Афанасьева Виктория Михайловна  (vakos3458)

учитель руссого языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

Урок русского языка

«Способы передачи чужой речи».

Для 9 класса по программе В.В. Бабайцевой, 8 класса по программе Разумовской М.М.

Цели: обобщить знания о способах передачи чужой речи, повторить знаки препинания при прямой речи, при вводных словах, понятие диалога, объяснить способ передачи чужой речи – косвенная речь, обобщить опыт цитирования.

Оборудование: наглядные таблицы со схемами оформления чужой речи разными способами.

Ход урока.

I.Слово учителя. Постановка целей и задач.

II.Словарный диктант с взаимопроверкой.

  1. Диалог, монолог, ремарка, реплика, персонаж, драматург, драматургическое произведение, аплодисменты, занавес, речевая характеристика, премьера, искусный мастер, искусство слова, словесный портрет, устная словесность, репертуар, рецензия, лаконизм, дискуссия, проблема, посвященный, просвещенный, речевой этикет, синтаксические синонимы, цитирование, афоризм.

  2. Взаимопроверка в парах.

  3. Работа с материалами диктанта. Слово учителя:

— В какую тематическую группу можно объединить слова словарного диктанта? (Драматургия)

— А какие относятся к нашей теме? Подчеркните. (Диалог, синтаксические синонимы, цитирование)

III.Объяснение нового материала. Слово учителя:

— Прежде, чем мы повторим раздел цитирования, вернемся к формулировке темы ее азам.

Работа с определениями «чужая речь», «способы передачи чужой речи».

— Каковы способы передачи чужой речи? (Перечисляем, записываем на доске и в тетради).

IV.Закрепление.

  1. Учащиеся работают с карточками.

Соедините предложения с соответствующими характеристиками.

  1. По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

  2. «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио.

  3. По радио сообщили о возможных осадках.

  4. Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

  5. Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.

  1. Предложение с прямой речью для передачи ее без изменений.

  2. СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

  3. Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

  4. Предложения с вводными словами, вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Сделайте вывод: могут ли разные способы заменять друг друга, не меняя общее значение сообщения, какое языковое явление этому способствует?

Вывод: разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

  1. Подробнее на знаках препинания при прямой речи.

Прямая речь – передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.

Учащиеся выполняют устно упр.557 (уч-к Бабайцевой В.В.), упр. 245( уч-к Разумовской М.М.), дополнительно синтаксический разбор.

Работа со схемами (наглядные таблицы). Подбираем примеры.

Учащиеся выполняют упр. 559, упр. 247 (соотв. программе). Дополнительно определяют в каком предложении использован иной способ передачи чужой речи.

Работа со схемами прямой речи, разорванной словами автора.

Учащиеся выполняют упр. 561, упр. 249, упр. 251.

Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога.

Учащиеся выполняют упр. 564, упр.252.

— Для чего используется диалог без слов автора. (Для передачи динамики беседы).

V. Подведение итогов, выводы, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Упр. 565, упр.253.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here