Осинцева Елена Ивановна

учитель русского языка,

вторая квалификационная категория,

МБОУ СОШ№30

город Каменск-Уральский

Проверочная работа по теме для 7 класса: «Простое и сложное предложение»

Внимательно прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

А) одна

Б) две

В) две и более

  1. Как связаны между собой части в сложном предложении?

А) по смыслу

Б) по смыслу, грамматически и интанационно

3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

А) да, каждая часть — это отдельное самостоятельное предложение

Б) нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением

  1. Сложные предложения могут характеризоваться по цели высказывания?

А) да

Б) нет

  1. Сложные предложения могут быть восклицательными?

А) да

Б) нет

  1. Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания, определите вид предложения, сделайте схему.

Образец: Когда я вышел на дорогу, я увидел большого оленя. (Когда- =), [ — = ]. СП


Я полагаю что вы не были снежной зимой в холодном лесу. Там лежат согнутые деревья так низко что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина так наклонилась что погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери и пробирались люди на лыжах.
Я знаю волшебное средство чтобы идти по такой дорожке, не наклоняясь. Я беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз а дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно я иду утром по лесу и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево.

Контрольная работа для 7 класса по теме: «Союз»

  1. Закончите предложение «Союз – это…»

  2. Ответь на вопрос, запиши в тетради ответ с примерами.

На какие группы делятся союзы?

  1. Спиши текст, вставьте пропущенные знаки препинания, выдели союзы, определи группу союза, подпиши её, сделай схему предложения.

Образец: Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нём. [ — = ], (которая). (СПП)

Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали как космонавты описывали те районы Земли над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, реки, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей.

Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы а иногда и в течение года не могли добраться. Чтобы нанести вновь открытый остров на карту путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязал в непроходимых болотах. С борта космического корабля с помощью несложных инструментов эту работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

Контрольная работа для 7 класса по теме: «Частица»

1. Закончите предложение «Частица – это…»

2. Ответь на вопрос, запиши в тетради ответ с примерами. На какие группы и разряды по значению делятся частицы?

3. Спиши текст, найди частицы, определи группу и разряд по значению частицы, подпиши её.

1) В апреле, в апреле луга запестрели. Крапивы немного домой притащи – пусть бабушка сварит зеленые щи! 2) Разве я когда-нибудь уйду от цветущей яблони в саду, от весны в березовом хмелю, от людей, которых я люблю? 3) От надежды былой уж давно не осталось следа. 4) Какая ужасная жара! На дороге ни души. 5) И желанная страна вот уж издали видна. 6)Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда? 7) Сын подумал: добрый ужин был бы нам, однако, нужен. 8) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 9) Всё цепенеет, лишь ветер злой, бушуя, воет и небо кроет седою мглой. 10) Ведь в поле опустелом с утра и дотемна он занят важным делом – он сеет семена.

*4. Выпиши частицы, определи их группу и разряд по значению

1) Вот капля, как шляпка гвоздя, упала – и, сотнями игол затоны прудов бороздя, сверкающий дождик запрыгал – и сад зашумел от дождя. 2) Вчера всё белей и беззвездней, и прозрачно, и тихо в лесу, только слышен малиновки поздней робкий щебет в девятом часу. 3) Прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. 4) Если б можно было мне сделаться моложе – я за вами на коне поскакал бы тоже! 5) Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет?!

Контрольная работа для 7 класса по теме:

«Второстепенные члены предложения»

1. Продолжите фразу «Определение – это…»

2. Выделите предложение с определением, укажите его вид.

1. Мой дядя вернулся из поездки к морю.

2. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер.

3. В городе-крепости мы осмотрели выставку.

4. Фотография давно лежала под стеклом.

3. Продолжите фразу «Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому, называется…».

Приведите пример с таким членом предложения.

4. Дополните таблицу

Разряды обстоятельств

разряд

вопросы

примеры

?

Как? Каким образом?

Работать увлеченно

время

?

Придет завтра

?

В какой степени? В какой мере?

Очень начитанный

?

Где? Куда? откуда?

?

