Урок по развитию речи

Тема «Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе».

Разработала: Луговская Е.В.

Цели урока:

1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: приёмы компрессии текста.

2.Практические: 
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к культуре и искусству;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания изложения пользоваться орфографическим словарём и справочниками).

Ход урока.

  1. Повторение понятия о сжатом изложении.

— На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

(При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

— Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

  II. Постановка целей урока.

— Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении, учиться выбирать существенное среди большого объёма информации.

 — Что такое микротема?

(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

III. Прослушивание аудиозаписи текста изложения.

— Текст слушаете, воспринимаете как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, пишите на черновик, и, в конечном счёте, получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. (По В. Солоухину.)

  1. Беседа по тексту для выявления его особенностей.

— По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

1. Лексическая работа.

— Каковы ваши первые впечатления от текста?
— Объясним значение некоторых слов:

  • Аккумулировать — собирать, накапливать, сосредоточивать.

  • Прикладной характер – такой, который имеет чисто практическое значение, применение, который может найти приложение на практике. Прикладные знания. Прикладные науки. Прикладная механика (в отличие от теоретической). Прикладное искусство (производящее художественно-оформленные вещи, употребляющиеся для различных бытовых и практических целей).

  • Никчёмный – (разг.). Никуда не годный; излишний, бесполезный. Человек ты, извини за выражение, совсем никудышный, никчемный, но гордость в тебе чисто барская. Максим Горький. 

  • Пируэт – (фр. pirouette). Полный Поворот всем телом на носке одной ноги; Поворот во время прыжка в воздухе (театр.). || Поворот лошади на задних ногах (спец.). || перен. О резком повороте, неожиданном скачке (в поведении, в ходе мысли и т. п.; шутл. ирон.).

— Поговорим о великих творениях искусства, о которых упоминается в тексте. (опережающее домашнее задание)

1. Наскальные рисунки

2. Картины Рембрандта.

(Рембрандт – голландский живописец. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем его богатством, его душевными переживаниями. Знаменует вершину развития голландского искусства 17 века. Художественное наследие отличается многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены на мифологические, библейские, исторические сюжеты. Самые известные творения Рембрандта: «Возвращение блудного сына», 1669, «Флора», 1633, «Даная», 1636)

ДАНА́Я — в древнегреческой мифологии  — дочь аргосского  царя Акрисия. Когда дельфийский  оракул предсказал царю  смерть от руки собственного внука, Акрисий заключил дочь в подземную темницу из меди . Однако Зевс , обратившись в золотой  дождь, сумел проникнуть в темницу, и от него Даная родила героя Персея , совершившего впоследствии множество подвигов. Сбылось и предсказание — Персей случайно убил Акрисия диском во время гимнастических состязаний. 

3. Оперы Вагнера

(Ри́хард Ва́гнер (1813 — 1883) — немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую. Был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» Из творческой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука.)

4. Скульптуры Родена

(Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н (12 ноября 1840  — 17 ноября 1917 ) — французский скульптор , признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора , и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте. Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Творчество Родена находится на стыке реализма , романтизма , импрессионизма и символизма . Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры Мыслитель », «Граждане Кале » и «Поцелуй» ).

5. Романы Достоевского

Фёдор Миха́йлович Достое́вский (1821- 1881) 

один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Самые известные романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», Униженные и оскорблённые», «Идиот» Исследователями отмечены парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского.

6. Стихи Блока

(Парадоксальное сочетание мистического и бытового , отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации , и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма . Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое стихотворение «Незнакомка »)

7. Пируэты Улановой

(Родилась в семье балетных артистов прославленной Мариинки. Галя не хотела учиться балету и поначалу плакала: «Возьми меня отсюда!» Она обожала носить матроску, ловить с отцом рыбу, плавать… И вообще мечтала стать моряком. В 1935 году привезены в столицу «Бахчисарайский фонтан» вместе с «Лебединым озером» и «Эсмеральдой» В главной роли Галина Уланова. В 1990-е годы в Стокгольме проходило торжественное открытие монумента в честь Улановой. Это был первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни. «Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера. «Галина Уланова – это самая высокая высота в искусстве, – ответил он. – Она не просто блестящая балерина – в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота».)

