Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутихинская средняя общеобразовательная школа»
Методическое обоснование фрагментов уроков развития речи с использованием картин
(6-8 класс)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Палкина Любовь Зиновьевна
Крутиха
2014
«Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути, мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков. Как редко мы останавливаем внимание на мире». (Ю. Олеша)
«Останавливать внимание на мире» — этому учу детей на уроках развития речи с использованием картин. Картина воспитывает художественный вкус, который формируется как в самом наблюдении и восприятии прекрасного, так и в процессе отбора языковых средств для передачи полученных впечатлений.
К неброской, на первый взгляд, картине А. Пластова «Первый снег» подходят слова И.И. Левитана: «… нужно брать самое простое, самое обычное и в нем находить красоту».
Урок делится на две части. Первая названа «Синие глаза зимы».
Под музыку П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» читаю: «Разгулялась-разыгралась во чистом поле вьюга-непогода, замела, закурила и следа не оставила от накатанных до блеска прямоезжих дорог…
Сколько песен сложено народом про порошу да про метелицу, сколько стихов посвящено поэтами красавице «в белом сарафане из серебряной парчи», а нам все мало.
Умоется она на утренней морозной зорьке рассыпчатым снежком, разрумянится, улыбнется, поведет синими очами из-под опущенных инеем ресниц, выпуская из рукавов снегирей да синиц, и мы готовы биться об заклад, что до нас ее в такой красоте никто не видел». (Н. Рыленков)
По-разному описывают красоту зимней природы замечательные русские поэты и художники. Ведь у нее, как и у любого времени года, каждый месяц, каждый день неповторим.
— Какие изменения в природе с первым снегом отмечает А. Чехов?
«Недавно прошел первый снег. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачен».
-Сравните настроение, которое передает картина А. Пластова «Первый снег» и стихотворение-шутка:
Вышла на улицу
Пестрая курица,
Первым снежком
Удивленно любуется,
Крупинки-снежинки
Тают во рту.
Видит впервые
Она снегопад,
Думает: зернышки
С неба летят.
Учащиеся читают стихи, миниатюры о зиме. В «художественной галерее» мы рассматриваем рисунки детей и репродукции картин художников о зиме.
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. (Урок-наблюдение по картине А.М. Герасимова «После дождя».)
Стихотворение Н. Рыленкова «ВСЕ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ» использую на уроке по картине А.М. Герасимова «ПОСЛЕ ДОЖДЯ».
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь слушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть
Застенчивой русской природы.
После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора».
Беглый взор – это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к его скромной, неповторимой красоте.
Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» — очень важное умение, которому нужно учиться.
Во время рассматривания картины А.М. Герасимова «После дождя» под музыку П.И. Чайковского звучит стихотворение А.Я. Яшина «После дождя». Одинаковое название картины и стихотворения дает импульс к сравнительной характеристике.
Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тропинке
По огонечку, по серебринке.
«ЦВЕТЫ НАДО ПИСАТЬ ТАК, КАК МУЗЫКАНТ ИГРАЕТ ГАММЫ». (П.П. Кончаловский.) (Урок-описание поэтических предметов.)
Урок-описание «поэтических» предметов по картине П.П. Кончаловского «СИРЕНЬ» начинаю с показа презентации о цветах. Это должно быть эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.
-Учащиеся рассказывают о своем любимом цветке.
«Цветы у Кончаловского, — замечал Луначарский, — являются как будто особенно любимыми свидетелями его отношения к миру. Мир именно цветет этими цветами. Это его, мира, бесконечно милый, душистый, призывный, яркий расцвет».
Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
Особенно художник любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Вот одна из них (показ репродукции картины П.П. Кончаловского «Сирень» (через мультимедийный проектор).
Музыкальное произведение, подобранное в соответствии с художественным образом и эмоциональным своеобразием картины, способствует более осознанному восприятию и более полному воспроизведению.
—Звучит пьеса С. Рахманинова «Сирень», читаю легенду о появлении сирени.
«Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы: желтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, то у нее остались одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени».
-Какие чувства вызвала у вас картина Кончаловского? Созвучно ли настроение музыки и картины?
Музыка, как и картина П.П. Кончаловского, наполнена утренним покоем, радостным ожиданием чудес. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада. Пьеса «Сирень» словно пронизана лучами ласкового солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, чувствуем свежесть и легкую прохладу солнечного утра, дышим медвяным запахом сада.
Слова П.П. Кончаловского дают импульс к работе по картине: «Жизнь многообразна. Моим цветам, пейзажам и натюрмортам среди людей тоже есть место. Нет, не зря я так люблю цветы, особенно сирень. Цветы надо писать так, как музыкант играет гаммы. Увлекаясь и не ленясь. Чтобы вместо цветов являлись звуки. Чтобы звенели и пели краски, подчиняясь живописцу. Чтобы сверкала и пела жизнь на ее холсте».
Описанные фрагменты позволяют представить структуру уроков развития речи с их разнообразными возможностями формирования художественного мышления, обогащения духовного мира и активного развития речи учащихся.
Строя уроки развития речи, пытаюсь раскрыть прежде всего духовную сущность искусства, его эстетический и нравственный накал. Связи между предметами позволяют учащимся понять, что живопись, музыка, литература – это виды единого целого искусства. Язык одного вида дополняется и усиливается языком другого.
Литература
1. Алликметс К.П. Поговорим… Поспорим… — Л., 1991.
2. Богат Е.А. Ничто человеческое. – М., 1985.
3. Прасолова Е.А. В союзе с красотой. – М., 1987.
4. Смольников И. Мастерская солнца. – 1968.
5. Сохряков Ю.И. Природа и человек. – М., 1990.
6. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство и духовный мир человека. – М., 1982.
7. Якутина О. Познать духовную связь… — Музыка в школе №4 – 1990.