Урок русской речи в 7 классе

Тема: Объяснение новой темы «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Цели:

  • познавательные: совершенствовать знания учащихся об обстоятельствах, познакомить учащихся с деепричастием как особой формой глагола; учить учащихся раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

  • развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи, в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство собственного достоинства.

Вид урока: объяснение новой темы.

Методы: словесный, практический, частично — поисковый, индуктивный, творческий.

Межпредметная связь: литература.

Оборудование: рабочая тетрадь, индивидуальная мониторинговая ведомость, карточки с заданием, ватман, фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся.
    Постановка учителем целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Устные ответы учащихся на вопросы.

— Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?

2. Проверка домашней работы: выполнение в рабочих тетрадях разноуровневых заданий по теме «Модуль 2.3 Обстоятельства места, времени, образа действия». Комментированное чтение ответов по цепочке.

Модуль 2.3

Уровневые задания.

1 уровень

1. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стенку. Справа он решил хранить учебники, слева – тетради. При подготовке к урокам он берет их с полки и кладет на стол. В столе он держит письменные принадлежности.

2. Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня.

Я встаю в ___________ утра. В _________ я иду в школу. Уроки обычно

продолжаются до ________. В я уже дома __________смотрю

телевизор, _________________ занимаюсь домашними делами. Я стараюсь

ложиться спать в __________.

3. Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи
они выражены?

Ученики выучили стихотворение наизусть. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Тихо по небу плывут облака. Я учусь говорить по-английски.

II уровень

1. Вставьте пропущенные предлоги. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Отец приходит _________ завода.

Я положил книгу_________ портфель

Я взял тетрадь _________ сумки

Птица села ________ дерево

Птица слетела _______ дерева

Мы выйти _______ дома

Антенна установлена _____ доме

Мы были ________спектакле

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами.

Направ…, справ…, издалек…, влев…, слев…, снов….

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделите обстоятельства времени. Какой частью речи они выражены?

Солжешь сегодня — не поверят и завтра.

Сначала подумай, а потом говори.

Зацепился за пень и стоя/ целый день.

Днем и ночью сверкают над башнями огни.

Никогда не забуду красоту Баянаульских гор.

III уровень

1. Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я ______ рад твоему приходу.

С моим товарищем _____ разговаривать.

Брат _______ пишет в тетради.

Экскурсия прошла ____________.

Вода_________ хлестала из трубы.

Я пошел к нему _________.

Снег искрится па солнце.

2. Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомость.

III. Новая тема. Межпредметная связь с литературой.

Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни?

На доске текст басни в прозе Л. Толстого.

При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне? Какова идея басни?

Лев и Мышь

У спящего Льва по телу пробежала Мышь. Лев проснулся, схватил ее и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить ее, __________, что отплатит добром за свое спасение. Лев, ________, отпустил ее. Мышь отблагодарила Льва.

Попался Лев охотникам, и они привязали его к дереву. А Мышь, _______, освободила его, ________: «Ты смеялся, не верил, что я могу отблагодарить тебя. Теперь ты знаешь, что и Мышь может быть благодарной».

Ученикам раздаются карточки со словами для вставки: уверяя расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.

Восстановите текст, вставив нужные по смыслу слова и словосочетания. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения являются данные слова?

IV. Работа учащихся в рабочей тетради. «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот»

— Прочитайте задания 1-5. Сделайте вывод. Что называется деепричастием? Деепричастным оборотом? Как они выделяются на письме. Как деепричастия пишутся с частицей «не»?

Модуль 2.4

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1. Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волнуясь. Читать лежа.

Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа — обстоятельства, выраженные деепричастиями.

Запомни! Деепричастие — особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.

2. Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются деепричастия?

Вид

Неопределенная форма глагола

Суффикс деепричастия

Деепричастие

Несовершенный

Играть, дышать

-а, -я

Играя, дыша

Совершенный

Выполнить, принести, взяться

-в, -вши, -ши

Выполнив, принесши, взявшись

3. Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепричастным оборотом?

Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот.

4. Запомните, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.

Не потрудившись, и репу не вырастишь.

Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову.

Не убив медведя, шкуры не делят.

Внимание: Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.

5. Допишите определение
Деепричастный оборот — ____________________________________________.

  1. Проверка двух-трех работ. Работа с учебником. Чтение правила. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.

  1. Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Защита схемы представителем

группы.

VII. Итог урока. Задание на дом; выполнение уровневых заданий по теме «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот».

Уровневые задания

1 уровень.

1. Найдите деепричастия в данных предложениях. Подчеркните их.

Мы долго ехали, не останавливаясь, по снежной равнине.

Солнце, померкнув, скрылось за облаками.

Ворча, Каштанка вошла в комнату.

Играя, в небе промелькнет стая.

2. Подчеркните деепричастные обороты.

Журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Весело перекликаясь, летели птицы. Я следил за ними, затаив дыхание.

3. Над деепричастиями совершенного вида напишите букву «с» над несовершенными — букву «н».

Поднимая, листая, бросив, поднявшись, решая, взявшись, трудясь, лежа, отдыхая, проявив, занимаясь, облегчив, начертив.

2 уровень

1. Допишите правило.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола
времени _________________вида путем прибавления суффиксов ___________________. Деепричастия совершенного вида об разуются от основ глагола _______________вида путем прибавления суффиксов ______________.

2. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от
данных глаголов. Укажите вид деепричастий:

Понимать Волноваться

Склеить Бороться

Тормозить Стоять

Дирижировать Сидеть

Начертить Ложиться

Выступить Разобраться

Запереть Поздороваться

Построить Свесить.

3. Расставьте знаки препинания.

Ложась спать я поставил будильник на шесть часов. Поздоровавшись гость попросил разрешения позвонить по телефону.

Студент слушал вопросы и отвечал нахмурившись.

Ученик разобравшись в задаче начал ее решать.

Шла уборка класса, и все работали засучив рукава.

Никто не сидел сложа руки.

Еркин шел домой свесив голову.

3 уровень

Составьте небольшой рассказ по опорным словосочетаниям. Озаглавьте его.

Не чувствуя опасности, идти не спеша, не думая ни о нем., затаив дыхание, не спуская глаз, не чувствуя, под собой ног.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here