Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Урок развития речи

по русскому языку

в 8 классе

«Чудный собор»

Арзамас, 2014

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма: урок-диалог.

Цели урока:

предметные результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.

метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

личностные результаты: обогащение фоновых знаний учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Замечательный русский писатель Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони» написал: «В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя. Однако есть понятия, вопросы… которые обязательны для каждого человека.

Ты можешь быть химиком, электриком…футболистом…генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, вологодское кружево, Ки́жи, Остромирово Евангелие, Владимирская Божья Матерь».

Попробуем ответить на вопрос: зачем?

Ответы учеников.

Учитель русского языка и литературы. Мы должны знать нашу культуру, литературу, историю, чтобы испытывать чувство самоуважения, чтобы годиться своей страной, чтобы ощущать, что и ты являешься носителем русской культуры.

Учитель МХК, истории. Сегодня мы совершим небольшое путешествие к истокам русской культуры, вспомним особенности православной архитектуры, поговорим о двух великолепных постройках — храме Покрова на Нерли и храме Покрова на Рву, или Соборе Василия Блаженного.

Тема нашего урока «Чудный собор».

Учитель русского языка и литературы. Обратимся к храму Покрова на Нерли (слайд )

Чтобы настроиться на восприятие, послушаем стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли» в исполнении___________________________

По какой ты скроена мерке? 
Чем твой облик манит вдали?
 
Чем ты светишься вечно, церковь
 
Покрова на реке Нерли?
 
Невысокая, небольшая.
 
Так подобрана складно ты,
 
Что во всех навек зароняешь
 
Ощущение высоты…
 
Так в округе твой очерк точен,
 
Так ты здесь для всего нужна,
 
Будто создана ты не зодчим,
 
А самой землей рождена.
 


Среди зелени — белый камень.
 
Луг, деревья, река, кусты.
 
Красноватый закатный пламень
 
Набежал — и зарделась ты.
 
И глядишь доступно и строго,
 
И слегка синеешь вдали…
 
Видно, предки верили в Бога,
 
Как в простую правду земли.

Вопросы классу (учитель русского языка и литературы)

-Какой видится церковь поэту?

-Какие архитектурные детали отмечает автор?

-Какие средства художественной выразительности использует Н. Коржавин?

Учитель МХК, истории. Обратимся к истории строительства храма. Предоставляем слово группе историков.

Историческая страничка.____________________________________________

Храм этот построен очень давно, а история его построения очень интересная.

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября).

Учитель МХК, истории.

-В чем своеобразие древнерусских храмов? Вспомним основные особенности, для этого повторим термины.

Работа с интерактивной схемой__________________________

Барабан — опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Аркатура – (нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

Купол – (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений.

Апсидаабсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Учитель МХК, истории. Отметим основные архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли.

Архитектурная страничка_____________________________________

Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм. Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты?

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестово-купольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам).

Посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей.

Подобное можно увидеть и на других русских храмах. Почему же именно об этом русский художник Игорь Грабарь сказал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

И, конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг — полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами.

Учитель русского языка и литературы. Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для церкви Покрова на Нерли. Одни называют её парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, другие уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне. Рассмотрим зарисовку «Златокудрая царевна» из «Сказаний о белых камнях» Сергея Михайловича Голицына.

Прочитаем фрагменты текста._____________________________

Как только пересечешь железнодорожные пути, так издали из-за рощицы показывается небольшая беленькая церковь. Я назвал ее — Златокудрая царевна. Раньше купол ее был золотым и ярко горел на солнце. За долгие годы золото потускнело,

Впрочем, и сейчас, с темно-серым куполом, до чего она хороша! Стоит одиноко возле вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озерка-старицы.

Церковь Покрова на Нерли была построена по велению Андрея в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).

Стройными были все храмы, воздвигнутые при Андрее Боголюбском, но до нас дошло от них немногое. А эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Потому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжкие невзгоды.

Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо. Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.

В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен, колонки аркатурного пояса устремлены вверх. Так здание кажется выше, воздушнее, легче.

На северной, южной и западной стенах над каждым средним окном помещена одна и та же композиция: библейский юноша — царь царей Давид восседает на троне. А над каждым боковым оконцем изображен четырехлапый грифон. А под каждым грифоном еще по две женские маски.

Маски самые различные, лица то удлиненные, то с пухлыми щеками. Да это самые обыкновенные девичьи лица, исполненные поэзии, и, видно, высекали их с большой любовью и особым тщанием лучшие мастера — камнесечцы.

Праздник Покрова отмечался 1 октября, когда после уборки урожая повсюду в крестьянских дворах играли свадьбы. И надо думать, изображали мастера на стенах церкви головы деревенских девушек-невест.

Так зодчий, вставив в стены столько женских масок, углубил ощущение поэзии и проникновенной женственности, приблизил свое белокаменное творение к простому народу.

Анализ текста.

— Какого типа речи текст? (Описание).

А почему именно об этой церкви захотел рассказать Голицын? (Она гармонично связана с окружающей средой. Вспомните Дмитриевский собор, его местоположение).

