Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «лицей № 27 имени Героя Советского Союза

И.Е. Кустова» города Брянска

Урок обучение грамоте

по теме «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»

1 класс

УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

Новикова Елена Владимировна

Обучение грамоте «Согласные звуки [ ф ], [ ф’], буквы Ф, ф».

Цели урока:

Образовательные:

— познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которая она обозначает;

— научить различать звуки [ ф ], [ ф’];

— читать слога и слова с данной буквой.

Развивающие:

— развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи:

— прививать любовь к чтению, книги;

— формировать познавательный интерес;

— воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

— учить работать в парах, группами, сообща.

Тип урока: знакомство с новой буквой.

Сценарий урока.

I. Организационный момент (психологический настрой).

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Все у нас получится.

— Это очень хорошо.

II. Введение в урок.

— Начинаем наш урок.

— На какие группы можно разделить все звуки русского языка?

— Какие бывают согласные звуки?

III. Формулирование темы и цели урока.

— Посмотрите на экран. Из какого произведения эти герои? Определите жанр произведения. Автора. Чему учит сказка? ( «Три поросенка»).

— Как звали поросят? ( Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф). Определите одинаковый звук в именах поросят? ([ ф ])

— О чем будем говорить на уроке? Тема нашего урока?

— Тема урока «Буква Ф и звуки, которые она обозначает».

— Цели урока:

— познакомиться с …

— учиться различать …

— учиться читать … .

IV. Знакомство с новыми звуками.

— Произнесем общий звук, который определили в именах поросят.

— Характеристика звука. ( [ф] – согласный, твердый). Обозначим? (синим кружком).

— Какое завтра число? ( 1 февраля). Что можете рассказать про это месяц? Выделите первый звук в этом слове. ( [ ф’] – согласный, мягкий). Обозначим? ( зеленым кружком).

Вывод: согласный, может быть твердым и мягким, обозначается буквой Ф. (Картинка с буквой Ф).

— На что или на кого похожа буква?

— Продолжим работу в тетради.

1) Запись в тетрадь буквы Ф.

— Пришла пора фантазировать. Рисуем эту букву. Каким цветом нарисуем букву? (синим и зеленым).

— Напишем буквы по образцу. ( На экране). Подчеркнем самые красивые.

Физминутка.

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг

Вверх, вниз, на стену, на окно,

Глазкам видеть все дано.

Обведу я снова круг

И глаза закрою

1, 2, 3, 4, 5 – глазки видят все опять.

2) Упражнение. Найди в словах звуки [ф], [ф’]:

фартук — ?, арфа — ?, филин — ?, фикус — ?.

3) Составить звуковые схемы самостоятельно:

конфета (сравнить гласные и согласные)

факел (сравнить согласные)

филин

(взаимопроверка)

4) Игра « Найди слова со звуками [ф], [ф’] :

Муха, фонарь, верблюд, фрукты, корова, фиалки, вафли.

5) Подобрать cлова со звуками [ф], [ф’] в начале, в середине, в конце слова и запись в тетрадь под диктовку уч-ся.

6) Загадка.

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)

— Составить схему, сравнить количество букв и звуков. Проверка фронтальная.

Физминутка.

— Если услышите твердый звук [ф], то приседаете, если услышите мягкий звук [ф’], то встаете и хлопаете в ладоши. Быть внимательными.

Называю слова: телеграф, филин, фамилия, фуражка, портфель, факир, профессия, финики, фокус, фиалка, ветер, флот.

7) Тексты

а) Самостоятельное чтение. Найти картинку.

Утром вся семья завтракает. На столе стоит фарфоровая посуда. Мама ставит на стол кофейник, кефир, салфетки, фрукты, конфеты. Федя больше всего любит конфеты и фрукты. Но мама ставит перед Федей тарелку с овсяной кашей и горячий чай. Папа пил кофе с бутербродом.

— Что полезно есть на завтрак детям и взрослым?

— Найти слова к схеме: мягк. согл, гласн., мягк. согл., гласн., тверд. согл.. (кефир, любит, перед)

б) Чтение по цепочке. Найти картинку.

Мы любим цирк. В цирке можно увидеть фокусника. Его фокусы всегда интересны. Вот он глотает факел, вот вытаскивает из шляпы фазана или зайца. Из шляпы сыплется конфетти. Фокусник выступает в красивом фраке. Нам нравится в цирке. Это фантазия, фокусы, смех. Всем весело.

— Прочитать, какие фокусы показывал фокусник?

— Найти слова с новой буквой и обвести замкнутой линией.

— Словарная работа. (фрак- мужской парадный костюм; конфетти- разноцветные бумажные кружочки; фазан — ?)

— Ответ на этот вопрос мы сможем найти в «Азбуке» на стр. 57. Моя первая энциклопедия. О каких еще птицах мы узнали из энциклопедии? (филин, щегол)

— Послушайте поучительную и интересную историю про цыпленка и утенка. «Азбука» стр. 59. (Чтение по ролям)

— Почему случилась такая история?

V. Рефлексия.

— Наш урок подходит к концу.

— С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?

— А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?

— А зачем надо изучать нам с вами звуки и буквы? Разве это нам пригодится?

— Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?

— Какое у вас настроение после нашего урока. Покажите. (смайлики)

— По желанию творческая домашняя работа коллаж с буквой «Ф».

— Благодарю за работу.

Ресурсное обеспечение

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here