2. Работа с содержанием текста.
— Какова тема текста? (Как появлялось настоящее искусство?)

— Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Рождение искусства)

— В каких строчках заключена проблема текста?

(Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?)
— Какова идея данного текста?

(Привлечь внимание читателей к проблеме рождения настоящего искусства)

— Определите тип данного текста.

(Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает над вопросом: Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы видим:

Тезис: Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Далее по тексту идут доказательства: 1. Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. 2. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора.

Вывод: Потом уж искусство отвлеклось. От рисунка на скале до величайших творений искусства и культуры.

— В каком стиле написан отрывок? 

(Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией, затрагивает актуальный вопрос современности, который представляют интерес для общества..)

— На сколько частей можно разделить текст? (На три части.)

 — С какой целью это сделано?

 Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

 — Определим микротему каждого абзаца.

3. Прослушивание аудиозаписи текста изложения.

4. — О чём идет речь в первой части? 

— О чём рассказывает автор дальше? 

О чём говорится в конце текста?
Составление таблицы

Абзац

Микротема

Способ сжатия

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

1. Исключение одного или нескольких предложений

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение природы появилось на предметах утвари.

1.Исключение

повторов;

2. Исключение

однородных членов

предложения при

обобщающем слове;

3. Слияние двух

предложений в одно;

4. Исключение одного

или нескольких

предложений;

5. Замена однородных

членов обобщающим

наименованием.

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Потом уж искусство отвлеклось и стало радостным или горестным криком души. От никчёмного рисунка до величайших творений культуры и искусства.

1.Замена однородных

членов обобщающим

наименованием;

2. Исключение

однородных членов

предложения.

V. Работа над сжатием текста.

— По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

— Какие языковые приёмы компрессии вам известны? (Повторение)

(1. Исключение:

  • Исключение повторов;

  • Исключение одного или нескольких синонимов;

  • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

  • Исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение;

  • Исключение однородных членов предложения при обобщающем слове;

  • Исключение одного или нескольких предложений

2. Обобщение:

  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • Замена прямой речи косвенной;

  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

  1. Упрощение:

  • Слияние нескольких предложений в одно;

  • Замена предложения или его части указательным местоимением;

  • Замена сложноподчинённого предложения простым;

  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

 

— Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

СЖАТИЕ ТЕКСТА

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение явлений природы появилось на предметах быта. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Будь то солонка, дуга, ложка или другое изделие.

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале величайших творений культуры и искусства.

  1. слово)

VI. Подведение итогов.

-Какие приёмы сжатия применили в 1 абзаце?

1. Исключение одного или нескольких предложений

-Какие приёмы сжатия применили в 2 абзаце?

1.Исключение повторов;

2. Исключение однородных членов предложения при обобщающем слове;

3. Слияние двух предложений в одно;

4. Исключение одного или нескольких предложений;

5. Замена однородных членов обобщающим наименованием.

-Какие приёмы сжатия применили в 2 абзаце?

1.Замена однородных членов обобщающим наименованием;

2. Исключение однородных членов предложения.

VII. Подведение итогов. Д/з.

Написать по тексту сочинение на лингвистическую тему «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» В.Г. Короленко

Список литературы:

1. Е. В. Васильева, Г. И. Канина. «ГИА 2010 Русский язык. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе» Воронеж, 2010. 

2. Н. А. Сенина «Русский язык . 9 класс». «Подготовка к государственной итоговой аттестации». Издательство «Легион», Ростов – на Дону, 2009.

3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С.. «Русский язык. ГИА 2009. Экзамен в новой форме» 9 класс. АСТ. Астрель. М. 2009. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here