Урок – КВН на тему «Морфемика» в 5 классе
Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный в 5 классе по теме «Морфемика».
Оборудование: карточки, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Запись эпиграфа.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
3.Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам.
— Что изучает морфемика?
— Назовите известные вам морфемы.
— Как найти окончание в слове.
— Какие морфемы могут входить в основу?
— Докажите, суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
4. Задание командам.
А) Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
Корень, окончание.
Корень, суффикс, приставка.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Над прудом позёмка вьётся,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
5.Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.
Разобрать слова по составу.
Первая команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
Вторая команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
6. Задание командам. Выписать слова с чередующимися гласными в корне.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
7. Работа со словами, записанными на доске. Определить, какие из них образованы приставочным способом.
Пр…ятно, пр…рода, пр…спокойно, пр…шли, пр…ветливо, пр…чудливо, пр…ключение, пр…ехать, пр…ближение.
8.Задание командам. Написать сочинение – миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу».
9.Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:
1 команда – лесоруб, птицефабрика;
2 команда – вездеход, пчеловод.
10. Устный блиц – опрос по очереди каждой команде: назовите сложное слово.
А) Специалист по разведению садов. (Садовод)
Б) Локомотив с паровым двигателем. (Тепловоз)
В) Канал для выхода дыма из трубы. (Дымоход)
Г) Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
Д) Лес, поваленный бурей. (Бурелом)
Ж) Огнестрельное оружие. (Самопал)
З) Аппарат для помола кофе. (Кофемолка)
11. Итоги урока. Слово учителя. Выставление оценок.
— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, вспомнили и обобщили изученное о морфемике. Победители сегодня все.
12. Домашнее задание. Составить словарный диктант на изученные орфограммы (20 слов).
Список использованной литературы:
-
Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы. Автор-составитель Н.О. Крамаренко. – Волгоград, 2003.
-
Уроки русского языка в 5 классе : Книга для учителя/ Г.А. Богданова – М. : Просвещение, 2005.
—