МОУ СОШ села Старое Дёмкино
учитель начальных классов
Никитина Марина Владимировна
урок русского языка в 4 классе
(УМК «Школа России»)
ТЕМА: Имя существительное
ЦЕЛИ:
1.Обобщение знаний учащихся об имени существительном.
2. Развитие орфографической зоркости, развитие речи.
3. Воспроизвести при активной роли учащихся их знания о грамматических признаках предложения и систематизировать их.
4. Формировать умение безошибочно списывать предложения из текста и использовать знания о правописании падежных окончаний существительных единственного числа.
5. Воспитание любви к природе.
Материалы к уроку (оборудование):
-
карточки со словами: снег, вьюга, метель, пороша, буран, пурга, наст, буря; декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно;
-
карточки с текстом и заданиями (см. приложение);
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы будем трудиться в мире существительных. Мы постараемся вспомнить о существительном все, что изучили, продолжим работу над формированием орфографичес-
кой зоркости, повторим, что известно о предложении, а также не забудем о падежных окончаниях существительных в единственном числе.
-
Минута чистописания.
— Начинаем трудиться.
( На доске прикреплены карточки со словами.)
снег пороша наст 1 2 3
вьюга буран буря
метель пурга
— Прочитайте слова. Если вы правильно сгруппируете слова (применяя правило о типе склонения), то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Эта буква встречается в словах 2-ой группы.
( К доске выходят 3 ученика. Они распределяют слова по группам (склонениям) и объясняют свой выбор.)
— Какая это буква? В каких словах она встречается? (Сегодня мы будем писать строчную
букву н. Она встречается в словах м. р. 2 скл.: снег, буран, наст.)
1 2 3
вьюга снег метель
пороша буран
буря наст
— Правильно. Мы будем писать строчную букву н.
(Показ учителем на доске: строчная буква н и буква н в овале, чередуя.)
— Подчеркните те буквы, которые вам понравились.
-
Чтение текста с пропуском слов.
(Текст записан на доске.)
Декабрь – самый тяжелый месяц. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. Вспомни в декабре о птицах. Помоги им пережить зиму. Угощай их зерном, семенами.
-Прочитайте текст. О чем идет речь? Смогли ли вы прочитать текс? Почему?
(В тексте нет имен существительных.)
— Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? Прочитайте слова.
-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, изменяя окончания.
(На доске записаны слова: декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно).
Работа со словами.
— Найдите сходство и отличие.
(Сходство: имя существительное, вопросы кто? что?, называет предмет, нарицательные.
Отличие: одушевленные и неодушевленные, единственного и во множественного числа,
существительные 1 и 2 склонений, м. р., ж. р., ср. р.)
-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, в правильной форме.
( Учащиеся по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные слова в текст.)
— Прочитайте еще раз текст. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? (побудительные и повествовательные)
-Прочитайте повествовательное предложение, побудительное.
— Какие предложения называются побудительными?
— Запишите в тетрадь побудительные предложения (работа в тетрадях).
-Скажите, как называют птиц, которые остаются зимовать у нас?
— Какие птицы у нас зимуют?
— Как вы можете помочь птицам зимой?
— Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?
— Послушайте стихотворение К. Мухаммади «Как птице перезимовать».
(стихотворение читает ученик)
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки …
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо, вам великое!»
— Что для птиц страшней, метели или морозы? У кого из вас дома есть кормушка?
Как вы их сделали?
4. Работа с текстом (текст и задание записаны на листах).
Угощайте пернатых!
Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!
Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш…, питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-
шой пестрый дят…л.
Он стал клевать творог и сыр.
Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.
(По К. Косячкову.)
Задание 1.
Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.
Проверяемые безударные гласные | Безударные падежные окончания существитель- ных в ед. ч. | Непроверяемые безударные гласные | |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
1 столбик 2 столбик 3 столбик
зимой – зимний на столике – П. п., 2 скл. воробей
кормушке — корм кормушке – П. п., 1 скл. петух
во дворе – двор под крышей – Т. п., 1 скл. дятел
столом — стол с другом – Т.п., 2 скл. синица
(нужно выписать слова, по имеющейся в них орфограмме; 3 человека выполняют у доски,
остальные в тетрадях)
Задание 2.
Прочитайте предложение, опираясь на справку:
предложение – повествовательное, восклицательное;
Запишите его в тетрадь.
Задание 3.
Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.
1 предложение: ______ ====== ——- и ——- .
2 предложение: _____ =====, ====, ===== .
3 предложение: _____ =====, ===== ______ .
— Найдите в тексте предложения к схемам. Запишите предложения и проведите полный разбор по членам.
(работа проводится у доски и в тетрадях)
— Что вы можете сказать о 1 предложении? (повеств., невосклиц., простое – одна грам. основа, с однород. дополн., связь союзная – союз и );
— Что вы можете сказать о 2 предложении? (повеств.,невосклиц., простое — одна грам. основа , с однород. сказуемыми, связь бессоюзная);
— Что вы можете сказать о 3 предложении? (повеств., невосклиц., сложное — две грам. основы, связь бессоюзная);
5 Подведение итога урока.
— Вот мы и закончили трудиться в мире существительных. Чем интересен был для вас урок?
— Какие знания и умения каждый из вас закрепил?
— А закончить урок мне хочется словами Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
Приложение
Угощайте пернатых!
Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!
Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш…, питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-
шой пестрый дят…л.
Он стал клевать творог и сыр.
Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.
(По К. Косячкову.)
Задание 1.
Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.
Проверяемые безударные гласные | Безударные падежные окончания существитель- ных в ед. ч. | Непроверяемые безударные гласные | |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
Задание 2.
Прочитайте предложение, опираясь на справку:
предложение – повествовательное, восклицательное;
Запишите его в тетрадь.
Задание 3.
Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.
1 предложение: ______ ====== ——- и ——- .
2 предложение: _____ =====, ====, ===== .
3 предложение: _____ =====, ===== ______ .