Технологическая карта урока
Данные об учителе: Дударева Ольга Викторовна, имеющаяся 1 категория и подтверждаемая 1 категория, учитель русского языка и литературы МБОУ Кизнерская средняя школа № 2 имени генерал-полковника Капашина В.П.
Предмет: Русский язык
Класс 5 «Б» класс
Учебник (УМК): Разумовская М.М. Русский язык 5 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2011.-286стр.
Тема урока: Обобщающее слово перед однородными членами.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Оборудование: индивидуальные компьютеры , интерактивная доска, раздаточный материал.
С целью повышения интереса к предмету и уровня качества знаний на уроках широко применяется использование ИКТ. Учащиеся могут самостоятельно находить используемые ресурсы в Интернете, под руководством учителя используют их на уроке в основном для закрепления и контроля знаний.
Учащиеся владеют:
Регулятивные УУД:
Определять цель и проблему ,работать по заданному алгоритму самостоятельно, используя ИКТ
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре, понимать позицию сверстника.
Личностные УУД:
Проявлять учебную и коммуникативную активность.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения |
| ||
Предметные Д | -Умение находить обобщающие слова при однородных членах, расставлять знаки препинания при них. | 1уровень-выполнение действий под руководством учителя. 2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально. |
| |
метапредметные | Познавательные УУД | -с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать, -работать с текстом, — преобразовывать один вид информации в другой.
| 1уровень-выполнение действий под руководством учителя. 3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
|
Регулятивные УУД | -с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний. | 1уровень-выполнение действий под руководством учителя. 3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
| |
Коммуникативные УУД | -сотрудничать с одноклассниками и учителем. — использовать ИКТ как инструмент для достижения целей. | 1уровень-выполнение действий под руководством учителя. 2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально 3 уровень- самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
| |
Личностные | проявлять учебную и коммуникативную активность.
| 2 уровень- совместные действия со сверстниками и индивидуально
|
|
Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия | |
1.Организа-ционный этап. 2 мин. |
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке
|
Беседа |
Фронтальная |
1.Приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих, желает успеха. 2.Включение в деловой ритм.
Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» ( Б.Спиноза) —СЛАЙД 1
3. Просит записать число.
|
|
1.Подготовка к восприятию нового материала.
2.Записывают в тетрадь число. |
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
|
2.Актуализа-ция и пробное учебное действие 1 минута.
|
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Беседа |
Фронтальная |
1.Организует повторение знаний, закрепление умений. (Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе)
|
1.Прочитать слова и найти «Четвертое лишнее» слово в каждой группе.слайд-2
1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года.
|
1.Выполняют задания, определяя лишнее слово.
2.Анализируют остальные слова с целью использования их для составления предложений с однородными членами.
|
Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные : Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли
|
3.Постановка учебной задачи и целей урока. 10 мин. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Создание проблемной ситуации.
| Фронтальная | 1. Проводит беседу с целью появления темы и цели урока: — По каким признакам вы определили, что данные слова лишние? ( Слова «дерево», «мебель», «время года» являются общими для всех остальных слов, их значение шире) — Как же называются слова с общим значением? (обобщающими). Какова же будет тема нашего урока? Давайте запишем ее в тетрадях. Обобщающее слово перед однородными членами. —
Слайд 3
2.Давайте составим и запишем из слов 1 ряда предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди. В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы. — Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении? — В чем затруднение? ( Какой ставить знак после обобщающего слова) — Задание было одно? Да — А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия) — Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? После ответов детей уточняет цель урока. 3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. — На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами? Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова? –слайд 4 4.Учитель читает шутку-рифмовку, и просит учеников догадаться о каком знаке препинания пойдет речь. — Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие) — Может, после обобщающего слова ставится двоеточие? -Давайте проверим. | 1.Объяснить ,по какому признаку отнесли выбранное слово к лишним. 2. Составить предложение из первого ряда слов, поставив обобщающее слово впереди. Дуб, берёза, дерево, липа. 3. Расставить знаки препинания в полученном предложении. 4.Высказать свою точку зрения на название темы урока. 5. Прослушать стихотворение шуточное о двоеточии: Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
| 1.Высказывают свои наблюдения.
2. Письменно составляют предложение.
3.Высказывают предположения по постановке знаков препинания в полученном предложении.
4.Выдвигают свои предположения о теме и цели урока
5.Записывают в тетрадь тему урока.
6. Слушают стихотворения и отвечают на вопрос учителя. |
Регулятивные: Планирование Прогнозирование
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование цели . -поиск и выделение необходимой информации. -решение проблемы, — построение логической цепи рассуждений, — доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные.
Сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) 5 минут. | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Работа с учебником | фронтальная исследо-вательск-ая деятель-ность.
| 1. Просит открыть учебник на странице 159 и прочитать теоретический материал. 2. Задает вопросы после прочтения: -Итак, что мы узнали ? (после обобщающего слова ставится двоеточие) — Какую новую информацию вы прочитали в учебнике? (обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме : 3.Просит разобрать написанное предложение и начертить схему. 4. Просит на основе учебника сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составить алгоритм.
| 1. Прочитать параграф 61 на стр.-159
2.Ответить на вопросы учителя.
