Технологическая карта урока «История России в 8 классе»
Тема урока: Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция»
Цели для учителя Образовательные: Способствовать формированию у учащихся представлений о положениях аграрного законопроекта Столыпина. Выяснить, какие цели преследовала аграрная реформа. Сделать вывод об успешности или провале аграрного законопроекта. Развивающие: Формировать умение классифицировать события, выявлять связи между событиями, формулировать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Развивать познавательный интерес. Развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Создать условия для формирования у учащихся суждения об историческом событии в определенный исторический период. Воспитательные: Расширить представление о роли и значимости личности П.А Столыпина в истории. Воспитывать общую культуру учащихся. Создавать условия для реальной самооценки учащихся. Содействовать реализации учащихся как творческих личностей. Поддерживать активный интерес учащихся к истории. Содействовать эмоциональному восприятию учащимися изучаемых событий. | ||||||
Тип урока: изучение нового материала. | Форма урока: проблемный урок с элементами исследования.
| |||||
Опорные понятия, термины: самодержавная монархия, феодализм, буржуазное развитие, реформа, революция, антагонизм, консенсус, компромисс, либерализм, бонапартизм, крестьянская община, эсеры, Богров.
| Новые понятия: модернизация, фермер, отруб, хутор, кооперация, артель.
| |||||
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
| Домашнее задание: пар. 8, закончить составление технологической карты. Придумать оригинальное задание по теме урока. (Приём «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»). | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
1.Организационный момент | Организация оргмомента
| — Оргмомент. — Рефлексия настроения и эмоционального состояния учеников. |
Музыкальный фрагмент 9-й симфонии Бетховена. |
|
Создание настроения сотрудничества и взаимопонимания.
| |
2.Целеполагание | Мотивация деятельности ученика
Повторение изученного материала
| — На доске проблема-загадка: почему смерть П.А. Столыпина называют загадкой?
— Каковы особенности развития российской экономики в начале XX в.? — Как итоги первой русской революции повлияли на решение политических, экономических и социальных проблем? — Почему в экономике особенно остро встал аграрный вопрос? | Приём «Отсроченная отгадка». Метод проблемный, частично-поисковый.
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный.
| Умение поиска информации, анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие.
Умение рассуждать, анализировать. | Работа дома с книгой Степанова С.С. «Загадки убийства Столыпина» Paritet, 2014. Поиск ответа.
Вывод и обобщение по ситуации в России к моменту начала аграрной реформы. | |
3.Первичное усвоение |
Руководство работой в малых группах. | — Личность П.А. Столыпина. Опережающее задание. Презентация о Столыпине 1 часть. — Причины аграрной реформы. 1 группа-3 группа. — Содержание реформы. 2 группа-4 группа. — Начало заполнения технологической карты (дата – событие – понятия – имена). — Презентация о Столыпине 2 часть. — Рассказ по плану описания исторического события.
| Метод практический.
Метод систематизации новых знаний. Метод фронтальный. | Умение поиска ин-формации, анализировать и сопоставлять факты. | Выработка общего суждения о сути аграрной реформы и личности Столыпина. | |
4.Осознание и осмысление учебного материала | Руководство работой в малых группах. | — Каковы были последствия аграрной реформы? — Проанализируйте аграрную реформу П.А. Столыпина, удалась ли она? | Метод частично-поисковый. | Умение анализировать и сопоставлять факты. Делать выводы. | Оценка последствий реформы. | |
5.Закрепление учебного материала |
| Работа с источником. Малые группы. О судьбах реформ П. А. Столыпина в России Поставим вопрос следующим образом. Допустим, что весь… перечень [реформ] был бы целиком осуществлен. Уменьшилась бы от этого политическая власть царизма? Ответ очевиден. И в самом деле, с какой стороны мог ущемить права и власть короны новый полицейский устав или отмена волостных судов или даже упразднение земских начальников? Наоборот, в обычных условиях они бы только укрепили режим и на это укрепление и были рассчитаны… Очевидно, дело было не в самих этих реформах, а в том, что они даже в отдаленной степени не соответствовали потребностям и задачам страны… Если бы все осуществилось по-столыпински, страна и впредь была бы гораздо ближе к Турции, чем к Франции или Германии… С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная, коренная причина банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он не хотел осуществлять свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сперва, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять «свободы». Отсюда все эти формулы: «сперва гражданин, потом гражданственность», «сначала успокоение, потом реформы», «дайте мне 20 лет покоя…» и т.д. Но даже его горячий поклонник Струве, от всей души желавший успеха своему кумиру, понимал, что такая политика обречена. «Именно его аграрная политика…— писал он,— состоит в кричащем противоречии с его остальными реформами. Он изменяет экономический фундамент страны, в то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую «надстройку» и лишь слегка украшает ее фасад». (Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.— С. 262, 264—265.) Вопросы и задания: 1. Сформулируйте в одном-двух предложениях отношение автора приведенных строк к реформаторской деятельности П. А. Столыпина. 2. Какими аргументами А. Я. Аврех подтверждает свое мнение? 3. Известны и противоположные оценки деятельности П. А. Столыпина на посту премьер-министра России и прогнозы развития страны в русле начатых Столыпиным реформ. Почему деятельность этого политика вызывала неоднозначные отклики, как у его современников, так и у историков более позднего времени? 4. Какое мнение о реформаторской деятельности П. А. Столыпина и ее возможных последствиях вам ближе? Почему? 5. В чем актуальность спора о приоритетах реформаторской политики? Почему на очередном крутом переломе отечественной истории (на рубеже 80—90-х гг.) российская общественность вспомнила о П. А. