на любые темы, вести диалог и выступать на людях, ведь красивую речь приятно слушать».( см. слайд).