Какие ещё разряды обстоятельств знаете? Напишите.

5. Отметьте предложения, в которых есть обстоятельства, укажите их разряд.

1. Да он властей не признает!

2.Веселая песня что крылатая птица.

3. Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер в даль.

4. На подъемах ямщик соскакивал с саней и шел по снегу рядом.

6. расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику по плану.

1. По характеру выражаемого отношения к действительности (утвердит., отрицат.)

2. По цели высказывания (повеств., вопросит., побудит.).

3. По эмоциональной окраске (воскл, невоскл.)

4. По количеству грамматических основ (прост, сложн.)

5. По характеру основы (двусоставн., односоставн.)

6. По наличию второстепенных членов (распр, нераспр.)

7. По условиям контекста и речевой ситуации (полное, неполное)

Маше было любопытно посмотреть как ворона протискивается в форточку. Маша влезла на стул открыла форточку и спряталась за шкафом. Но ворона была учёная знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала. Милиционер начал отдирать доски чтобы открыть заколоченную дверь в ларёк.

Контрольная работа для 6 класса по теме:

«Действительные и страдательные причастия»

  1. Найдите ВЕРНОЕ утверждение.

А) Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

Б) Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

В) Причастие – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

Г) Причастие – это часть речи, которая обозначает предмет.

2. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение.

А) действительное причастие обозначает признак предмета по действию, которое выполняется самим предметом.

Б) Страдательное причастие обозначает признак предмета по действию, которое испытывает на себе предмет.

В) действительное и страдательное причастие имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Г) действительное и страдательное причастие имеют формы настоящего и прошедшего времени.

3. Найдите действительное причастие.

А) прочитанная книга

Б) взятая книга

В) пролистанная книга

Г) отвечающий ученик

4. Найдите страдательное причастие.

А) рисующий ученик

Б) обернутая тетрадь

В) занимающийся мальчик

Г) решавший ученик

5. Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделите суффикс.

Лечить, ставить, располагаться, дышать, ценить, двигаться, верить, писать, плакать, светить.

6. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффикс.

Решать, выкачать, услышать, посеять, пристрелять, увидеть, замесить, построить, унести, вырастить.

7. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и запятые. Выделите суффиксы в действительных и страдательных причастиях.

Мураново.

В Муранове, ра…положен…м в 50 километрах от Москвы, находится музей Ф.И.Тютчева. Здесь сохр…няет…ся все что связано с его жизнью и творчеством. Вот к..бинет Ф.И.Тютчева У окна вых..дящ…го в парк письме…ый стол поэта привезе…ый в свое время из Петпрбурга. На столе ч…рнильный прибор много лет служивший его хозяину. Л…жит томик стих…ТВ..рений поэта датированный 1854 годом. Редактировал сборник выпущенный издательством «Современник» И.С.Тургенев.

Контрольная работа для 6 класса по теме:

«Деепричастие»

  1. Укажи вид глагола и образуй от них деепричастия, выдели суффикс.

Образец: падать (несов.в.) – падая, упасть (сов.в.) – упав, упавши.

Дрожать, догнать, залить, опираться, нагнуться, надевать, сдержать, трудиться, возвращаться, встать.

  1. Спиши, вставь попущенные буквы, подчеркни грамматические основы, найди деепричастия, подчеркни их, выдели суффикс.

  1. Пес бежит за ней, л..скаясь,

А царевна, подб…раясь,

Подн…мался на крыльцо

И вз…лся за кольцо.

2. Вот к пальмам подход…т, шумя, к…раван;

В тени их веселый ра..киулся стан.

Кувшины, звуча, нал…лися водою,

И, гордо к…ваяя махровой главою,

Пр…ветствуют пальмы нежда…ых гостей,

И щедро п…ит их студе…ый ручей.

3. Образуй от глаголов деепричастия с частицей НЕ, укажи их вид и выдели суффикс.

Образец: закрыть (сов.в.) – не закрыв

Закрывать, бросить, объяснить, объяснять, осветить, бросать, освещать, разгореться, разгораться, спросить, спрашивать, негодовать.

