Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47» г. Чебоксары

Урок по русскому языку в 3 классе «Определение имени прилагательного»

(Программа «Школа 2100»)

Разработала учитель начальных классов

Григорьева Эльвира Геннадьевна

Высшей квалификационной категории

Чебоксары, 2014

Тема: Определение имени прилагательного.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Форма – урока: Урок – исследование.

Виды деятельности: фронтальная, групповая.

Цель:

Сформировать представление о признаках имен прилагательных опираясь на имеющиеся в личном опыте ребенка способы действий с объектами

Задачи:

— провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;

— выявить особенности изменения имен прилагательных;

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

— развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость;

— продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: уметь выделять существенные признаки имён прилагательных

Формируемые УУД:

Познавательные

1. Развиваем умения классифицировать по признакам.

Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование:

презентация в виде слайдов; компьютер, проектор, экран; предметные картинки (иголка с ниткой); задание на карточках для работы в парах;

задание на карточках для самостоятельной работы; кружки с изображением лица для рефлексии;

— учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2012

Ход урока:

этап урока

время

деятельность учителя

деятельность учащихся

слайд

организационный момент

2 мин

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

— Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

-Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу словарь.

Настрой на урок

Это люди, которые, что — либо изучают, исследуют

слайд 1

ситуация успеха

2 мин

— Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

Конь…, хвост…

— Почему вы ее не поняли?

— Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

— Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)

Конь стальной, хвост льняной.

— Что это? — Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?

Записывают число, классная работа.

Иголка и нитка. Стальной, льняной

Потому что они указывают на признаки

2-й слайд

Формулирование темы и цели урока.

3мин

Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

— Сформулируйте тему урока.

— Давайте определим задачи нашего урока.

Имя прилагательное

Определение имени прилагательного

-определить особенности имени прилагательного как части речи;

-установить , как они изменяются.

слайд 3

Ситуация разрыва

2 мин

Заполните мне пожалуйста, данную схему.

— Тогда мы приступаем к исследованию нашей темы.

Все ваши результаты исследования мы будем заносить в кластер.

На доске схема, она постепенно будет заполняться вами по ходу урока.

Мы не можем, т.к. не знаем, что там писать

слайд 4

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

26мин

О каких предметах идет речь?

Фронтальная работа

— Какой вывод мы можем сделать ?

Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

— этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым

— по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на ….

— с этим предметом ходят в лес

— ребёнок, который учится в школе

— он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым

— этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый

— верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее

Проверьте, правильно ли вы написали.

Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.

— Какое слово лишнее, почему?

-Что объединяет эти слова?

— А почему имена существительные получили такое название?

— А что означает слово прилагательное?

— К чему оно прилагается?

Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

— Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

-фронтальная проверка – чтение орфографическое.

Какой вы можете сделать вывод?

Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

— Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.

-Какой вывод можете сделать?

Наблюдение над изменением имени прилагательного.

-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные?

— Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?

Работа в парах. (задание дано на карточках)

Исправьте ошибки

Зелёный карандаш

Зеленый тетрадь

Зеленый яблоко

— Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

Какой вывод вы можете сделать?

А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием.

Измените, словосочетания так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лён…… ябл…ко —

Пр…стой к…р…ндаш –

Школьная т…тра…ь –

Давайте проверим выполненную работу.

Какой можно сделать вывод?

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня

Данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета

Учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик

сапоги

улица

корзина

ученик

стакан

лимон

пальто

(взаимопроверка)

Разные варианты

Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)

Потому что они обозначают все то, что существует

Предположения детей

Гипотезы

Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.

Действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

Учащиеся читают текст

Ребята высказывают свои версии. Не может быть признака без предмета

Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?

постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам

предположения

Ученики исправляют ошибки

взаимопроверка

Имена прилагательные изменяются по родам.

Работая в группах, изменяют слова и вставляют пропущенные буквы.

Объясняют выполненную работу

Имена прилагательные изменяются по числам

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12

слайд 13

слайд 14

слайд 15

Формулирование учебной задачи учащимися и учителем

Рефлексия

Домашняя работа

7 мин

3 мин

Обобщите все, что мы сегодня исследовали.

— Сравните с именем существительным

-Давайте проверим наши выводы по учебнику с.77

Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Защита проектов.

Оценка работы в группах

— Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

— Как вы себя чувствовали на уроке?

-Заполните рефлексивный лист

Упражнение 2 или упражнение 1 страница 98-99. Выучить определение стр.77.

1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо

Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам

читают определение в учебнике

Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.

Защита проектов.

Оценка работы в группах

Ответы детей

заполнение рефлексивного листа.

слайд 16

слайд 17

слайд 18

слайд 19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here