Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Тарко-Сале, Пуровского района

Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса

«Вводные слова и знаки препинания при них»

Кузнецова Евгения Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 2»,

Пуровского района, г.Тарко-Сале

г.Тарко-Сале

Название предмета: русский язык, 8 класс

В данном архиве представлен конспект урока в 8 классе (по программе Т. Ладыженской).

Урок русского языка в 8 классе.

Вводные слова и знаки препинания при них.

Цель: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формирование умений:

  1. выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;

  2. правильно ставить знаки препинания при вводных словах;

  3. различать вводные слова и члены предложения

  4. подготовка к ГИА, ЕГЭ по теме урока.

Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Оборудование: проектор, компьютер, слайды с заданиями.

Ход урока

Если в мире есть вещи,

достойные названия «чуда»,

то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский

I.Оргмомент

II. Лингвистическая разминка

Орфография, в каких словах пишется буква а:

1) к..нонада, 2) ск..кать, 3) прил..жение, 4) держ..т слово, 5)выр..внять грядку, 6) заг..реть, 7) весёлая к..мпания, 8) карн..вал, 9) з..ря, 10) тяжело дыш..щий? (Ответ:1,2,4,8,9,10)

III. Проверка домашнего задания

Чтение предложений с обращениями из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, ответы на вопросы.

IV. Знакомство с новым материалом

1.Анализ примеров упр.265 (устно). Знакомство со значением вводных слов (таблица на с.126-127)

Основные группы вводных слов

(учащиеся работают с таблицей через проектор с презентацией, слайд 1 — 4)

Различные чувства говорящего в связи с сообщением

Источник сообщений

к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению…

говорят, сообщают, по словам, по-моему, по мнению…

Оформление высказываемых мыслей

Оценка степени реальности сообщения (уверенность, возможность…)

одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать…

конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется…

Связь мыслей, последовательность изложения

Призыв с целью привлечения внимания к сообщению

итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим…

видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим…

ЗАПОМНИ: вводные слова

1.не являются членами предложения;

2.на письме выделяются запятыми.

2. упр.267 (устно)

Цель: отработка умения определять, с какой целью вводятся в предложение вводные слова, что вносят они в речь; предлагается поменять местами вводные слова в предложении, указать знаки препинания в них.

— Что меняется в предложении, если в него включить вводное слово?

3. Включите в предложение Я вижу его впервые вводные слова разного значения и выразите с их помощью своё отношение к сообщаемому.

4. Включите данные вводные слова в начало предложения Дождь пойдёт. Измените смысл предложения в зависимости от использования вводных слов различного значения? Как? А интонация?

К счастью, конечно, по-моему, к сожалению, наверное.

5.Составьте и запишите по два предложения со словами кажется, видно, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, в другом – вводными словами. Разберите предложения по членам.

V. Закрепление изученного

1.Записать предложения, объяснить правописание слов и постановку знаков препинания, указать значение вводных слов (один человек у доски, учащиеся записывают в тетради с объяснением)

1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

4.Кажется, ваша история там наделала много шуму.

5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.

6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.

2. — Вводные слова могут быть использованы в художественном тексте. Давайте вспомним «Песню Красной Шапочки» (прослушивание аудиозаписи с закрытыми глазами, с целью запоминания на слух). Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, укажите вводные слова.

( слайд 5 – взаимопроверка)

Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в Африку прийти.

— Назовите вводные слова.

— Какую степень уверенности они выражают?

— Уверена Красная Шапочка, что по лесной дорожке «можно в Африку прийти»?

VI. Подготовка к ЕГЭ (А 8), ГИА (В 5).

Задание 1. Укажите, в каком предложении слово КА­ЖЕТСЯ не является вводным.

1. Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.

2. Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под зем­лей.

3. Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.

4. Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сер­дито.

5. И огромный рост, и толщина кажется не только не мешают, но даже увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.

Задание 2. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1. Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.

2. Правда глаза колет.

3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4. Деньги смогут много, а правда все.

5. Правда со дня моря выносит.

Задание 3. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют заданного значения.

А. «Источник сообщения»

1. Расчет, по-моему, был математически точен.

2. Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глу­хомань.

3. Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.

4. Вероятно, все это давно исчезло без следа.

5. Мы были, по словам охотника, первыми москвича­ми, попавшими в эти места за последние десять лет.

Б. «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)»

1. Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.

2. За эти три дня мы, кажется, сделали все необходи­мое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.

3. Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывал­ся с нами.

4. Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.

5. Из всех дикорастущих лекарственных растений зем­ляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.

В. «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕН­НОСТЬ)»

1. Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.

2. Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.

3. Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.

4. Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, по­вторяя слова и, видимо, с трудом находя их.

5. Старик был, безусловно, прав.

Г. «Эмоциональная оценка сообщения»

1. К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.

2. Человек, говорят, ко всему привыкает.

3. Дождь, к сожалению, не прекращался.

4. Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.

5. Как нарочно, автобус ушел раньше, и мы остались в городе.

Д. «Призыв к собеседнику»

1. Те, кто привык к утренней гимнастике, не расста­ются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.

2. Пожалуйста, откройте окно.

3. После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.

4. Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.

5. Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

Е. «Способ оформления мыслей»

1. Мне, вообще, это никогда не нравилось.

2. Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.

3. Как говорится, дело мастера боится.

4. Тебя, очевидно, не так информировали.

5. Иначе говоря, «с кем поведешься, от того и набе­решься».

Ж. «Последовательность изложения»

1. Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Мир­города, поссорились между собой.

2. Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.

3. Подобные путешествия, с одной стороны, весьма интересны, но очень утомительны — с другой.

4. Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей.

5. Звуки постепенно становились сильнее и непрерыв­нее и, наконец, слились в один звонкий гул.

Задание 4. В каких предложениях есть вводные слова и словосочетания?

1.

А. Он досадливо отмахнулся. — ПОДУМАЕШЬ за­болел!

Б. Ты ПОДУМАЕШЬ и расскажешь все как было.

В. «Утро вечера мудренее» — ПОДУМАЕШЬ об этом завтра.

2.

А. Что МОЖЕТ БЫТЬ важнее необходимого лекар­ства?!

Б. Кто повторяет старое и узнает новое, тот МО­ЖЕТ БЫТЬ предводителем.

В. МОЖЕТ БЫТЬ некоторые сочтут преувеличени­ем, что собирание грибов я называю охотой.

3.

А. Здесь росли сказочные дубы, знавшие БЫТЬ МОЖЕТ Пушкина.

Б. Когда море спокойно, всякий МОЖЕТ БЫТЬ кор­мчим.

В. Любовь еще БЫТЬ МОЖЕТ в душе моей угасла не совсем.

4.

А. БЫВАЛО грустно им, а скучно не БЫВАЛО.

Б. Иван Иванович БЫВАЛО прежде всего зайдет в конюшню.

В. Сам БЫВАЛО по ночам хозяйство караулил.

5.

А. Это было совершенно ОЧЕВИДНО что изверже­ние началось со страшного взрыва.

Б. Самолет несколько раз крепко тряхнуло ОЧЕ­ВИДНО Зотов разворачивался вблизи облака.

В. ОЧЕВИДНО ежевечерние прогулки перед сном стали его привычкой.

6.

А. Поработав ТАКИМ ОБРАЗОМ недели две, Ваня вернулся.

Б. Уже начинало темнеть и ТАКИМ ОБРАЗОМ мы возвратились из лесу вовремя.

В. ТАКИМ ОБРАЗОМ эта реакция возможна лишь при определенных условиях

7.

А. Здесь НАПРОТИВ беспрестанно новые живопис­ные места.

Б. Дом НАПРОТИВ был значительно выше нашего.

В. Задача сближения с народом состоит не в том, чтобы сделаться мужиком, а НАПРОТИВ чтобы каждый мужик сделался господином.

8.

А. ЗНАЧИТ экзамен сдаем завтра?

Б. От реки поднимался пар. ЗНАЧИТ темпера­тура воды была значительно выше температуры воздуха.

В. Простить — ЗНАЧИТ забыть.

9.

А. БЫВАЕТ больше моего везет.

