Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

Обращение и знаки препинания при нём

8 класс

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Кожуренко Ирина Анатольевна

Омск 2013

Цели:

  • Обучающие: вспомнить и обобщить известные учащимся сведения об обращении; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.

  • Развивающие: формировать умение находить обращение в предложении и расставлять знаки препинания при нём; развивать умение составлять предложения с обращением.

  • Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка.

Ход урока:

  • Оргмомент.

  • Целевая установка.

  • Мобилизующий этап:

На интерактивной доске запись:

1. Ах лейся лейся ключ отрадный!

Журчи журчи свою мне быль!

Прощай же море Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

2. Ворох листьев сухих всё сильней веселей разгорается и трещит и пылает костер. (И. Бунин)

Скользя по утреннему снегу

Друг милый предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Задание. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно. Что это за признаки?

  • Из второй группы в первую можно перевести предложение: Скользя по

утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня. В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные , распространённые, с обращениями. Все они из произведений А.С. Пушкина. Во второй группе останется сложносочиненное предожение, в составе которого каждое простое предложение осложнено однородными членами.

Учащиеся записывают предложения с обращениями, расставляя пропущенные знаки препинания в них.

  • Оределение темы и цели урока.

Учитель. Ещё раз посмотрите на записанные предложения, объединённых общим пунктуационным правилом, и сформулируйте тему урока.

Ответ учеников. В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нём.

(Запись темы урока появляется на интерактивной доске).

Учитель. Запишите тему урока в тетрадь и, учитывая, что с обращением вы уже знакомились в 5 классе, сформулируйте цель урока.

Цель урока: вспомнить, что такое обращение, расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.

  • Изучение нового материала.

Учитель: Вспомним уже известный вам материал об обращении.

  • Для чего служит обращение?

  • Чем может быть выражено обращение?

Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теоретической частью

§ 29 по группам. Вопросы даются заранее на интерактивной доске.

Задание. Прочитайте теоретический материал §29 и ответьте на данные вопросы:

  • По каким признакам можно найти обращение в предложении?

(По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению — называет того, к кому обращаются с речью).

  • Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261 ( для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к обеседнику).

  • Какую роль играют обращения в письмах? Докажите примерами упр.261(2). (Служат для выражения отношения к адресату.)

  • Как могут использоваться обращения в поэтической речи?

  • Какими частями речи могут быть выражены обращения?

  • Какие две разновидности обращений вам известны?

  • Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.

  • Закрепление изученного.

  • Объяснительный диктант.

(Предложения выносятся на интерактивную доску).

1.Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4.Рабы разгибайте спины и колени(В.В.Маяковский). 5.Мерзкий грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (А.Твардовский) . 6.До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А.Твардовский). 7.Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил (А.С.Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А.С.Пушкин). 9.Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шди ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10.Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! (А.С.Пушкин). 11. Да ты красавица готова? (А.С.Пушкин).

  • В какой части предложения могут находиться обращения?

  • Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?

  • В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?

  • Распределительное письмо.

Задание: Выпишите сначала предложения, в которых повторяющиеся слова являются обращением, а затем предложения, в которых повторяющиеся слова являются подлежащим. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. — Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые. (А.С.Пушкин). 2.Друзья мои не забывали меня в тяжёлый период моей жизни. — Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин). 3. Осень быстро установилась в наших краях. — Дружная идёшь ты с нами осень. (С.Шипачёв). 4. Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных. — Край любимый навсегда останется в моём сердце, сюда я буду спешить вернуться всю свою жизнь.

5. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля. — Баян большая гармоника со сложной системой ладов. 6.Охотники за растениями вам следует опасаться вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. 7.провожающие покинули вагоны. — Провожающие покиньте вагоны. 8.Больные разойдитесь по палатам. — Больные разошлись по палатам.

9.Отпустила меня родная на простор широкий. — Отпусти меня родная на простор широкий.

  • Что надо учитывать, чтобы не спутать подлежащее и обращение?

  • Какие части речи могут выступать в роли подлежащего в предложении?

  • Какая часть речи никогда не может выступить в роли обращения?

  • Слуховой диктант.

  • Учащиеся слушают текст стихотворения Блока, записывают лишь обращения.

О, весна, без конца и без краю,-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет.

4) Творческое задание.

Задание: Составьте предложения в поэтической форме, в которых обращение стоит: а) вне предложения: Образец. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М.Лермонтов); б) в начале предложения: Образец. Соседка, перестань срамиться (И.А.Крылов); в) в середине предложения: Образец. Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А.Кольцов); г) в конце предложения: Образец. О чём ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)

  • Контроль ЗУНов. Тест.

1. Обращение — это___________________________________________

2.Роль обращения обычно выполняет_____________________________

3.Обращение нужно отличать от_________________________________

4.Установите соответствие:

1.Подлежащее.

2.Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ответ: 1______2______

5.Обращение может стоять в ____________________предложения. Обращение обычно выделяется ____________________________

6.Установите соответствие:

  • «Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»

  • Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

  • «Вот что князь тебя смущает?»

  • Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее

В. Князь — подлежащее

С. Гости — обращение

Д. Князь — обращение

Ответ:1____2____3____4_____

7.Составьте предложения, используя слова космос, космонавт:

О, ? О!

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Итог урока:

Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.

Д/з: §29, упр.263.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here