МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЛОЗОВСКОГО ГОРИСПОЛКОМА
ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛОЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №1
План – конспект урока
Урок русского языка в 3 классе
Тема.
Правописание слов с удвоенными согласными
Урок подготовила
учитель начальных классов
учитель І категории
Лозовской ООШ І-ІІІ ступеней №1
Стышук Виктория Владимировна
Лозовая 2011
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.
Цель: продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова; знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь, критическое мышление; воспитывать интерес у детей к русскому языку.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Сказка «Про девочку Аллочку»
В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
— Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя…
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
— Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и многие другие слова, такие как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!
ІІІ. Сообщение темы, заданий урока
— Итак, кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?(«Правописание слов с удвоенными согласными»)
— Сегодня на уроке мы должны: — научиться находить слова с удвоенными согласными в тексте;
— научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
— выучить правило переноса данных слов
ІV. Актуализация опорных знаний
1. Каллиграфическая минутка.
— Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.
1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный… (класс, сс- верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)
4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея, лл — нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм — нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи)
Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж
2. «Мозговой штурм»
— Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово? (Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить)
— На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах? (В корне слова)
— Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная? (Подобрать однокоренные слова)
— Как переносятся слова с удвоенной согласной? (По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку)
3. Словарная работа — Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму (иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на доске).
Проста задача и легка.
| Во мне два «ка», не забывайте, |
— Как разделить записанные слова для переноса (устно). Какое слово нельзя перенести? Почему? — Если слово переносится, покажите «плюс» с помощью двух карандашей; если нет — «минус». Затем объясните, почему вы так думаете. Ссо-ра, мед-лен-но, рас-сказ, пас-са-жир, рус-ский, грамм.
Физкультминутка «Поднимает руки класс».
Поднимает руки класс —
Это «раз». (Потягивания под счёт учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперёд смотри —
Это «три». (Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — всё в полном порядке.
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «По порядку становись!»
— Запишите слова в алфавитном порядке.
Утренник, длинный, кассир, сумма, ссора, Кирилл, Одесса, шоссе, аллея, сонный, колонна, жужжат, русский.
2. Коллективная работа.
— Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн.
Образец. Длина — длинный
Камень, лимон, сон, осень, окно, пустыня, конь.
3. Работа в парах.
— Спиши, изменяя слова по образцу. Подчеркни удвоенные согласные.
Образец: металл посуда — металлическая посуда.
Коллектив работа, класс доска, шоссе дорога, пассажир вагон, ванна комната.
4. Самодиктант.
— Напишите по памяти. Подчеркните орфограммы.
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс. (С. Маршак)
— Выпишите слова с удвоенными согласными, разделяя их для переноса.
5. Работа в группах. Списывание с грамматическим заданием.
— Спишите, расставляя нужные знаки препинания в конце предложения.
В музее Пушкина
В субботу наш класс был в музее Пушкина по широкой аллее мы подошли к большому дому мы вошли в зал учительница Анна Ивановна рассказала о жизни поэта Александра Сергеевича Пушкина.
— Найдите в словах изучаемую орфограмму, подчеркните её.
6. Упражнение в переносе слов с удвоенными согласными.
— Запишите слова в алфавитном порядке, разделяя их для переноса.
Грипп, суббота, пассажир, Одесса, русский, утренник, группа, Алла, Инна.
7. Творческая работа.
— Прочитайте СМС-сообщение, вставляя слова с удвоенными согласными.
_________! Я заболела________. В________ я пойду к врачу.
Напиши, что задано по________ языку. Я должна догнать________ .
Твоя подруга________
(Алла, гриппом, субботу, русскому, класс, Анна)
8. Работа в группах. Работа над развитием связной речи.
— Составьте и запишите тексты на заданную тему, используя опорные слова.
В парке. Экскурсия, осенний парк, листья, коллекция, класс, урок русского языка, писать рассказ.
На вокзале. Суббота, экскурсия, вокзал, кассы, билеты, перрон, поезда, вагоны, группа, пассажиры.
На катке. Воскресенье, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь.
— Подчеркните слова с удвоенными буквами.
VІ. Итог урока
— Напиши слова с удвоенными согласными.
В каком дне недели — бб? В какой игре — кк? Какая болезнь с пп? В каком языке — сс? Какая комната с нн? Какой транспорт с лл? В каком числе лл?
— Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса
1. Крупная человекообразная обезьяна. (горилла)
2. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. (колонна)
3. Механизм для сильного сжатия чего-либо. (пресс)
4. Сообщение, переданное по телеграфу. (телеграмма)
5. Широкая дорога с твердым покрытием. (шоссе)
6. Командная игра на льду с шайбой. (хоккей)
7. Желание кушать. (аппетит)
8. Время перед восходом солнца. (рассвет)
Интерактивный метод «Микрофон»
— Над какой орфограммой мы работали на уроке?
— Что повторили?
— Чему научились?
— Что вам больше всего запомнилось на уроке?
VІІ. Домашнее задание
Творческая работа: составить рассказ на тему «Москва» , используя следующие слова (Алла Геннадьевна, туннель, экспресс, поезд, утренний, весенний, коллекция картин, Россия, пассажир, метро)
Список использованной литературы:
1 .Волина В.В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995, стр.119.
2.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. — М.: ACT— Астрель, 2002, стр.92.
3.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. — М.: «Баласс», 2002.