Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60»
Обращение и знаки препинания при нём
8 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Кожуренко Ирина Анатольевна
Омск 2013
Цели:
-
Обучающие: вспомнить и обобщить известные учащимся сведения об обращении; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.
-
Развивающие: формировать умение находить обращение в предложении и расставлять знаки препинания при нём; развивать умение составлять предложения с обращением.
-
Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Целевая установка.
-
Мобилизующий этап:
На интерактивной доске запись:
1. Ах лейся лейся ключ отрадный!
Журчи журчи свою мне быль!
Прощай же море Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
2. Ворох листьев сухих всё сильней веселей разгорается и трещит и пылает костер. (И. Бунин)
Скользя по утреннему снегу
Друг милый предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
Задание. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно. Что это за признаки?
-
Из второй группы в первую можно перевести предложение: Скользя по
утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня. В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные , распространённые, с обращениями. Все они из произведений А.С. Пушкина. Во второй группе останется сложносочиненное предожение, в составе которого каждое простое предложение осложнено однородными членами.
Учащиеся записывают предложения с обращениями, расставляя пропущенные знаки препинания в них.
-
Оределение темы и цели урока.
Учитель. Ещё раз посмотрите на записанные предложения, объединённых общим пунктуационным правилом, и сформулируйте тему урока.
Ответ учеников. В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нём.
(Запись темы урока появляется на интерактивной доске).
Учитель. Запишите тему урока в тетрадь и, учитывая, что с обращением вы уже знакомились в 5 классе, сформулируйте цель урока.
Цель урока: вспомнить, что такое обращение, расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.
-
Изучение нового материала.
Учитель: Вспомним уже известный вам материал об обращении.
-
Для чего служит обращение?
-
Чем может быть выражено обращение?
Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теоретической частью
§ 29 по группам. Вопросы даются заранее на интерактивной доске.
Задание. Прочитайте теоретический материал §29 и ответьте на данные вопросы:
-
По каким признакам можно найти обращение в предложении?
(По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению — называет того, к кому обращаются с речью).
-
Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261 ( для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к обеседнику).
-
Какую роль играют обращения в письмах? Докажите примерами упр.261(2). (Служат для выражения отношения к адресату.)
-
Как могут использоваться обращения в поэтической речи?
-
Какими частями речи могут быть выражены обращения?
-
Какие две разновидности обращений вам известны?
-
Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.
-
Закрепление изученного.
-
Объяснительный диктант.
(Предложения выносятся на интерактивную доску).
1.Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4.Рабы разгибайте спины и колени(В.В.Маяковский). 5.Мерзкий грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (А.Твардовский) . 6.До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А.Твардовский). 7.Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил (А.С.Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А.С.Пушкин). 9.Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шди ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10.Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! (А.С.Пушкин). 11. Да ты красавица готова? (А.С.Пушкин).
-
В какой части предложения могут находиться обращения?
-
Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?
-
В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?
-
Распределительное письмо.
Задание: Выпишите сначала предложения, в которых повторяющиеся слова являются обращением, а затем предложения, в которых повторяющиеся слова являются подлежащим. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. — Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые. (А.С.Пушкин). 2.Друзья мои не забывали меня в тяжёлый период моей жизни. — Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин). 3. Осень быстро установилась в наших краях. — Дружная идёшь ты с нами осень. (С.Шипачёв). 4. Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных. — Край любимый навсегда останется в моём сердце, сюда я буду спешить вернуться всю свою жизнь.
5. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля. — Баян большая гармоника со сложной системой ладов. 6.Охотники за растениями вам следует опасаться вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. 7.провожающие покинули вагоны. — Провожающие покиньте вагоны. 8.Больные разойдитесь по палатам. — Больные разошлись по палатам.
9.Отпустила меня родная на простор широкий. — Отпусти меня родная на простор широкий.
-
Что надо учитывать, чтобы не спутать подлежащее и обращение?
-
Какие части речи могут выступать в роли подлежащего в предложении?
-
Какая часть речи никогда не может выступить в роли обращения?
-
Слуховой диктант.
-
Учащиеся слушают текст стихотворения Блока, записывают лишь обращения.
О, весна, без конца и без краю,-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет.
4) Творческое задание.
Задание: Составьте предложения в поэтической форме, в которых обращение стоит: а) вне предложения: Образец. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М.Лермонтов); б) в начале предложения: Образец. Соседка, перестань срамиться (И.А.Крылов); в) в середине предложения: Образец. Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А.Кольцов); г) в конце предложения: Образец. О чём ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)
-
Контроль ЗУНов. Тест.
1. Обращение — это___________________________________________
2.Роль обращения обычно выполняет_____________________________
3.Обращение нужно отличать от_________________________________
4.Установите соответствие:
1.Подлежащее.
2.Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Ответ: 1______2______
5.Обращение может стоять в ____________________предложения. Обращение обычно выделяется ____________________________
6.Установите соответствие:
-
«Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»
-
Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
-
«Вот что князь тебя смущает?»
-
Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
А. Гости — подлежащее
В. Князь — подлежащее
С. Гости — обращение
Д. Князь — обращение
Ответ:1____2____3____4_____
7.Составьте предложения, используя слова космос, космонавт:
О, ? О!
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Итог урока:
Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.
Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.
Д/з: §29, упр.263.