Анонс урока

Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской.

Учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008.

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.

Задачи:

— Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.

— Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

— Учить находить СПП в художественных текстах.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

— распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

— моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

— характеризовать синтаксическую структуру СПП;

— видеть СПП в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация, тексты А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и И. С. Тургенева «Ася».

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

Примечание

Организационный момент:

Приветственное слово учителя.

— Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

Мотивационный момент урока:

— Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Напомните алгоритм рассуждения. (чтобы – многозначный союз)

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

Какое из предложений вызвало затруднение?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.

Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Работаем с новым материалом:

    1. Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 103-104. Схематично оформите запись в тетради. (Дети работают с новым материалом).

    2. Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски).

Отрабатываем новый материал:

  1. Выполним упр.164 по заданию (составить СПП с придаточным цели и образа действия и составить схемы).

  2. Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной.

Физкультминутка:

Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

  1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки.

  2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

  3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты.

— Определите, какое предложение у вас получилось? (1 и 3 – с инверсией).

Продолжаем отрабатывать новый материал:

  1. Выполняем упр. 165 по предложенному заданию. Работаем у доски (ответить на вопросы, используя СПП с придаточным цели).

Применяем полученные знания на практике:

— Перечислите ещё раз СПП с изученными придаточными (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели).

— Найдите и выпишите из текстов А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава «Суд») и И. С. Тургенева «Ася» (1 и 2 главы) примеры изученных СПП.

(Дети работают с художественными текстами)

Подведем итог:

Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:

  1. С какой целью вы пришли на урок?

  2. Для какой цели нужно изучать СП?

  3. Для чего мы определяем грамматическую основу предложения?

  4. Зачем нужно уметь строить схемы СПП?

Домашнее задание:

Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.

На выбор:

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы — многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

Или

  1. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Самооценка:

Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008.

  1. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / сост.О. А. Финтисова. – Волглград: Учитель, 2007.

Слайд 2

Части предложения

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here