Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Целинная средняя школа»

Урок по русскому языку в 6 классе

«Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании»

Учебник: Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык: Учебник для общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамура, 2006 – 320 с.

Используемая литература:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 176 с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.

3. Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык: Учебник для общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамура, 2006 – 320 с.

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Максина Галина Николаевна

2014-2015 учебный год

Тема урока. Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании

Цель урока: повторение и обощение знаний о морфемике, роли морфем в

словообразовании

Цель учащихся: уметь находить морфемы в слове

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике;

формировать знания о морфемике, морфемах и их роли в

словообразовании;

развивать навык производить морфемный разбор слова, навык

работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности;

воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное

отношение друг к другу.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

Ход урока

I. Вводно-мотивационный.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.

1. Составление слова.

— Составьте слово.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

2. Обращение к целеполаганию.

— Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала?

Знание морфемного состава слова.

— Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?

— Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

Повторить изученное по разделу «Морфемика».

3. Вступительная беседа:

  1. Что вы знаете о морфемике?

  2. Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).

II. Операционно-познавательный.

1. Работа в группах.

  1. «Пять минут на ответ».

I группа: Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;

II группа: Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по

составу слова стекло, красиво.

2. Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.

I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, от пел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.

II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.

2. Работа с текстом.

1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В таких словах обычно корни так «обрастают» при­ставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть… Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Что­бы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть сло­ва что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

2. Выполнение заданий:

Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.

— Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

— Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

— Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова
часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.

3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группа: вошел — отошел – ушел.

Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) — удаление в сторону, убавление;

у — удале­ние.

II группа: дышал — подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод: приставка — значимая часть сло­ва, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

4. Суффиксы.

— Какие значения прида­ют словам следующие морфемы:

I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

-ниц-, -иц-;

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.

Делается вывод: суффикс — значимая часть сло­ва, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.

IV. Контрольно-оценочный.

1. Работа в парах.

1. Распределительный диктант. Однокоренные слова.

— Какие слова называются однокоренными?

I пара – 1, 2 строка;

II пара – 3, 4 строка;

III пара – 5 строка.

1. Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел, деление; деловой, дело).

2. Кузнец, кузница, кузнечик. (Кузнец, кузница; кузнечик).

3. Летать, полёт, лето, лётчик, летний. (Летать, полёт, лётчик; лето, летний).

4. Водный, водить, водичка, поводок, водитель. (Водный, водичка; водить, поводок, водитель).

5. Лопнуть, лопата, лопух, лопаться. (Лопнуть, лопух, лопаться; лопата).

2. Работа в группах.

1. Распределительный диктант.

— Что называется окончанием?

Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.

I группа: слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.

Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.

II группа: неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.

Выполнить морфемный разбор слова: переливами.

2. Суффиксы. Выделить суффиксы.

I группа: птичка, травка, миленький;

II группа: цветочек, платьице, сердечком.

3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.

По…катить, …делать, …бить, о…давать, по…править, …право, о…дых, о…ступить, в…кользь, о…бой.

3. Восстановить правило.

В приставках на з, с перед звонкими согласными пишется …, а перед глухими согласными – …

«Звонкий согласный в приставке + звонкий согласный в корне»: безбрежный.

«Глухой согласный в приставке + глухой согласный в корне»: беспредельный.

Приставка з пишется перед звонким согласным в корне; приставка с пишется перед глухим согласным в корне.

4. Работа в группах. Стратегия «Карусель». Разбор слов по составу.

— Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.

Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.

I группа: знаток, проколоть, подвеска;

II группа: выключатель, безбрежный, расписание;

III группа: наводнить, решение, старинный.

V. Итог урока.

1. Составление кластера «Морфемы».

2. Вопрос-ответ.

Каждая группа готовит вопросы для другой группы. Затем каждая группа отвечают вопрос противоположной группы.

3. Закончить предложение.

Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).

  2. Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

  3. Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

  4. Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это (корень).

  5. Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

  6. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

  7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).

VI. Рефлексия.

1. Лист оценивания на уроке (эмоции): в начале урока, в середине урока, в конце урока.

2. Беседа:

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Какие трудности возникали?

— Что понравилось на уроке?

— Что не понравилось на уроке?

3. Оценивание работы групп по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».

VII. Задание на дом: §13, повторить правила, упр. 180, 193 (устно).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here