Урок по грамматике в 5 классе

Учитель начальных классов Копшева О.В.

ТЕМА: ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛИ:

  1. Образовательные: Различать простое и сложное предложение .

Продолжать знакомить со сложными предложениями

Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

Читать схемы простых и сложных предложений.

Составлять предложения по указанным схемам.

  1. Коррекционные: Развивать устную письменную речь.

Проводить коррекционную работу над звукопроизношением, развивать слуховое восприятие.

  1. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и активность.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитывать любовь к русскому языку .

ОБОРУДОВАНИЕ: Индивидуальные слуховые аппараты, профили звуков, карточки с индивидуальными заданиями, графические схемы.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. Момент

— Приветствие.

-К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Доброе утро!

  1. Проверка слышимости (Э)

— Какое сейчас время года?

— Какой сейчас месяц?

— Какой сегодня день недели.?

— Какое сегодня число?

— Какой сейчас урок?

— Какой урок по счету?

  1. Фонетическая зарядка (без Э)

Чтобы правильно произносить звуки, проведём фонетическую зарядку. Дежурные звуки сегодня (Ж-Ш). На доске таблица с фонетической зарядкой.

Окончания прилагательных

-ОГО- -ЕГО-

произносятся как

-ОВА- -ЕВА-

У Маши шарф желтого цвета.

Серёжа надел шарф оранжевого цвета, который связала ему бабушка.

Тема урока –« Простое и сложное предложение».

  1. Проверка домашнего задания.

Какое было задано домашнее задание?

Стр. 138, упр. 10.

Задание: прочитайте предложения, которые у Вас получились.

Что ты прочитала?

Какое это предложение, простое или сложное? Почему?

Продолжаем тему урока–« Простое и сложное предложение».

  1. Работа по теме урока.

Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться:

-отличать сложные предложения от простых.

-составлять графические схемы предложений, подбирать графические схемы к предложениям.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

-правильно ставить знак препинания в сложных предложениях.

А также узнаем новое из жизни птиц

-Что мы будем делать?

А) Разминка. (Повторим правила)

— Что это?

Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).

— Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе (нераспространенные).

-Что составляют подлежащее и сказуемое ? (Основу предложения).

-Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы).

— Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две).

-Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая).

Б) Работа со словарными словами «железо» и «шоссе»

— Запишите в тетрадь проговаривая слова по слогам.

— Составьте устно простое предложение.

— Составьте устно сложное предложение.

— Какие слова надо запомнить?

— Что написано на доске? (предложения).

Прочитаем предложения и познакомимся с первой птицей — Белошей

Разберём предложения. Найдите грамматические основы в этих предложениях

Сколько грамматических основ в этих предложениях?( одна)

-Значит это какие предложения? (это простые предложения).

— Из двух простых предложений составим одно сложное

используя союз — потому что

В последние годы часто гибнут птенцы Белошея. Они болеют.

Почему гибнут птенцы?( Потому что они болеют)

Соединим два предложения при помощи союза потому что

Прочитаем предложение.( В последние годы часто гибнут птенцы Белошея, потому что они болеют.)

Какое это предложение? (сложное).

Почему? (в нем две грамматические основы).

Составим графическую схему [ ], (потому что ).

Ещё узнаем про Белошея:

Численность Белошея снижается по всему миру. Море каждый день загрязняет нефть

Составьте сложное предложение, используя союз — потому что

(Работа у доски 1 чел)

Составьте графическую схему

(Работа у доски 1 чел)

Ещё узнаем про Белошея и вспомним, как составить

из двух простых предложений составим одно сложное

используя союзное слово который(ое)

Белошей устраивает гнёзда по берегам. Берега находятся около воды.

(Работа у доски 1 чел)

Составьте графическую схему

(Работа у доски 1 чел)

  1. Физ. Минутка

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Работа в тетрадях, работа с учебником.

Стр. 165, упр. 8.

Заменить выделенные простые предложения сложным.

  1. Закрепление. Самостоятельная работа (разноуровневые задания). ( Работа на голое ухо)

1 уровень «Составить из двух простых предложений одно сложное».

2 уровень «Подобрать графические схемы к сложным предложениям».

Прочитай свое предложение. Какое это предложение?

Про какую птицу ты прочитал?(узнал?)

(вывешивются картинки птиц)

  1. Тест.

-Что такое простое предложение?

А — Предложение, в котором одна грамматическая основа.

Б – Предложение, в котором две грамматические основы.

— Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?

А – Найти главные члены предложения.

Б – Найти второстепенные члены предложения.

— Что такое сложные предложения?

А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.

Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.

  1. Прослушивание грамзаписи «Голоса птиц».

Голоса каких птиц вы узнали?

11. Объяснение и разбор домашнего задания.

Стр. 163, упр. 3.

Придумай и дополни предложение.

  1. Оценки за урок.( ЗА э)

  2. Итог урока.

— Что мы делали на уроке?

Что нового вы узнали?

Все эти птицы занесены в красную книгу. Значит их мало осталось на земле. Какой вывод можно сделать? Ихнадо беречь.

Береги птиц, заботьтесь о них зимой, кормите их.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here