МОУ СОШ села Старое Дёмкино

учитель начальных классов

Никитина Марина Владимировна

урок русского языка в 4 классе

(УМК «Школа России»)

ТЕМА: Имя существительное

ЦЕЛИ:

1.Обобщение знаний учащихся об имени существительном.

2. Развитие орфографической зоркости, развитие речи.

3. Воспроизвести при активной роли учащихся их знания о грамматических признаках предложения и систематизировать их.

4. Формировать умение безошибочно списывать предложения из текста и использовать знания о правописании падежных окончаний существительных единственного числа.

5. Воспитание любви к природе.

Материалы к уроку (оборудование):

  • карточки со словами: снег, вьюга, метель, пороша, буран, пурга, наст, буря; декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно;

  • карточки с текстом и заданиями (см. приложение);

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы будем трудиться в мире существительных. Мы постараемся вспомнить о существительном все, что изучили, продолжим работу над формированием орфографичес-

кой зоркости, повторим, что известно о предложении, а также не забудем о падежных окончаниях существительных в единственном числе.

  1. Минута чистописания.

— Начинаем трудиться.

( На доске прикреплены карточки со словами.)

снег пороша наст 1 2 3

вьюга буран буря

метель пурга

— Прочитайте слова. Если вы правильно сгруппируете слова (применяя правило о типе склонения), то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Эта буква встречается в словах 2-ой группы.

( К доске выходят 3 ученика. Они распределяют слова по группам (склонениям) и объясняют свой выбор.)

— Какая это буква? В каких словах она встречается? (Сегодня мы будем писать строчную

букву н. Она встречается в словах м. р. 2 скл.: снег, буран, наст.)

1 2 3

вьюга снег метель

пороша буран

буря наст

— Правильно. Мы будем писать строчную букву н.

(Показ учителем на доске: строчная буква н и буква н в овале, чередуя.)

— Подчеркните те буквы, которые вам понравились.

  1. Чтение текста с пропуском слов.

(Текст записан на доске.)

Декабрь – самый тяжелый месяц. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. Вспомни в декабре о птицах. Помоги им пережить зиму. Угощай их зерном, семенами.

-Прочитайте текст. О чем идет речь? Смогли ли вы прочитать текс? Почему?

(В тексте нет имен существительных.)

— Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? Прочитайте слова.

-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, изменяя окончания.

(На доске записаны слова: декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно).

Работа со словами.

— Найдите сходство и отличие.

(Сходство: имя существительное, вопросы кто? что?, называет предмет, нарицательные.

Отличие: одушевленные и неодушевленные, единственного и во множественного числа,

существительные 1 и 2 склонений, м. р., ж. р., ср. р.)

-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, в правильной форме.

( Учащиеся по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные слова в текст.)

— Прочитайте еще раз текст. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? (побудительные и повествовательные)

-Прочитайте повествовательное предложение, побудительное.

— Какие предложения называются побудительными?

— Запишите в тетрадь побудительные предложения (работа в тетрадях).

-Скажите, как называют птиц, которые остаются зимовать у нас?

— Какие птицы у нас зимуют?

— Как вы можете помочь птицам зимой?

— Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

— Послушайте стихотворение К. Мухаммади «Как птице перезимовать».

(стихотворение читает ученик)

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

— Что для птиц страшней, метели или морозы? У кого из вас дома есть кормушка?

Как вы их сделали?

4. Работа с текстом (текст и задание записаны на листах).

Угощайте пернатых!

Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!

Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш…, питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-

шой пестрый дят…л.

Он стал клевать творог и сыр.

Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.

(По К. Косячкову.)

Задание 1.

Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.

№ п/п

Проверяемые безударные

гласные

Безударные падежные окончания существитель-

ных в ед. ч.

Непроверяемые безударные гласные

1.

2.

3.

4.

1 столбик 2 столбик 3 столбик

зимой – зимний на столике – П. п., 2 скл. воробей

кормушке — корм кормушке – П. п., 1 скл. петух

во дворе – двор под крышей – Т. п., 1 скл. дятел

столом — стол с другом – Т.п., 2 скл. синица

(нужно выписать слова, по имеющейся в них орфограмме; 3 человека выполняют у доски,

остальные в тетрадях)

Задание 2.

Прочитайте предложение, опираясь на справку:

предложение – повествовательное, восклицательное;

Запишите его в тетрадь.

Задание 3.

Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.

1 предложение: ______ ====== ——- и ——- .

2 предложение: _____ =====, ====, ===== .

3 предложение: _____ =====, ===== ______ .

— Найдите в тексте предложения к схемам. Запишите предложения и проведите полный разбор по членам.

(работа проводится у доски и в тетрадях)

— Что вы можете сказать о 1 предложении? (повеств., невосклиц., простое – одна грам. основа, с однород. дополн., связь союзная – союз и );

— Что вы можете сказать о 2 предложении? (повеств.,невосклиц., простое — одна грам. основа , с однород. сказуемыми, связь бессоюзная);

— Что вы можете сказать о 3 предложении? (повеств., невосклиц., сложное — две грам. основы, связь бессоюзная);

5 Подведение итога урока.

— Вот мы и закончили трудиться в мире существительных. Чем интересен был для вас урок?

— Какие знания и умения каждый из вас закрепил?

— А закончить урок мне хочется словами Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

Приложение

Угощайте пернатых!

Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!

Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш…, питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-

шой пестрый дят…л.

Он стал клевать творог и сыр.

Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.

(По К. Косячкову.)

Задание 1.

Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.

№ п/п

Проверяемые безударные

гласные

Безударные падежные окончания существитель-

ных в ед. ч.

Непроверяемые безударные гласные

1.

2.

3.

4.

Задание 2.

Прочитайте предложение, опираясь на справку:

предложение – повествовательное, восклицательное;

Запишите его в тетрадь.

Задание 3.

Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.

1 предложение: ______ ====== ——- и ——- .

2 предложение: _____ =====, ====, ===== .

3 предложение: _____ =====, ===== ______ .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here