Б. Он часто БЫВАЕТ у нас.

В. БЫВАЕТ и погорячусь, но уж после — чистый ангел!

10.

А. И в рабовладельческом обществе была демок­ратия КСТАТИ тоже не для всех.

Б. Да КСТАТИ здесь о том два слова.

В. Теперь новый человек был бы очень КСТАТИ.

11.

А. Все КАЗАЛОСЬ ему давно знакомым.

Б. Вот КАЗАЛОСЬ парню счастье, наступать рас­чет прямой…

В. КАЗАЛОСЬ разгулу стихии не будет конца.

12.

А. Ты ВИДНО ветеринар, а не людской доктор.

Б. Сквозь сосны ВИДНО серое небо и море.

В. Она ВИДНО только что проснулась.

13.

А. Он предчувствовал, что князь Андрей ОДНИМ СЛОВОМ одним аргументом уронит все его учение.

Б. ОДНИМ СЛОВОМ у этого человека наблюда­лось постоянное и непреодолимое стремление ок­ружить себя оболочкой, создать себе футляр.

В. Даже ОДНИМ СЛОВОМ можно сильно ранить.

14.

А. Отношение актера к пьесе ДОЛЖНО БЫТЬ чем-то большим, чем отношение лошади к сбруе и телеге.

Б. В человеке все ДОЛЖНО БЫТЬ прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

В. Они ДОЛЖНО БЫТЬ уже не в первый раз были здесь и знали друг друга.

15.

А. Я ПРАВО не знаю, почему ты так реагируешь.

Б. Ты имеешь ПРАВО ничего не объяснять.

В. ПРАВО было бы смешно, если бы самое главное у художника была его рука.

16.

А. К СОЖАЛЕНИЮ добавилось чувство досады.

Б. К СОЖАЛЕНИЮ наиболее ценные — осетровые — сорта рыбы становятся уже редкими.

В. Время — великолепный учитель, но К СОЖА­ЛЕНИЮ оно убивает своих учеников.

17.

А. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.

Б. Удостоверение ДЕЙСТВИТЕЛЬНО в течение года.

В. Жизнь в этих городах ДЕЙСТВИТЕЛЬНО была большей частью сонная и скопидомная.

18.

А. Зоркий рыбачий глаз ОДНАКО почти безоши­бочно разбирает эти суда по каким-то приметам.

Б. На первенстве своем он открыто никогда не настаивал ОДНАКО же и делить его ни с кем не собирался.

В. Выдерживая направление, он продолжал дви­гаться напрямую ОДНАКО ноги вязли все глубже.

19.

А. При желании и невозможное ВОЗМОЖНО.

Б. Если книгу дружно хвалят, то ВОЗМОЖНО она

неплохая.

В. Результаты опыта ВОЗМОЖНО изменят ход

работы.

Ключ к тесту (самопроверка)

Задание 1

4

Задание 2

1

Задание 3

А4

Б3

В4

Г2

Д5

E4

Ж2

Задание 4

3А,В

4Б,В

5Б,В

6Б,В

7А,В

8А,Б

9А,В

10А,Б

11Б,В

12А,В

13Б

14В

15А,В

16Б,В

17А,В

18А

19Б,В

VII. Подведение итога урока.

-Что вспомнили сегодня о вводных словах?

(Определение, значение, знаки препинания в предложениях с вводными словами).

— Какие виды устных и письменных работ были выполнены на уроке?

VIII. Комментирование оценок, полученных учащимися в течение урока

IX. Домашняя работа: выучить вводные слова.

Список литературы:

1. Колчанова  С.С.Русский язык. Поурочные планы. — Волгоград: Учитель, 2008 г.

2. Беляква О.В., Доценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку. — ВАКО, 2009 г.

3. Попова Г.П. Русский язык 5- 6 классы. Дидактический материал. — Волгоград: Учитель, 2008 г.

4. Кадашникова Н.Ю. Русский язык. Тесты, проверочные задания, контрольные работы. — Волгоград: «Учитель», 2008 г.

5. Ларионова Л.Г.Сборник упражнений по орфографии. — Просвещение, 2009 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here