— Какие средства художественной выразительности использованы в тексте? (Сравнение, метафора, эпитеты). Почему их не так много?

-Чем интересен этот текст с точки зрения лексики?

Учитель МХК, истории. Многие художники обращались к образу церкви Покрова на Нерли.

Именно этот храм изобразил на своём полотне и Сергей Васильевич Герасимов.

Небольшая биографическая справка об этом художнике._________________________

Мы с вами обращались к описанию картин и знаем, что каждая из них рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция.

Вопросы классу.

-Как вы думаете, почему именно эту церковь он нарисовал?

-Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые).

-Что такое композиция? (Построение).

-Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

И, конечно, мы не должны забывать о названии картины! У Герасимова есть картина, которая называется «Пейзаж с церковью», а эта называется «Церковь Покрова на Нерли». Сравните.

-О чём говорят названия? (Что является главным на 1-й картине, судя по названию, да и по расположению церкви? И что – на 2-й?) (На 1-ой главным является пейзаж, а церковь его дополняет, на 2-й – церковь главная).

Учитель русского языка и литературы.

-Какие эпитеты вы подберете для описания храма? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.)

-Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)

-Расскажите, что является фоном для храма?

(Храм изображён на фоне чудесного пейзажа. Большу́ю часть картины занимает лазурное (синее) небо с бело-розовыми облаками. Рядом с храмом высокие деревья. От переднего плана его отделяет река; в её тёмно-синей воде отражаются и сама церковь, и деревья, и облака. И вокруг – луговое среднерусское раздолье с ярко-зелёной сочной травой и жёлтыми цветами, наверно, одуванчиками.

-Какую роль играет пейзаж?

-Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем…

-Какую роль играют люди, изображенные на картине? Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

Учитель русского языка и литературы.

Почему же церковь привлекает людей? Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. Более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом.

Послушаем стихотворение Льва Болдова «Храм Покрова на Нерли».

Выразительное чтение стихотворения.___________________________________

Изморось. Голые ветви осенние.

Гул электрички вдали.

Привкус отчаянья. Пристань спасения.

Храм Покрова на Нерли.

Вот он – рукою дотронуться хочется

До белокаменных стен.

Полдень. Прозрачный покой одиночества.

Горькой гармони плен.

Как он парит над холмами и долами

Этой усталой земли,

Нищими селами, рощами голыми –

Храм Покрова на Нерли!

Поле безлюдное. Речка неспешная.

Край, всем открытый ветрам.

Путь потерявшие, лишние, грешные –

Все мы придем в этот храм!

Вынырнув из обессилившей взрослости

В детство, забытое здесь,

Молча шепчу я: «Помилуй мя, Господи,

Если ты всё-таки есть!

Дай мне наивных надежд воскресение,

Тихую мудрость пошли».

Изморось. Рыхлое небо осеннее.

Храм Покрова на Нерли.

-Как вы считаете, можно ли считать созвучными замысел картины С.В.Герасимова и стихотворение Льва Болдова?

-Какие образы использует поэт?

-Какими средствами художественной выразительности пользуется автор для создания образа храма? Приведите примеры.

Учитель МХК, истории. Есть в нашей стране еще один Покровский собор, или Храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади.

Работа с фотографиями

-Чем это храм отличается от других, виденных вами?

— Почему его называют восьмым чудом света?

-Какие архитектурные детали, элементы декора вы можете выделить?

-Что показалось наиболее интересным в данной постройке?

— Каждое произведение искусства всегда вызывает определенные ассоциации. Какой образ, как вам кажется, наиболее соответствует возведенному собору? Свой ответ аргументируйте.

Учитель МХК, истории.

Храм Василия Блаженного в Москве, или, как его ещё называют, Покровский собор, является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства. Обратимся к историческим сведениям.

Историческая страничка___________________________

Покровский собор построен в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Он был задуман как памятник в честь взятия русскими войсками Казани и Астрахани. Храм строился 6 лет. Существует несколько версий о создателях собора.

По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев и Барма.

По другой версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского, так и европейского зодчества.

Важно отметить, что Покровский собор расположен за пределами Кремля, в посаде, где раньше была торговая площадь, Хитров рынок.

Чаще всего храм называют храмом Василия Блаженного. Блаженный Василий известен чудесами, предсказаниями. Был похоронен у Троицкой церкви, что на Рву. А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором. Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвич стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и называется собором Покрова Богоматери.

Учитель МХК, истории. Рассмотрим основные архитектурные особенности храма. В этом нам поможет макет.

Архитектурная страница. Работа с макетом. Сообщение ученика.

Хочется отметить, что кроме того, что храм стоит вне Кремля, он является центром Москвы. Место, где он воздвигнут, выбрано не случайно. Он действительно находится в самом центре столицы, на Кремлёвском холме, и виден издалека. Его вид необычен для русской церкви. Согласно традиции, на Руси строили пятикупольные храмы.

