Урок по грамматике в 5 классе
Учитель начальных классов Копшева О.В.
ТЕМА: ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛИ:
-
Образовательные: Различать простое и сложное предложение .
Продолжать знакомить со сложными предложениями
Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
Читать схемы простых и сложных предложений.
Составлять предложения по указанным схемам.
-
Коррекционные: Развивать устную письменную речь.
Проводить коррекционную работу над звукопроизношением, развивать слуховое восприятие.
-
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и активность.
Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитывать любовь к русскому языку .
ОБОРУДОВАНИЕ: Индивидуальные слуховые аппараты, профили звуков, карточки с индивидуальными заданиями, графические схемы.
ХОД УРОКА:
-
Орг. Момент
— Приветствие.
-К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Доброе утро!
-
Проверка слышимости (Э)
— Какое сейчас время года?
— Какой сейчас месяц?
— Какой сегодня день недели.?
— Какое сегодня число?
— Какой сейчас урок?
— Какой урок по счету?
-
Фонетическая зарядка (без Э)
Чтобы правильно произносить звуки, проведём фонетическую зарядку. Дежурные звуки сегодня (Ж-Ш). На доске таблица с фонетической зарядкой.
Окончания прилагательных
-ОГО- -ЕГО-
произносятся как
-ОВА- -ЕВА-
У Маши шарф желтого цвета.
Серёжа надел шарф оранжевого цвета, который связала ему бабушка.
Тема урока –« Простое и сложное предложение».
-
Проверка домашнего задания.
Какое было задано домашнее задание?
Стр. 138, упр. 10.
Задание: прочитайте предложения, которые у Вас получились.
Что ты прочитала?
Какое это предложение, простое или сложное? Почему?
Продолжаем тему урока–« Простое и сложное предложение».
-
Работа по теме урока.
Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться:
-отличать сложные предложения от простых.
-составлять графические схемы предложений, подбирать графические схемы к предложениям.
Составлять из двух простых предложений одно сложное.
-правильно ставить знак препинания в сложных предложениях.
А также узнаем новое из жизни птиц
-Что мы будем делать?
А) Разминка. (Повторим правила)
— Что это?
Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).
— Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе (нераспространенные).
-Что составляют подлежащее и сказуемое ? (Основу предложения).
-Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы).
— Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две).
-Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая).
Б) Работа со словарными словами «железо» и «шоссе»
— Запишите в тетрадь проговаривая слова по слогам.
— Составьте устно простое предложение.
— Составьте устно сложное предложение.
— Какие слова надо запомнить?
— Что написано на доске? (предложения).
Прочитаем предложения и познакомимся с первой птицей — Белошей
Разберём предложения. Найдите грамматические основы в этих предложениях
Сколько грамматических основ в этих предложениях?( одна)
-Значит это какие предложения? (это простые предложения).
— Из двух простых предложений составим одно сложное
используя союз — потому что
В последние годы часто гибнут птенцы Белошея. Они болеют.
Почему гибнут птенцы?( Потому что они болеют)
Соединим два предложения при помощи союза потому что
Прочитаем предложение.( В последние годы часто гибнут птенцы Белошея, потому что они болеют.)
Какое это предложение? (сложное).
Почему? (в нем две грамматические основы).
Составим графическую схему [ ], (потому что ).
Ещё узнаем про Белошея:
Численность Белошея снижается по всему миру. Море каждый день загрязняет нефть
Составьте сложное предложение, используя союз — потому что
(Работа у доски 1 чел)
Составьте графическую схему
(Работа у доски 1 чел)
Ещё узнаем про Белошея и вспомним, как составить
из двух простых предложений составим одно сложное
используя союзное слово который(ое)
Белошей устраивает гнёзда по берегам. Берега находятся около воды.
(Работа у доски 1 чел)
Составьте графическую схему
(Работа у доски 1 чел)
-
Физ. Минутка
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
-
Работа в тетрадях, работа с учебником.
Стр. 165, упр. 8.
Заменить выделенные простые предложения сложным.
-
Закрепление. Самостоятельная работа (разноуровневые задания). ( Работа на голое ухо)
1 уровень «Составить из двух простых предложений одно сложное».
2 уровень «Подобрать графические схемы к сложным предложениям».
Прочитай свое предложение. Какое это предложение?
Про какую птицу ты прочитал?(узнал?)
(вывешивются картинки птиц)
-
Тест.
-Что такое простое предложение?
А — Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
— Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
— Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
-
Прослушивание грамзаписи «Голоса птиц».
Голоса каких птиц вы узнали?
11. Объяснение и разбор домашнего задания.
Стр. 163, упр. 3.
Придумай и дополни предложение.
-
Оценки за урок.( ЗА э)
-
Итог урока.
— Что мы делали на уроке?
Что нового вы узнали?
Все эти птицы занесены в красную книгу. Значит их мало осталось на земле. Какой вывод можно сделать? Ихнадо беречь.
Береги птиц, заботьтесь о них зимой, кормите их.