МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЛОЗОВСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛОЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №1

План – конспект урока

Урок русского языка в 3 классе

Тема.

Правописание слов с удвоенными согласными

Урок подготовила

учитель начальных классов

учитель І категории

Лозовской ООШ І-ІІІ ступеней №1

Стышук Виктория Владимировна

Лозовая 2011

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.

Цель: продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова; знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь, критическое мышление; воспитывать интерес у детей к русскому языку.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Сказка «Про девочку Аллочку»

В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

— Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать своё имя…

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

— Почему ты плачешь? — спросила учительница.

— Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

— Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и  многие другие слова, такие как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!

ІІІ. Сообщение темы, заданий урока

— Итак,  кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?(«Правописание слов с удвоенными согласными») 

Сегодня на уроке мы должны:                                                                                             — научиться находить слова с удвоенными согласными в тексте;

— научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

— выучить правило переноса данных слов

ІV. Актуализация опорных знаний

1. Каллиграфическая минутка.

— Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.  

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный… (класс, сс- верхнее соединение)

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея, лл — нижнее соединение)

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм — нижнее соединение)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи)

Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж

2. «Мозговой штурм»

— Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово? (Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить)

— На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах? (В корне слова)

— Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная? (Подобрать однокоренные слова)

— Как переносятся слова с удвоенной согласной? (По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку)

3. Словарная работа                                                                                                                      — Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму      (иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на доске).

Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна.             

Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два «ка»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :.. хоккей.                                                                      

Во мне два «ка», не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я — точный, честный и опрятный,
Иным же словом — … аккуратный.

— Как разделить записанные слова для переноса (устно). Какое слово нельзя перенести? Почему?                                                                                                                       Если слово переносится, покажите «плюс» с помощью двух карандашей; если нет — «минус». Затем объясните, почему вы так думаете.                                                                                       Ссо-ра, мед-лен-но, рас-сказ, пас-са-жир, рус-ский, грамм.                                                                                   

Физкультминутка «Поднимает руки класс».

Поднимает руки класс —

Это «раз». (Потягивания под счёт учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперёд смотри —

Это «три». (Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — всё в полном порядке.

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «По порядку становись!»

Запишите слова в алфавитном порядке.

Утренник, длинный, кассир, сумма, ссора, Кирилл, Одесса, шоссе, аллея, сонный, колонна, жужжат, русский.

2. Коллективная работа.

— Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн.

Образец. Длина — длинный

Камень, лимон, сон, осень, окно, пустыня, конь.

3. Работа в парах.

— Спиши, изменяя слова по образцу. Подчеркни удвоенные согласные.

Образец: металл посуда металлическая посуда.

Коллектив работа, класс доска, шоссе дорога, пассажир вагон, ванна комната.

4. Самодиктант.

Напишите по памяти. Подчеркните орфограммы.

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс. (С. Маршак)

Выпишите слова с удвоенными согласными, разделяя их для переноса.

5. Работа в группах. Списывание с грамматическим заданием.

— Спишите, расставляя нужные знаки препинания в конце предло­жения.

В музее Пушкина

В субботу наш класс был в музее Пушкина по широкой аллее мы подошли к большому дому мы вошли в зал учительница Анна Ивановна рассказала о жизни поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Найдите в словах изучаемую орфограмму, подчеркните её.

6. Упражнение в переносе слов с удвоенными согласными.

Запишите слова в алфавитном порядке, разделяя их для пере­носа.

Грипп, суббота, пассажир, Одесса, русский, утренник, группа, Алла, Инна.

7. Творческая работа.

Прочитайте СМС-сообщение, вставляя слова с удвоенными со­гласными.

_________! Я заболела________. В________ я пойду к врачу.

Напи­ши, что задано по________ языку. Я должна догнать________ .

Твоя подруга________

(Алла, гриппом, субботу, русскому, класс, Анна)

8. Работа в группах. Работа над развитием связной речи.

— Составьте и запишите тексты на заданную тему, используя опорные слова.

В парке. Экскурсия, осенний парк, листья, коллекция, класс, урок русского языка, писать рассказ.

На вокзале. Суббота, экскурсия, вокзал, кассы, билеты, перрон, поез­да, вагоны, группа, пассажиры.

На катке. Воскресенье, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь.

— Подчеркните слова с удвоенными буквами.

VІ. Итог урока

— Напиши слова с удвоенными согласными.

В каком дне недели — бб? В какой игре — кк? Какая болезнь с пп? В каком языке — сс? Какая комната с нн? Какой транспорт с лл? В каком числе лл?

— Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса

1. Крупная человекообразная обезьяна. (горилла)

2. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. (колонна)

3. Механизм для сильного сжатия чего-либо. (пресс)

4. Сообщение, переданное по телеграфу. (телеграмма)

5. Широкая дорога с твердым покрытием. (шоссе)

6. Командная игра на льду с шайбой. (хоккей)

7. Желание кушать. (аппетит)

8.  Время перед восходом солнца. (рассвет)

Интерактивный метод «Микрофон»

— Над какой орфограммой мы работали на уроке?

— Что повторили?

— Чему научились?

— Что вам больше всего запомнилось на уроке?

VІІ. Домашнее задание

Творческая работа: составить рассказ на тему «Москва» , используя следующие слова (Алла Геннадьевна, туннель, экспресс, поезд, утренний, весенний, коллекция картин, Россия, пассажир, метро)

Список использованной литературы:

1 .Волина В.В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995, стр.119.

2.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. — М.: ACT— Астрель, 2002, стр.92.

3.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. — М.: «Баласс», 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here