Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутихинская средняя общеобразовательная школа»

Методическое обоснование фрагментов уроков развития речи с использованием картин

(6-8 класс)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Палкина Любовь Зиновьевна

Крутиха

2014

«Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути, мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков. Как редко мы останавливаем внимание на мире». (Ю. Олеша)

«Останавливать внимание на мире» — этому учу детей на уроках развития речи с использованием картин. Картина воспитывает художественный вкус, который формируется как в самом наблюдении и восприятии прекрасного, так и в процессе отбора языковых средств для передачи полученных впечатлений.

К неброской, на первый взгляд, картине А. Пластова «Первый снег» подходят слова И.И. Левитана: «… нужно брать самое простое, самое обычное и в нем находить красоту».

Урок делится на две части. Первая названа «Синие глаза зимы».

Под музыку П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» читаю: «Разгулялась-разыгралась во чистом поле вьюга-непогода, замела, закурила и следа не оставила от накатанных до блеска прямоезжих дорог…

Сколько песен сложено народом про порошу да про метелицу, сколько стихов посвящено поэтами красавице «в белом сарафане из серебряной парчи», а нам все мало.

Умоется она на утренней морозной зорьке рассыпчатым снежком, разрумянится, улыбнется, поведет синими очами из-под опущенных инеем ресниц, выпуская из рукавов снегирей да синиц, и мы готовы биться об заклад, что до нас ее в такой красоте никто не видел». (Н. Рыленков)

По-разному описывают красоту зимней природы замечательные русские поэты и художники. Ведь у нее, как и у любого времени года, каждый месяц, каждый день неповторим.

— Какие изменения в природе с первым снегом отмечает А. Чехов?

«Недавно прошел первый снег. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачен».

-Сравните настроение, которое передает картина А. Пластова «Первый снег» и стихотворение-шутка:

Вышла на улицу

Пестрая курица,

Первым снежком

Удивленно любуется,

Крупинки-снежинки

Тают во рту.

Видит впервые

Она снегопад,

Думает: зернышки

С неба летят.

Учащиеся читают стихи, миниатюры о зиме. В «художественной галерее» мы рассматриваем рисунки детей и репродукции картин художников о зиме.

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. (Урок-наблюдение по картине А.М. Герасимова «После дождя».)

Стихотворение Н. Рыленкова «ВСЕ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ» использую на уроке по картине А.М. Герасимова «ПОСЛЕ ДОЖДЯ».

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь слушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть

Застенчивой русской природы.

После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора».

Беглый взор – это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к его скромной, неповторимой красоте.

Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» — очень важное умение, которому нужно учиться.

Во время рассматривания картины А.М. Герасимова «После дождя» под музыку П.И. Чайковского звучит стихотворение А.Я. Яшина «После дождя». Одинаковое название картины и стихотворения дает импульс к сравнительной характеристике.

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки.

Тронешь березку – она встрепенется

И засмеется. До слез засмеется.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой тропинке

По огонечку, по серебринке.

«ЦВЕТЫ НАДО ПИСАТЬ ТАК, КАК МУЗЫКАНТ ИГРАЕТ ГАММЫ». (П.П. Кончаловский.) (Урок-описание поэтических предметов.)

Урок-описание «поэтических» предметов по картине П.П. Кончаловского «СИРЕНЬ» начинаю с показа презентации о цветах. Это должно быть эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.

-Учащиеся рассказывают о своем любимом цветке.

«Цветы у Кончаловского, — замечал Луначарский, — являются как будто особенно любимыми свидетелями его отношения к миру. Мир именно цветет этими цветами. Это его, мира, бесконечно милый, душистый, призывный, яркий расцвет».

Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».

Особенно художник любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Вот одна из них (показ репродукции картины П.П. Кончаловского «Сирень» (через мультимедийный проектор).

Музыкальное произведение, подобранное в соответствии с художественным образом и эмоциональным своеобразием картины, способствует более осознанному восприятию и более полному воспроизведению.

Звучит пьеса С. Рахманинова «Сирень», читаю легенду о появлении сирени.

«Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы: желтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, то у нее остались одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени».

-Какие чувства вызвала у вас картина Кончаловского? Созвучно ли настроение музыки и картины?

Музыка, как и картина П.П. Кончаловского, наполнена утренним покоем, радостным ожиданием чудес. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада. Пьеса «Сирень» словно пронизана лучами ласкового солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, чувствуем свежесть и легкую прохладу солнечного утра, дышим медвяным запахом сада.

Слова П.П. Кончаловского дают импульс к работе по картине: «Жизнь многообразна. Моим цветам, пейзажам и натюрмортам среди людей тоже есть место. Нет, не зря я так люблю цветы, особенно сирень. Цветы надо писать так, как музыкант играет гаммы. Увлекаясь и не ленясь. Чтобы вместо цветов являлись звуки. Чтобы звенели и пели краски, подчиняясь живописцу. Чтобы сверкала и пела жизнь на ее холсте».

Описанные фрагменты позволяют представить структуру уроков развития речи с их разнообразными возможностями формирования художественного мышления, обогащения духовного мира и активного развития речи учащихся.

Строя уроки развития речи, пытаюсь раскрыть прежде всего духовную сущность искусства, его эстетический и нравственный накал. Связи между предметами позволяют учащимся понять, что живопись, музыка, литература – это виды единого целого искусства. Язык одного вида дополняется и усиливается языком другого.

Литература

1. Алликметс К.П. Поговорим… Поспорим… — Л., 1991.

2. Богат Е.А. Ничто человеческое. – М., 1985.

3. Прасолова Е.А. В союзе с красотой. – М., 1987.

4. Смольников И. Мастерская солнца. – 1968.

5. Сохряков Ю.И. Природа и человек. – М., 1990.

6. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство и духовный мир человека. – М., 1982.

7. Якутина О. Познать духовную связь… — Музыка в школе №4 – 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here