Канская коррекционная школа-интернат VIII вида
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Ударение».
Томберг Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Канск, 2011 г.
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Ударение».
Тип урока – урок обобщения и закрепления.
Цель.
Закрепить умения находить в словах ударный слог, на основе занимательных заданий, упражнений.
Задачи.
-
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
-
Развивать у учащихся устную и письменную речь;
-
Воспитывать интерес к предмету, пытливость, любознательность.
Оборудование: дидактический материал, записи на доске, карточки со словарными словами, пословицы, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Давайте улыбнемся и подарим свои добрые улыбки нашим гостям, друг другу.
— Девиз сегодня нашего урока: «Учись доброму, худое на ум не придёт».
— Как вы понимаете это выражение?
— Садитесь и давайте начнем урок!
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.
— Сегодня на уроке письма мы с вами закрепим те знания, которые получили на предыдущих уроках по теме …, а какой вы мне скажите сами, составив слово, из геометрических фигур начиная с самой высокой, заканчивая самой низкой.
— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ударение)
— Что мы уже знаем об ударении? (Выделение голосом одного из гласных звуков. В слове есть ударные и безударные слоги. Чтобы найти ударный слог, надо позвать к себе слово).
На минутку чистописания я приготовила вам загадку.
Собака Молчан наш дом стережёт. (Замок)
— Объясните значение этого слова. (Это то, чем запирают дом, а ещё это то, чем можно застегнуть свитер, блузку, замок-молния).
— Как определить, сколько в слове слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
— Какой слог называют ударным? (Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе, “зовём” слово).
— Сколько слогов в слове замок? (2 слога)
— Назовите ударный слог? (мок)
— Над какой темой урока работаем? (ударение)
III. Минутка чистописания.
— На минутке чистописания мы сегодня попробуем в тетрадях прописать несколько разных замков. Но сначала проведём пальчиковую гимнастику.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Никто открыть его не смог (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
— Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради.
Итак, первая пара замочков.
Крюк да колечко – замок навесной,
молния наша крива да зубаста.
— Пропишем в воздухе, на ладошке, затем в тетради.
— На второй строчке прописан сложный замочек, будьте внимательны.
— Пропишем в воздухе, на ладошке, затем в тетради.
— Работа в тетради. 16 ноября.
Классная работа.
Словарь: (запись слов по карточкам)
.в.щ., .бл.к., н.д.л., .г.р.д, .д.жд., к.рз.н.
– Что мы сейчас записали? (словарные слова)
— На доске записано крылатое выражение. Прочитайте.
За семью замками.
— Как вы понимаете это выражение? (Так говорят о том, что спрятано в надёжном месте; о том, что находится под строгим наблюдением).
— А теперь ещё раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (Да, может)
— Как? (Замок). (Вывесить картинку с надписью этого слова)
— Что вы можете сказать о написании этих слов? (слова пишутся одинаково)
— А поменялся ли смысл слова? Отчего? (От того, что ударение может перейти на другой слог).
— Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слова).
— Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? (Ударный и безударный).
— Первый ряд по схеме составляет предложение со словом замок. А второй ряд со словом замок. Самые лучшие предложения запишем в тетрадь.
Запись предложения у доски и в тетради. Поставьте знак ударения во всех словах.
В первом предложении назовите ударные слоги в словах. Во втором.
– Что мы сейчас записали?
— Какое задание выполняли?
IV. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали…
V. Работа с учебником.
— Откройте учебники на странице 51. Найдите упражнение № 17, прочитайте задание.
— Что необходимо выполнить в упражнении? (Вставить слова в предложения и записать. Отметить ударение в словах, которые вставили).
— Прочитайте первую пару слов, что обозначают эти слова?
— Читаем первую пару предложений под цифрой 1.
— Какое слово вставили в первое предложение? (стрелки)
— Какое слово вставили во второе предложение? (стрелки)
— Назовите ударный слог в слове стрелки, в слове стрелки, и т.д.
Это упражнение будем выполнять в тетради самостоятельно.
Слабые учащиеся записывают 1 и 2 предложение; сильные — 4 предложения.
Итог: — Предложения, с какими словами одинаковыми по написанию, но разными по значению вы записали?
— Что происходит со словами от перестановки ударения? (у слова меняется смысл)
VI. Закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”.
— А вы умеете изменять слова? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебник-Ударение». А чтобы стать нам на время волшебниками мы должны произнести волшебные слова. Хотите поиграть? Закройте глаза и повторяйте за мной.
Да-да-да, я волшебник хоть куда.
Ок-ок-ок, возьму волшебный я мелок.
Ать-ать-ать, начинаю с ударением колдовать. Откройте глаза.
– На доске записаны слова. Вы должны изменить слово так, чтобы оно имело другое значение. Я ставлю ударение на слова первого столбика, а дети по очереди – второго столбика.
Кружки – кружки,
заплачу – заплачу,
хлопок – хлопок,
пропасть – пропасть,
село – село.
— В какую игру играли? («Волшебник-Ударение»)
— Какое задание выполняли? (Изменяли слова с помощью ударения)
— Что происходит со словом от перестановки ударения? (От перестановки ударения меняется смысл слова).
Работа в группах.
— У вас на столах лежат листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно расставьте знак ударения.
Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела.
Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.
— Поменяйтесь листочками, проверьте друг друга.
— Встаньте те, кто выполнил работу без ошибок.
VII. Итог урока.
— Что интересным показалось вам в нашем уроке?
-
— Как определить, сколько в слове слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-
— Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный).
-
— Почему надо уметь правильно ставить ударение? (Чтобы точно передать смысл слова).
-
— Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? (Ударные и безударные).
-
– Как определить ударный слог в слове? (Чтобы найти ударный слог, надо позвать к себе слово).
-
— Может ли ударение крепиться к одному слогу. (Нет, ударение не крепится к одному слогу, оно может менять свое место).
VIII. Оценки за урок.
— Скажите, на уроке мы учились добру?
— Какие мысли вам приходили «худые» или «добрые»?
— Вы старались сегодня работать, помогали друг другу, переживали за своих товарищей?
Спасибо за работу. Урок окончен!
Список используемой литературы.
-
Журнал «Начальная школа». – 1990. — №9,12; 1991. — №8,12; 2006. — №7,8.
-
Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающие задания для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 1993.
-
Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. — Волгоград: Учитель, 2009.