4. Спиши пословицы, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы и запятые. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты, выдели у деепричастий суффиксы.

(Не) трудясь (не) найдешь счастья; (не) посеяв (не) соб…реешь ур…жая. (Не) убив медведя шкуры не прод…ют. (Не) взявшись за топор избы (не) срубишь. (Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) б..рись лапти плести (не) надравши лыка. (Не) покл…нясь грибу до земли (не) положишь его в кузов.

Зачет для 5 класса по теме «Повторение»

Билет №1

  1. Что такое АЛФАВИТ, сколько в русском языке согласных и гласных звуков?

  2. Что изучает раздел лингвистики ГРАФИКА?

  3. Выполните задание в тетради. Придумайте и запишите слова на каждую букву алфавита, первую букву подчеркните.

  4. Запишите слова и посчитайте, сколько в них слогов, букв, звуков.

Стол, брось, яма, долгий, сливаются, юбилей, салют, решают, вьюга, мять.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №2

  1. Что такое ФОНЕТИКА? Что изучает?

  2. Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?

  3. Выполните задания в тетради. Сделайте фонетический разбор слов.

Лень, ёжик, поездка.

  1. Запишите слова и посчитайте, сколько в них слогов, букв, звуков.

Змея, поехать, письмо, один, туманный, скамья, ёжик, жизнь, диалог, сторож.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №3

  1. Когда пишется Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов?

  2. Когда в словах пишется Ъ?

  3. Выполните задания в тетради. Спишите слова, вставьте, где необходимо Ь, Ъ.

Сбереч…, колос…я, порфел…, синич..ка, вернёш…ся, ключ…, скуч..ный, под..ехать, под…ёмный, об…единить.

  1. От слов ездить, есть, явление образуйте слова с приставками на согласный (раз-, от-, с-, в-, из-, об-, под-). Запишите эти слова.

Образец: ехать – подъехать, съехать

Зачет по теме «Повторение»

Билет №4

  1. Когда в словах пишется Ь, Ъ?

  2. Как пишется НЕ с глаголами?

  3. Выполните задания в тетради. Спишите слова, вставьте, где необходимо Ь, Ъ.

Бур…ян, под…езд, об..явить, с..есть, бар…ер, раз…единить, п..еса, от…езд, свин..и, лис..и.

  1. Спишите предложения, используя правило.

Он (не)мог удержаться от расспросов; (не)падайте духом; (не)отвергайте моего предложения, не разобравшись в деле; (не)почувствовал вины; нельзя (не)отблагодарить за помощь; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)доумевать по каждому поводу; товарищу (не)здоровилось.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №5

  1. Написание –тся, -ться в конце глаголов.

  2. Что такое ЛЕКСИКА?

  3. Выполните задания в тетради. Спишите предложения, используя правило.

Друзья радостно встречают…ся после разлуки. Вращает..ся колесо машины. Радостно встечат…ся после разлуки с друзьями. Начинает вращат..ся колесо машины. Группа отправляет..ся в экспедицию. Геологам надо отправлят…ся в экспедицию.

4. Подберите к слову большой три однокоренных слова и три синонима.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №6

  1. Для чего нужны буквы и звуки?

  2. Что изучает ГРАФИКА?

  3. Выполните задание в тетради. Перепишите слова, располагая их по алфавиту.

Портрет, тетрадь, сторож, дужка, жюри, везти, чересчур, игра, любовь, цыган, арбуз, мягкий, диалог, якорь, звонишь.

  1. Сделайте фонетический разбор слов.

Лесник, скамья, столик.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №7

  1. Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?

  2. Как пишутся сочетания НЧ, ЧН, ЧК, ЩН?

  3. Выполните задание в тетради. Запишите слова, определите количество букв, звуков.

Поле, бежать, пелена, перья, съезд, уничтожение, колесо, яблоко, енот, ёлка.

  1. Подберите однокоренные слова к данным, используя сочетания НЧ, ЧН, ЧК, ЩН.

Образец: конец — кончик

птенец — …, ночь -…, арматура -…, сварить -…, камень — …, няня — …, мощь -…, собирать -…

Зачет по теме «Повторение»

Билет №8

  1. Когда пишется Ь в существительных и глаголах?

