Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 29 VIII вида
г.Усть-Лабинска Краснодарского края
Открытый урок по развитию речи
в 3 классе
«Лексическое значение фразеологических оборотов
русской речи»
подготовила
учитель начальных классов
Булава Светлана Пантелеевна
г. Усть-Лабинск
2011 г.
Тема: «Лексическое значение фразеологических оборотов русской речи».
Цель: повышать уровень общих знаний, расширять словарный запас,
развивать речь, знакомить с устойчивыми оборотами речи, словами и
сравнениями, воспитывать интерес к русской самобытной культуре.
Оборудование: рисунки-подсказки к фразеологическим оборотам, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока.
I. Организация на урок.
Учитель:
— Я сегодня на уроке не хочу вас тянуть за язык.
— Есть ли здесь особенный речевой оборот?
— Что он означает?
— Тема урока?
II. Проверка домашнего задания.
Чтение детьми фразеологических оборотов, собранных к уроку по темам: (у каждого своя) «Голова», «Нос», «Глаз», «Ухо», «Зуб», «Язык», «Рука», «Нога».
Далее следует отчёт-объяснение каждого учащегося одного-двух составленных оборотов, выбранных остальными детьми или учителем.
Примерные ответы учащихся:
Голова: Нос:
человек с головой; задирать нос;
морочить голову; вешать нос;
вскружить голову; водить за нос;
потерять голову; зарубить на носу;
не сносить головы; держать нос по ветру;
отвечать головой; клевать носом;
как снег на голову; остаться с носом;
голова идет кругом; встретиться нос к носу;
сломя голову; не видеть дальше собственного носа.
Глаз: Ухо:
мозолить глаза; держать ухо востро;
хлопать глазами; пропустить мимо ушей;
говорить в глаза; покраснеть до ушей;
пускать пыль в глаза; медведь на ухо наступил;
глазом не моргнуть; развесить уши;
с глазу на глаз; навострить уши;
хоть глаз выколи; слышать краем уха;
открыть глаза; прожужжать все уши;
смотреть чужими глазами; ушки на макушке; уши вянут.
Зуб: Рука:
зуб на зуб не попадает; валится из рук;
око за око, зуб за зуб; дать руку на отсечение;
говорить сквозь зубы; из рук вон плохо;
иметь зуб; как без рук;
положить зубы на полку; легкая рука;
ни в зуб ногой; мастер на все руки;
скалить зубы; умывать руки;
зубы заговаривать; прибрать к рукам;
взять себя в руки;
сидеть сложа руки.
Язык: Ноги:
язык без костей; со всех ног;
острый на язык; встать на ноги;
тянуть за язык; встать с левой ноги;
злые языки; падать с ног;
язык проглотить; потерять почву под ногами;
найти общий язык; сбиться с ног;
язык не поворачивается; идти в ногу;
держать язык за зубами; путаться под ногами;
язык до Киева доведет; ног под собой не чуять;
не сходить с языка; одна нога здесь, другая там.
Вывод.
— Особенные фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительнее, ярче, человек интереснее выражает свои мысли, его интересно слушать.
III. Сообщение темы урока.
-
Работа по группам.
1-я группа. Составление рассказа из предложенных оборотов речи.
Скалить зубы, разговаривать сквозь зубы, не в зуб ногой, иметь зуб, око за око, зуб за зуб.
Примерный ответ учащихся:
(Он мне все время скалил зубы, разговаривал сквозь зубы, а сам ни в зуб ногой. Я теперь на него имею зуб. И решил – око за око, зуб за зуб.)
2-я группа. «Узнай, что это?»
Разгадывание загадки детьми.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле; когда кто-нибудь бесследно исчезает, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)
-
Отчет групп.
-
Узнавание фразеологических оборотов по рисункам-подсказкам и толкованиям.
На доске вывешиваются картинки: яблоко, стрела, ладонь, гусь, галош, козел, иглы, рыба, колесо, пчела, кот, ведро, собака, рубаха, глаз, ласточка, комар, муха, грибы, сито, быки.
— Вспомните, какие обороты речи мы употребляем, когда говорим:
-
об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть);
-
о полной тишине (слышно, как муха пролетит);
-
о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения);
-
о первых проявлениях чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка);
-
о состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребутся);
-
о том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит);
-
о забывчивости, плохой памяти (голова, как решето);
-
о том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене);
-
о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении (сел в галошу);
10) хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в
воде);
11) ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода);
12) очень быстро бежать (лететь стрелой);
13) дело идет с трудом, еле ладится (скрипит как несмазанное колесо);
14) появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя);
15) проливной дождь, ливень (льет как из ведра);
16) все ясно и отчетливо видно (как на ладони);
17) чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться (сидеть
как на иголках);
18) тщательно, заботливо охранять что-либо (беречь, как зеницу ока);
19) добросовестно, старательно работать (трудиться как пчела)
— Есть ли картинки, оставшиеся без внимания?
— Что за речевые обороты они содержат?
(Рубашка – родиться в рубашке; бочка с селедкой – как сельдей в бочке.)
— Объясните их значение.
4. Составление оборотов по картинке-рассказу «Вова – зоопарк».
— Какие речевые обороты вы услышали, увидели, прочитав рассказ?
Этого мальчика зовут Вовка-зоопарк (картинка с изображением мальчика). А почему?
На уроках… (рисунок рыбы).
На переменах… (рисунок петуха).
За то на бабушку… (рисунок льва).
С сестрой он… (рисунок крокодила).
А перед папой… (рисунок зайца).
Но вокруг мамы… (рисунок лисы).
Потому что мама покупает ему игрушки.
Рассказ, составленный детьми:
На уроках Вова нем, как рыба. На переменах задирист, как петух. За то на бабушку рычит, как лев. С сестрой коварен, как крокодил. А перед папой дрожит, как заяц. Но вокруг мамы вьётся, как лиса. Потому что мама покупает ему игрушки.
IV. Итог.
— Почему мы работаем над особенными речевыми оборотами?
— Можно ли это назвать устным народным творчеством?
Домашнее задание (каждому).
Объяснить выражение, записанное на карточке:
Семь пятниц на неделе.
Где раки зимуют.
Курам на смех.
Долгий ящик.
Вилами по воде писано.
Панический страх.
Рог изобилия.
Список использованной литературы
-
Сахаров И.П. «Сказания русского народа» , Москва, «Художественная литература», 1990.
-
Волина В.В. «Учимся играя», Москва. «Новая школа», 1994.