учитель математики Тюльпанова Е.В.
Конспект урока математики в 5 классе
(преемственность в обучении начальная школа – среднее звено)
Тема: «Морское путешествие к острову Сложение и вычитание натуральных чисел».
Тип урока: Урок обобщения материала, изученного ранее (урок-путешествие)
Цели урока:
-
систематизировать знания о сложении и вычитании натуральных чисел (законы сложения и вычитания натуральных чисел, решение уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений);
-
дать возможность учащимся проверить свои знания, проконтролировать степень усвоения материала, выявить пробелы;
-
привитие интереса к учению.
Оборудование: презентация по теме урока, плакат с кодами букв, карточки для устного счета, таблицы для записи слова, тексты с дополнительными заданиями.
Ход урока
-
Орг. момент
-
Объявление темы, целей урока.
3 сентября мы начали путешествие по морю Натуральных чисел. За этот период вы многое узнали И сегодня мы приплываем к острову Сложение и вычитание натуральных чисел. Как и тогда, вы – капитаны своих кораблей. На нашем пути будут испытания, которые вы должны будете пройти и получать за это буквы. Буквы вы будете вписывать в свои судовые таблицы. Из букв у вас должно получиться слово, а что оно означает, вы узнаете в конце урока. Итак, соберите все свои знания и умения, и мы начинаем наше морское путешествие.
-
Испытания
1 испытание. Проверка готовности (устный счет).
— Прежде чем отплыть, необходимо проверить готовность. Выполните счет и доложите о готовности к отплытию (учащимся даются карточки для устного счета).
90 – 61 ∙ 2 + 23 : 9 | 100 – 54 : 23 ∙ 19 + 22 | 81 : 9 + 41 : 5 ∙ 7 — 17 | 72 : 8 + 51 : 15 ∙ 9 + 14 | 56 : 7 ∙ 5 — 13 : 9 + 17 | 63 : 9 + 33 : 8 ∙ 13 — 25 | 54 : 6 ∙ 7 + 17 : 10 — 8 | |
75 | 9 | 60 | 53 | 50 | 20 | 40 | 0 |
— Корабли к выходу из гавани готовы.
2 испытание. Шторм.
— На море поднимается шторм. Чтобы его преодолеть необходимо решить уравнения на морских волнах.
y – 53 = 49 y = 48 + 53 y = 102 | 65 – k = 37 k = 65 — 37 k = 28 |
К А Р
3 испытание. Акулы.
— Внимание! В море появились гигантские акулы, которые могут перевернуть корабль. Необходимо срочно найти значение следующих выражений.
40 + 50 – 36 = 54 | Х | |
б) 450 + t – 400, если t = 52 | 450 + t – 400 = 450 – 400 + t = 50 + t 50 + 52 = 102 |
А |
в) 530 – с – 430, если с = 72 | 530 – с – 430 = 530 – 430 – с = 100 – с 100 – 72 = 28 |
Р |
Итак, значения выражений найдены, акулы уплыли.
Физкультпауза
4 испытание. Подводные рифы.
— Командирам кораблей приготовиться к прохождению трудного участка пути, впереди подводные рифы. Чтобы благополучно их обойти, нужно решить примеры, выбирая удобный способ.
А | |
б) 759 – (259 + 413) = (759 – 259) – 413 = 500 – 413 = 87 | Д |
в) (851 + 293) – 351 = (851 — 351) + 293 = 500 + 293 = 793 | О |
5 испытание. Причал.
— Итак, путешествие наше подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят наши корабли, а для этого нужно решить такую задачу. (самостоятельно)
Задача: «По озеру плавало 34 лебедя. После того, как несколько лебедей улетели, на озере осталось 16 лебедей. Сколько лебедей улетело?«
Пусть х (л) улетело, тогда
34 – х = 16
х = 34 — 16
х = 18 (л) улетело
Ответ: 18 лебедей улетело Н
-
Заключение, итог урока
— Путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Благодарю за хорошую службу капитанов кораблей. За работу капитанов я ставлю сл. баллы (выставление оценок)
А сейчас давайте посмотрим, какое слово у нас получилось? КАРХАРАДОН. Об этом вы узнаете из небольшого видеофрагмента. (показ 0,5 мин)
-
Домашнее задание: № 389, № 387 (в), № 391, подготовиться к контрольной работе.
Дополнительные задания.
-
Вспомни правило вычитания числа из суммы и суммы из числа.
-
Решите уравнение: k – 326 = 864, 1026 – p = 998.
-
Найдите значение выражения, предварительно упростив его:
(b + 179) – 89 при b = 56; 75
-
Вычислите, выбирая удобный способ:
-
937 – (137 + 793)
-
(645 + 289) – 254
-
5384 + 3687 + 1616
-
-
Решите с помощью уравнения задачу: «На море было 76 яхт. После того как несколько яхт причалили к берегу, на море осталось 59 яхт. Сколько яхт причалили к берегу?».
-
Но отрезке ВК = 31 см отметили точку D такую, что BD = 20 см, и точку Е такую, что КЕ = 15 см. Найдите длину отрезка DE.
Таблица для слова
2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | ||
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Буква |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|