  2. Когда пишется Ъ?

  3. Выполните задание в тетради. Запишите слова, вставьте, где необходимо, Ь иЪ.

с..ехать, под..ёмный, пред..юбилейный, раз..ярённый, птич…и, печ…ка, в…тся, в..юга, обез…яна, береч…, идёш…, ключ…, луч…, ноч…ка, прыгнеш…

  1. Запишите данные слова в два столбика: 1) с Ь, 2) с Ъ. Выделите в данных словах корень, приставку, где есть.

Под…езд, п…ю, в…юга, об…явление, с…ёжиться, сер..ёзный, лис…и, об…единить, бул…он, с…ел.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №9

  1. Как пишется НЕ с глаголами?

  2. Как пишется -тся, -ться в конце глаголов?

  3. Выполните задание в тетради. Запишите слова в два столбика: с раздельным и слитным написанием НЕ.

(не)волить, (не)взлюбить, (не)сдобровать, (не)болеть, (не)доумевать, (не)удаляться, (не)преследовать, (не)хотеть, (не)убежать, (не)читать.

  1. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, Ь.

Друзья радостно встречают…ся после разлуки. Вращает..ся колесо машины. Радостно встечат…ся после разлуки с друзьями. Начинает вращат..ся колесо машины. Группа отправляет..ся в экспедицию. Геологам надо отправлят…ся в экспедицию.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №10

  1. Что изучает ЛЕКСИКА?

  2. Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова?

  3. Выполните задание в тетради. Подберите к слову большой три однокоренных слова и три синонима.

  4. Выпишите текст, найдите однокоренные слова.

В сум…рках дорога становилась невидимой,а лес казался тусклой полосой. Небо над нами совсем померкло, и только звёзды едва м…рцает вдали

Зачет по теме «Повторение»

Билет №11

1.Что такое Синоним?

2.Что такое Антоним?

3.Подберите к прилагательному маленький три однокоренных слова и три синонима. Запишите эти слова.

4.Определите, какие из данных слов являются синонимами, а какие- антонимами. Запишите антонимы в составе словосочетаний.

Горячий-жаркий. Горячий-холодный. Громадный-маленький. Громадный-большой. Разговорчивый-молчаливый. Молчаливый-безгласный. Труд-работа. Труд-безделье. Рыдать-смеяться. Смеяться-хохотать.

Зачет по теме «Повторение»

Билет №12

1.Кода пишется ь знак?

2.Как пишется не с глаголами?

3.К данным словам подберите походящие имена существительные и запишите эти пары слов в форме родительного падежа.

Лисий, волчий, заячий, медвежий, собачий, барсучий, кроличий, кошачий.

4.Составьте предложения с глаголами (не) волить, (не) возлюбить, (не) сдобровать, (не) доумевать, (не) удаляться, (не) преследовать, (не) хотеть. Форму глагола можно заменить.

Значение неизвестных слов смотрите в толковом словаре.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА для 7 класса по теме:

«Самостоятельные части речи»

Заполни таблицу.

Часть речи

Вопрос

Значение

Синтаксическая роль

Пример

1. Имя существительное

?

предмет

подлежащее

?

?

?

2.

Какой?

?

Определение

краткая форма — ?

Зелёный

?

3.

?

Который?

Количество предметов,

?

?

Восемь

пятнадцатый

4. Глагол

Что делать?

?

Действие предмета

?

?

5. Причастие

Какой?

?

?

?

Читающий

сделанная

завершена

6. Деепричастие

?

?

?

Думая

прочитав

7. ?

?

Указывает на предмет не называя его

?

Мой,

весь,

я, ты

8. Наречие

?

?

?

Быстро, далеко

Список литературы:

    1. Русский язык. 5, 6, 7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011.

    2. Сорокина Н., Юрьева М. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Сложное предложение. – М.: Открытый мир, 1998.

    3. Невская С., Тростенцова Л., Гагаев П. Морфология. Часть 2. Глагол. Причастие. Деепричастие. – М.: Открытый мир, 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here