Учитель начальных классов, 1 категории МОУ СОШ п. Цементный Петрова Светлана Васильевна
Урок по русскому языку для 4 класса
«Три типа склонения имен существительных»
Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека
Ход урока:
1.Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
2.Минутка каллиграфии.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
— Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.
У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
— Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)
Добро, дорога, походка
Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово)
-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк.
Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.
Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …
3. Постановка темы и целей урока. А какое слово из написанных на доске лишнее? — Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.
У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?
Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.
-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас.
Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять)
-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными)
4.Применение знаний, умений и навыков.
-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).
У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! ( Жизнь- ед.ч., Им.п., ( На) дела- мн.ч., Вин.п.)
Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных!
Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам)
Сколько падежей в русском языке? Назовите их!
Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки!
Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных?
Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи.
5.Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся. Рассмотрим картину!—Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину?
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина?
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.
Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.
Определите падеж имен существительных.
Проверка. С сигнальными карт.
Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили?
6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей»)
7.Проверка усвоения знаний. Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.
2 склонение | 3 склонение | |
а
я ж.р. —
а
я
м.р. – | м.р. –
е
о
ср.р. — | сущ ж.р. с ь на конце |
Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы?
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.
8.Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу! О чем?
Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.
Проверка в парах.
Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)
— Кому было трудно выполнять такое задание?
9.Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
(видеоролик «Живет повсюду красота»)
Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!
10. Задание на развитие внимания!
«Кто играет с нами в прятки?»
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения!
кнотидружбаьжоменкв
ъдцсчастьеядакуычщш
чяьтвсодтолдсмелость
Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?
11.Снеговики!
Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку!
Например: смелость, внимательность, чуткость…
13. Рефлексия. Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?
Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»
14.Д/з- написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?»
15. Подведение итогов. Рефлексия.
Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?
16.(Видеоролик «Дорога добра»)
Источники материалов:
http://pedsovet.su
http://www.youtube.com