Урок русской речи в 7 классе
Тема: Объяснение новой темы «Деепричастие. Деепричастный оборот»
Цели:
-
познавательные: совершенствовать знания учащихся об обстоятельствах, познакомить учащихся с деепричастием как особой формой глагола; учить учащихся раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;
-
развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи, в устной и письменной речи;
-
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство собственного достоинства.
Вид урока: объяснение новой темы.
Методы: словесный, практический, частично — поисковый, индуктивный, творческий.
Межпредметная связь: литература.
Оборудование: рабочая тетрадь, индивидуальная мониторинговая ведомость, карточки с заданием, ватман, фломастеры.
Ход урока:
-
Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся.
Постановка учителем целей урока.
-
Проверка домашнего задания.
1. Устные ответы учащихся на вопросы.
— Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?
2. Проверка домашней работы: выполнение в рабочих тетрадях разноуровневых заданий по теме «Модуль 2.3 Обстоятельства места, времени, образа действия». Комментированное чтение ответов по цепочке.
Модуль 2.3
Уровневые задания.
1 уровень
1. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.
Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стенку. Справа он решил хранить учебники, слева – тетради. При подготовке к урокам он берет их с полки и кладет на стол. В столе он держит письменные принадлежности.
2. Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня.
Я встаю в ___________ утра. В _________ я иду в школу. Уроки обычно
продолжаются до ________. В я уже дома __________смотрю
телевизор, _________________ занимаюсь домашними делами. Я стараюсь
ложиться спать в __________.
3. Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи
они выражены?
Ученики выучили стихотворение наизусть. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Тихо по небу плывут облака. Я учусь говорить по-английски.
II уровень
1. Вставьте пропущенные предлоги. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.
Отец приходит _________ завода.
Я положил книгу_________ портфель
Я взял тетрадь _________ сумки
Птица села ________ дерево
Птица слетела _______ дерева
Мы выйти _______ дома
Антенна установлена _____ доме
Мы были ________спектакле
2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами.
Направ…, справ…, издалек…, влев…, слев…, снов….
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выделите обстоятельства времени. Какой частью речи они выражены?
Солжешь сегодня — не поверят и завтра.
Сначала подумай, а потом говори.
Зацепился за пень и стоя/ целый день.
Днем и ночью сверкают над башнями огни.
Никогда не забуду красоту Баянаульских гор.
III уровень
1. Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я ______ рад твоему приходу.
С моим товарищем _____ разговаривать.
Брат _______ пишет в тетради.
Экскурсия прошла ____________.
Вода_________ хлестала из трубы.
Я пошел к нему _________.
Снег искрится па солнце.
2. Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомость.
III. Новая тема. Межпредметная связь с литературой.
— Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни?
На доске текст басни в прозе Л. Толстого.
При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне? Какова идея басни?
Лев и Мышь
У спящего Льва по телу пробежала Мышь. Лев проснулся, схватил ее и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить ее, __________, что отплатит добром за свое спасение. Лев, ________, отпустил ее. Мышь отблагодарила Льва.
Попался Лев охотникам, и они привязали его к дереву. А Мышь, _______, освободила его, ________: «Ты смеялся, не верил, что я могу отблагодарить тебя. Теперь ты знаешь, что и Мышь может быть благодарной».
Ученикам раздаются карточки со словами для вставки: уверяя расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.
— Восстановите текст, вставив нужные по смыслу слова и словосочетания. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения являются данные слова?
IV. Работа учащихся в рабочей тетради. «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот»
— Прочитайте задания 1-5. Сделайте вывод. Что называется деепричастием? Деепричастным оборотом? Как они выделяются на письме. Как деепричастия пишутся с частицей «не»?
Модуль 2.4
Деепричастие. Деепричастный оборот.
1. Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волнуясь. Читать лежа.
Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа — обстоятельства, выраженные деепричастиями.
Запомни! Деепричастие — особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.
2. Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются деепричастия?
Неопределенная форма глагола | Суффикс деепричастия | Деепричастие | |
Несовершенный | Играть, дышать | -а, -я | Играя, дыша |
Совершенный | Выполнить, принести, взяться | -в, -вши, -ши | Выполнив, принесши, взявшись |
3. Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепричастным оборотом?
Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот.
4. Запомните, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.
Не потрудившись, и репу не вырастишь.
Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову.
Не убив медведя, шкуры не делят.
Внимание: Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.
5. Допишите определение
Деепричастный оборот — ____________________________________________.
-
Проверка двух-трех работ. Работа с учебником. Чтение правила. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.
-
Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Защита схемы представителем
группы.
VII. Итог урока. Задание на дом; выполнение уровневых заданий по теме «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот».
Уровневые задания
1 уровень.
1. Найдите деепричастия в данных предложениях. Подчеркните их.
Мы долго ехали, не останавливаясь, по снежной равнине.
Солнце, померкнув, скрылось за облаками.
Ворча, Каштанка вошла в комнату.
Играя, в небе промелькнет стая.
2. Подчеркните деепричастные обороты.
Журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Весело перекликаясь, летели птицы. Я следил за ними, затаив дыхание.
3. Над деепричастиями совершенного вида напишите букву «с» над несовершенными — букву «н».
Поднимая, листая, бросив, поднявшись, решая, взявшись, трудясь, лежа, отдыхая, проявив, занимаясь, облегчив, начертив.
2 уровень
1. Допишите правило.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола
времени _________________вида путем прибавления суффиксов ___________________. Деепричастия совершенного вида об разуются от основ глагола _______________вида путем прибавления суффиксов ______________.
2. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от
данных глаголов. Укажите вид деепричастий:
Понимать Волноваться
Склеить Бороться
Тормозить Стоять
Дирижировать Сидеть
Начертить Ложиться
Выступить Разобраться
Запереть Поздороваться
Построить Свесить.
3. Расставьте знаки препинания.
Ложась спать я поставил будильник на шесть часов. Поздоровавшись гость попросил разрешения позвонить по телефону.
Студент слушал вопросы и отвечал нахмурившись.
Ученик разобравшись в задаче начал ее решать.
Шла уборка класса, и все работали засучив рукава.
Никто не сидел сложа руки.
Еркин шел домой свесив голову.
3 уровень
Составьте небольшой рассказ по опорным словосочетаниям. Озаглавьте его.
Не чувствуя опасности, идти не спеша, не думая ни о нем., затаив дыхание, не спуская глаз, не чувствуя, под собой ног.