3. Найти новую информацию в учебнике.
4.Разобрать наше предложение и начертить схему : , ,
5. | 1. Читают параграф.
2. Отвечают на вопросы.
3. Находят новую информацию( обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные и обозначаются на письме :
4.Разбирают предложения и чертят его схему.
5. Делают вывод и составляют алгоритм: 1.Найду в предложении однородные члены. 2.Определю, есть ли обобщающее слово. 3.Выберу нужный знак препинания. 4. Подчеркну однородные члены и обобщающее слово. 5. Начерчу схему.
| Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; установление причинно – следственных связей Регулятивные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
5.Первич-ное закрепление. 5 минут | усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения | Решение творческой задачи | Работа в парах | 1.Предлагает воспользоваться раздаточным материалом и выполнить задание в парах. 2.Наблюдает за работой учащихся 3.Отвечает на возникающие у учащихся вопросы .
4.Подводит итоги на интерактивной доске –Слайд 5 | 1Подбрать к данным существительным обобщающие слова. 1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – 2). Сказуемое, определение, обстоятельство – 3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня – 4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна – 2.Найди «лишнее» слово: Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии 3.Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города. |
1. Подбирают обобщающие слова.
2. Ищут и аргументируют «лишние» слова.
| Регулятивные: -Выдвижение версий -Выбор средств для достижения цели -контроль, оценка,коррекция. Познавательные :
-действие по аналогии
-Умение структурировать знания. Коммуникативные: —излагать свое мнение, аргументируя его. -умение работать в паре, прислушиваться к мнению партнера. Личностные: аргументированно оценивать свой выбор. |
6. Физкультминутка. 2 минуты. | Обратить внимание на здоровый образ жизни. |
| Фронтальная. | 1.Просит приготовиться к физкультминутке. | 1. Включает видео с упражнениями для физкультминутки. | 1.Выполняют упражнения. | Личностные: -осознавать правила здорового образ жизни. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. 13 минут | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Решение творческой задачи | Дифференцированная работа по рядам.
работа в парах. | 1.Организует деятельность по применению новых знаний : объясняет каждому ряду свое задание.( работать в парах)
2.Наблюдает за работой учащихся. 3.Помогает выполнить ученикам тренировочные упражнения. 4.Комментирует правильность выбора ответов учащихся. | Самостоятельная творческая работа по составлению предложений по выбору — дифференцированная работа на разноцветных листах: 1. По картинам ( на выбор) Коровина К.К., Серова В.А., Хруцкого И.Ф. , Антонова А.Н. , Сверчкова В.Д. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Натюрморт- (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов. 2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 3. Конструирование предложений по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» К 003, сцена 3 (Все фруктовые деревья, яблони, груши, сливы, наливались плодами : — , – набор символов) И по «ЭОР «Обобщающее слово при однородных членах» П 002, сцена 4 (Простые полевые цветы, лютики, ромашки, колокольчики, украшали поляну : , – набор символов)
| 1. Один ученик из каждого ряда выбирает задание.
2.Ученики выполняют задание .
3. Записывают в тетрадь предложения.
4. Зачитывают полученные предложения и объясняют знаки препинания.
| Регулятивные: -контроль, -коррекция, -выделение и осознание усвоенного -волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные : самоопределение Коммуникативные: — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
8.Рефлексия деятельности 5 минут
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Беседа | Фронтальная | 1. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносит цель и результаты, степень их соответствия (задает вопросы ученикам) 2. Благодарит за работу и выставляет оценки.
| Вопросы:
| 1. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные Рефлексия способов и условий действий Регулятивные -контроль и оценка способов своей деятельности. Личностные -самооценка — адекватное понимание успешности или неуспешности; Коммуникативные — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. — планирование успешного сотрудничества. |
9.Задание на дом. 2 минуты. | Сформулировать проблему на следующий урок. | Решение творческой задачи. | Фронтальная | 1.Объясняет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества:
| Домашнее задание:
А) § 61- правило в словарик записать и выучить Б). упр. 473, 474 (по выбору), В) задание на «5»: -построить из предложений, с которыми работали в классе, другие предложения, где обобщающее слово стоит в другом месте, и расставить знаки препинания (как вам кажется) | 1.Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные : Внутренняя позиция школьника. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.
1Подбрать к данным существительным обобщающие слова.
1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, –
2). Сказуемое, определение, обстоятельство –
3).Виноград, яблоко, груша,абрикос,вишня –
4). Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –
2.Найди «лишнее» слово:
Портретист, маринист, журналист, пейзажист — художник
Искусствовед, продавец, кинолог, зритель — профессии
3.Придумать и записать предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города.