Храм Василия Блаженного — исключение. Он состоит из девяти куполов. В центре находится главный несущий столп, возвышающийся над другими куполами. По четыре стороны от него стоят восьмиугольные церкви, символизирующие стороны света, а между ними пристроены ещё четыре предела, которые призваны были служить приходскими церквями. Всего — девять куполов.

Согласно замыслу, они должны были символизировать дни решающих боёв за Казань. Все церкви объединены основной галереей со сводчатыми переходами. Храм построен из красного кирпича. Он не предназначен для большого скопления народа. Его внешний и внутренний вид сильно отличаются друг от друга. Внешне — богатое убранство. Внутри — контраст высоких потолков и тёмных сводчатых переходов.

Учитель МХК, истории.

Существует легенда, согласно которой Иван Грозный повелел ослепить зодчих, возводивших храм, чтобы они не смогли возвести второго подобного сооружения. Как вы думаете, почему эта легенда возникла?

Учитель русского языка и литературы. Именно эта легенда легла в основу поэмы Дмитрия Кедрина «Зодчие».

Выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина Зодчие»________________________

Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель, —

Гласит летописца сказанье, —

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спертый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар и жара.

И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились ученые люди,

Зане_ эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван,

В алтаре,

И при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом…

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь —

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» — молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

«Государево слово и дело!» —

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.

Вопросы классу.

-От чьего имени ведется повествование?

акие незнакомые слова вам встретились в тексте? Объясним их значение с помощью этимологического словаря. 

Вельми — очень (древнерусское).

Смерды — крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14 вв.) и в некоторых других славянских странах (общеславянское).

Божница — лампада (общеславянское).

Зане — потому что (древнерусское).

Лепота — красота (древнерусское).

Богомазы — иконописцы (общеславянское).

Зело — везде, вокруг (древнерусское).

Какую роль эти слова играют в тексте? (эти слова употреблены в тексте с той целью, чтобы приблизить повествование к былинному сказанию, создать атмосферу той исторической эпохи).

-Укажите слова экспрессивно и стилистически окрашенные. С какой целью они используются?

Подворье, сказанье, оной, мужей, чару, благолепней, богомазы, очи, изукрашен зело, молвил царь.

Это лексика книжная, устаревшая, высокого стиля. Она используется для придания торжественности, значимости в соответствии с поэтикой летописи.

— Смерды, заваль кабацкая.

Это разговорная лексика. Она употреблена в пренебрежительном контексте, показывающем отношение царя к народу, место простых людей в условиях той социальной среды.

-Передаёт ли эта лексика историческую эпоху Ивана Грозного? (подтверждаем текстом).

-К какому жанру устного народного творчества можно отнести поэму? Предание (объяснить).

-Какие тропы и фигуры используются автором в тесте? Какую роль они играют в тексте? 

(Данная работа проводится письменно, а потом озвучивается учащимися).

Что же в этом отрывке лишь вымысел автора?

Государь не мог побить Золотую Орду, т.к. её не было на свете уже более ста лет.

Зодчие были не владимирские, а псковские.

Прийти к Государю босиком они не могли, так как этикет не позволял и дело было на Вербной неделе.

Истории не известны факты ослепления зодчих, тем более, что собор был построен, когда царь был молод и жива ещё его единственная любовь первая жена Анастасия Романовна.

-Каков идейный смысл поэмы?

Учитель МХК, истории.

Многие художники обращались к образу Собора Василия Блаженного. Один из самых необычных мастеров – Аристарх Лентулов.

-Каким предстает собор на картинах этого мастера?

-Как вы думаете, почему?

Учитель русского языка и литературы. 

-Каково значение храма для русской культуры?

Вот как ответил на этот вопрос поэт Андрей Вознесенский в очерке «Прорабы духа».

Как всегда неожиданно, на распутье вырастает Блаженный…

Он родился белокирпичным, но век спустя расцвел, как гигантский репей, и до сих пор сводит мир с ума своим языческим, каким-то доразумным, скрымтымнымским наговором.

Что это — хаос, нагромождение декора, дичь, диво формализма XVI века?

Интерьер храма невместителен, КПД ничтожен, красота его многим казалась бесполезной и пустословной. Но расчет зодчих гениален, демократичен и ясен, как озарение. Они вывели интерьер на площадь. Обряд, действо — как бы с крыльца — адресовались непосредственно небесам, толпам, России.

Освещенный сзади храмом как костром, проповедник с постамента, держа в руках посох, подобно микрофону на стойке, обращался к тысячам, толпящимся на площади, — как бы предвосхищая чтение стихов в Лужниках. (Андрей Вознесенский «Прорабы духа»).

Учитель русского языка и литературы. 

Пора подвести итоги нашей работы. Ответим на главный вопрос: каково значение православных храмов для развития русской культуры?

Рефлексия

Учитель истории и МХК.

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-Работа кого из одноклассников вам наиболее понравилась?

-Чьи ответы показались наиболее содержательными?

Учитель русского языка и литературы. 

Домашнее задание

Сочинение «Чудный собор» (упр.100, 101)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here