Канская коррекционная школа-интернат VIII вида

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Ударение».

Томберг Елена Сергеевна

учитель начальных классов

Канск, 2011 г.

Урок по письму и развитию речи в 3 классе.

Тема: «Ударение».

Тип урока – урок обобщения и закрепления.

Цель.

Закрепить умения находить в словах ударный слог, на основе занимательных заданий, упражнений.

Задачи.

  • Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

  • Развивать у учащихся устную и письменную речь;

  • Воспитывать интерес к предмету, пытливость, любознательность.

Оборудование: дидактический материал, записи на доске, карточки со словарными словами, пословицы, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Давайте улыбнемся и подарим свои добрые улыбки нашим гостям, друг другу.

— Девиз сегодня нашего урока: «Учись доброму, худое на ум не придёт».

— Как вы понимаете это выражение?

— Садитесь и давайте начнем урок!

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

— Сегодня на уроке письма мы с вами закрепим те знания, которые получили на предыдущих уроках по теме …, а какой вы мне скажите сами, составив слово, из геометрических фигур начиная с самой высокой, заканчивая самой низкой.

— Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ударение)

— Что мы уже знаем об ударении? (Выделение голосом одного из гласных звуков. В слове есть ударные и безударные слоги. Чтобы найти ударный слог, надо позвать к себе слово).

На минутку чистописания я приготовила вам загадку.

Собака Молчан наш дом стережёт. (Замок)

— Объясните значение этого слова. (Это то, чем запирают дом, а ещё это то, чем можно застегнуть свитер, блузку, замок-молния).

— Как определить, сколько в слове слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

— Какой слог называют ударным? (Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе, “зовём” слово).

— Сколько слогов в слове замок? (2 слога)

— Назовите ударный слог? (мок)

Над какой темой урока работаем? (ударение)

III. Минутка чистописания.

— На минутке чистописания мы сегодня попробуем в тетрадях прописать несколько разных замков. Но сначала проведём пальчиковую гимнастику.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Никто открыть его не смог (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

— Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради.

Итак, первая пара замочков.

Крюк да колечко – замок навесной,

молния наша крива да зубаста.

— Пропишем в воздухе, на ладошке, затем в тетради.

На второй строчке прописан сложный замочек, будьте внимательны.

— Пропишем в воздухе, на ладошке, затем в тетради.

— Работа в тетради. 16 ноября.

Классная работа.

Словарь: (запись слов по карточкам)

.в.щ., .бл.к., н.д.л., .г.р.д, .д.жд., к.рз.н.

Что мы сейчас записали? (словарные слова)

— На доске записано крылатое выражение. Прочитайте.

За семью замками.

— Как вы понимаете это выражение? (Так говорят о том, что спрятано в надёжном месте; о том, что находится под строгим наблюдением).

— А теперь ещё раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (Да, может)

— Как? амок). (Вывесить картинку с надписью этого слова)

— Что вы можете сказать о написании этих слов? (слова пишутся одинаково)

— А поменялся ли смысл слова? Отчего? (От того, что ударение может перейти на другой слог).

— Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слова).

— Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? (Ударный и безударный).

— Первый ряд по схеме составляет предложение со словом замок. А второй ряд со словом замок. Самые лучшие предложения запишем в тетрадь.

Запись предложения у доски и в тетради. Поставьте знак ударения во всех словах.

В первом предложении назовите ударные слоги в словах. Во втором.

Что мы сейчас записали?

— Какое задание выполняли?

IV. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали…

V. Работа с учебником.

— Откройте учебники на странице 51. Найдите упражнение № 17, прочитайте задание.

— Что необходимо выполнить в упражнении? (Вставить слова в предложения и записать. Отметить ударение в словах, которые вставили).

— Прочитайте первую пару слов, что обозначают эти слова?

— Читаем первую пару предложений под цифрой 1.

— Какое слово вставили в первое предложение? (стрелки)

— Какое слово вставили во второе предложение? (стрелки)

— Назовите ударный слог в слове стрелки, в слове стрелки, и т.д.

Это упражнение будем выполнять в тетради самостоятельно.

Слабые учащиеся записывают 1 и 2 предложение; сильные — 4 предложения.

Итог: — Предложения, с какими словами одинаковыми по написанию, но разными по значению вы записали?

— Что происходит со словами от перестановки ударения? (у слова меняется смысл)

VI. Закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”.

— А вы умеете изменять слова? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебник-Ударение». А чтобы стать нам на время волшебниками мы должны произнести волшебные слова. Хотите поиграть? Закройте глаза и повторяйте за мной.

Да-да-да, я волшебник хоть куда.

Ок-ок-ок, возьму волшебный я мелок.

Ать-ать-ать, начинаю с ударением колдовать. Откройте глаза.

На доске записаны слова. Вы должны изменить слово так, чтобы оно имело другое значение. Я ставлю ударение на слова первого столбика, а дети по очереди – второго столбика.

Кружки – кружки,

заплачу – заплачу,

хлопок – хлопок,

пропасть – пропасть,

село – село.

В какую игру играли? («Волшебник-Ударение»)

— Какое задание выполняли? (Изменяли слова с помощью ударения)

Что происходит со словом от перестановки ударения? (От перестановки ударения меняется смысл слова).

Работа в группах.

— У вас на столах лежат листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно расставьте знак ударения.

Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела.

Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.

— Поменяйтесь листочками, проверьте друг друга.

— Встаньте те, кто выполнил работу без ошибок.

VII. Итог урока.

— Что интересным показалось вам в нашем уроке?

  1. — Как определить, сколько в слове слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

  2. — Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный).

  3. — Почему надо уметь правильно ставить ударение? (Чтобы точно передать смысл слова).

  4. — Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? (Ударные и безударные).

  5. Как определить ударный слог в слове? (Чтобы найти ударный слог, надо позвать к себе слово).

  6. — Может ли ударение крепиться к одному слогу. (Нет, ударение не крепится к одному слогу, оно может менять свое место).

VIII. Оценки за урок.

— Скажите, на уроке мы учились добру?

— Какие мысли вам приходили «худые» или «добрые»?

— Вы старались сегодня работать, помогали друг другу, переживали за своих товарищей?

Спасибо за работу. Урок окончен! 

Список используемой литературы.

  1. Журнал «Начальная школа». – 1990. — №9,12; 1991. — №8,12; 2006. — №7,8.

  2. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающие задания для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 1993.

  3. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. — Волгоград: Учитель, 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here