УМК «Планета знаний», 1 класс.
Учитель Юрьева С. Б.
Урок обучения грамоте.
Тема: Звуки [х],[х’]. Буквы Х, х.
Тип урока: Изучение нового материала.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с парными согласными звуками по твердости – мягкости: [х],[х’], буквами Х,х, обозначающими эти звуки на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: составлять звуковую схему слова, обозначать новый звук буквой на письме, различать новый звук в речи, учиться работать с научными текстами и художественными, выделять главную мысль текста.
Личностные: выстраивать добрые отношения в коллективе, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют ее выполнение.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, полученную из материалов текста, объяснять лексическое значение слов.
Коммуникативные: уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно формулировать собственное мнение.
Ресурсы урока: документ – камера, компьютер, иллюстрации, карточки, учебник « Букварь» Т. М. Андриановой.
Психологический настрой на урок.
Касаются пальцами рук друг друга и произносят слова:
Желаю успеха большого всегда и везде – Здравствуй!
Вот звонок нам дал сигнал.
Он учиться нас позвал.
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы! (Хлопают)
— С каким настроением пришли на урок? Покажите с помощью светофора.
Постановка учебной задачи.
Звучит песня: «Спят усталые игрушки», сл. Э. Перовой, муз. А. Островского.
— Знакома ли вам эта песня? Где слышали? Кто ведущие этой передачи?
— Мы отправимся сегодня на эту передачу, в гости…
— На экране появляется Хрюша.
— Узнали его? Как вы думаете, почему именно к нему в гости мы пришли?
— Что нам предстоит узнать на уроке?
— Будем знакомиться с новой буквой «Х».
— О чем обычно идет речь в передаче?
Вот и сегодня Хрюша поможет нам не только узнать о новой букве, но и познакомит нас с кем – то. Интересно с кем? Скорее начнем?
Выделение нового звука.
Но сначала порадуем Хрюшу? Известно, что всем приятно слышать свое имя. Пусть зазвучит Хрюша у вас за партой. Составьте схему звуков слова «Хрюша».
Составляют план действий, кратко оформляют:
-
Колич.зв.
-
Согл.:тв. –синим, мяг. –зеленым
-
Слоги
-
Ударение
Самостоятельная работа.
— Что нам нужно было сделать? Оценивают работу по эталону и плану действий. Оценивание на «Волшебной линеечке».
— Назовите еще раз первый звук. Расскажите о нем.
— Когда Хрюше весело он произносит…? (Хи – хи –хи)
-Изменился ли новый звук? Как?
Знакомство с буквой.
У каждого лист квадратной формы.
Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем.
Два – листочки загибаем.
Три – еще разок свернем.
На четыре – развернем.
Буква спряталась внутри.
Кто догадлив, назови!
«Ха» — все время ходит,
Места, что ли, не находит? (иллюстрация)
На экране через камеру показывают букву Х, в рисунках. Приложение №1.
Работа в парах.
— Найдите на картине предметы, в названии которых есть новые звуки. Приложение №2.
Физминутка.
В норке спал хорек зимой.
Но проснулся он весной.
Вверх он лапы потянул.
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело.
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку,
Словно озорной мальчишка.
Работа с текстом. Чтение слов с новой буквой.
— Кто же такой хорек? Знаете ли о нем что – то? Хотите узнать?
Вот о нем – то и хотел рассказать Хрюша в передаче. А где еще можно найти нужные сведения?
— Хрюша педлагает вам статью из энциклопедии. Приложение №3.
Составляют план работы:
1.Прочитать
2.Понять
3.Расскажи соседу, классу
Пары договариваются: кто будет читать, кто будет пересказывать.
Каждая пара в тексте читает определенную часть. Части выделены.
После самостоятельной работы составляют порядок пересказа.
-
Внешность
-
Характер
-
Место обитания
-
Питание
Пары пересказывают по плану.
— Можно ли доверять этим сведениям?
— Что больше удивило в хорьке? (Всеяден)
При чтении другого произведения Хрюша хихикал. Приложение №4.
-Узнаем, почему?
Сначала попробуем объяснить значения слов: хнычет, хворь, пихта, хохлатки, хорохорится, хворост.
— Где можно узнать значение слова, если никто его не может объяснить? ( учитель показывает толковый словарь)
— Читает учитель.
— Какие чувства вызвало произведение?
— Что случилось с хорем?
— Кто еще встретился в произведении?
— Жалеют ли они хоря? Почему нет? А вам его жалко?
— Найдите в тексте слова с новой буквой, прочитайте?
Рефлексия.
— Узнали ли вы что – то новое, побывав в гостях у Хрюши?
— Было интересно? Что именно?
— Что было трудно?
Хрюша дарит свой портрет, ему было приятно с вами познакомиться.
— Какое настроение у вас к концу урока, покажите на светофоре.