Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «лицей № 27 имени Героя Советского Союза
И.Е. Кустова» города Брянска
Урок обучение грамоте
по теме «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»
1 класс
УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов
Новикова Елена Владимировна
Обучение грамоте «Согласные звуки [ ф ], [ ф’], буквы Ф, ф».
Цели урока:
Образовательные:
— познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которая она обозначает;
— научить различать звуки [ ф ], [ ф’];
— читать слога и слова с данной буквой.
Развивающие:
— развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные задачи:
— прививать любовь к чтению, книги;
— формировать познавательный интерес;
— воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
— учить работать в парах, группами, сообща.
Тип урока: знакомство с новой буквой.
Сценарий урока.
I. Организационный момент (психологический настрой).
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Все у нас получится.
— Это очень хорошо.
II. Введение в урок.
— Начинаем наш урок.
— На какие группы можно разделить все звуки русского языка?
— Какие бывают согласные звуки?
III. Формулирование темы и цели урока.
— Посмотрите на экран. Из какого произведения эти герои? Определите жанр произведения. Автора. Чему учит сказка? ( «Три поросенка»).
— Как звали поросят? ( Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф). Определите одинаковый звук в именах поросят? ([ ф ])
— О чем будем говорить на уроке? Тема нашего урока?
— Тема урока «Буква Ф и звуки, которые она обозначает».
— Цели урока:
— познакомиться с …
— учиться различать …
— учиться читать … .
IV. Знакомство с новыми звуками.
— Произнесем общий звук, который определили в именах поросят.
— Характеристика звука. ( [ф] – согласный, твердый). Обозначим? (синим кружком).
— Какое завтра число? ( 1 февраля). Что можете рассказать про это месяц? Выделите первый звук в этом слове. ( [ ф’] – согласный, мягкий). Обозначим? ( зеленым кружком).
Вывод: согласный, может быть твердым и мягким, обозначается буквой Ф. (Картинка с буквой Ф).
— На что или на кого похожа буква?
— Продолжим работу в тетради.
1) Запись в тетрадь буквы Ф.
— Пришла пора фантазировать. Рисуем эту букву. Каким цветом нарисуем букву? (синим и зеленым).
— Напишем буквы по образцу. ( На экране). Подчеркнем самые красивые.
Физминутка.
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг
Вверх, вниз, на стену, на окно,
Глазкам видеть все дано.
Обведу я снова круг
И глаза закрою
1, 2, 3, 4, 5 – глазки видят все опять.
2) Упражнение. Найди в словах звуки [ф], [ф’]:
фартук — ?, арфа — ?, филин — ?, фикус — ?.
3) Составить звуковые схемы самостоятельно:
конфета (сравнить гласные и согласные)
факел (сравнить согласные)
филин
(взаимопроверка)
4) Игра « Найди слова со звуками [ф], [ф’] :
Муха, фонарь, верблюд, фрукты, корова, фиалки, вафли.
5) Подобрать cлова со звуками [ф], [ф’] в начале, в середине, в конце слова и запись в тетрадь под диктовку уч-ся.
6) Загадка.
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)
— Составить схему, сравнить количество букв и звуков. Проверка фронтальная.
Физминутка.
— Если услышите твердый звук [ф], то приседаете, если услышите мягкий звук [ф’], то встаете и хлопаете в ладоши. Быть внимательными.
Называю слова: телеграф, филин, фамилия, фуражка, портфель, факир, профессия, финики, фокус, фиалка, ветер, флот.
7) Тексты
а) Самостоятельное чтение. Найти картинку.
Утром вся семья завтракает. На столе стоит фарфоровая посуда. Мама ставит на стол кофейник, кефир, салфетки, фрукты, конфеты. Федя больше всего любит конфеты и фрукты. Но мама ставит перед Федей тарелку с овсяной кашей и горячий чай. Папа пил кофе с бутербродом.
— Что полезно есть на завтрак детям и взрослым?
— Найти слова к схеме: мягк. согл, гласн., мягк. согл., гласн., тверд. согл.. (кефир, любит, перед)
б) Чтение по цепочке. Найти картинку.
Мы любим цирк. В цирке можно увидеть фокусника. Его фокусы всегда интересны. Вот он глотает факел, вот вытаскивает из шляпы фазана или зайца. Из шляпы сыплется конфетти. Фокусник выступает в красивом фраке. Нам нравится в цирке. Это фантазия, фокусы, смех. Всем весело.
— Прочитать, какие фокусы показывал фокусник?
— Найти слова с новой буквой и обвести замкнутой линией.
— Словарная работа. (фрак- мужской парадный костюм; конфетти- разноцветные бумажные кружочки; фазан — ?)
— Ответ на этот вопрос мы сможем найти в «Азбуке» на стр. 57. Моя первая энциклопедия. О каких еще птицах мы узнали из энциклопедии? (филин, щегол)
— Послушайте поучительную и интересную историю про цыпленка и утенка. «Азбука» стр. 59. (Чтение по ролям)
— Почему случилась такая история?
V. Рефлексия.
— Наш урок подходит к концу.
— С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?
— А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
— А зачем надо изучать нам с вами звуки и буквы? Разве это нам пригодится?
— Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?
— Какое у вас настроение после нашего урока. Покажите. (смайлики)
— По желанию творческая домашняя работа коллаж с буквой «Ф».
— Благодарю за работу.
Ресурсное обеспечение
Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).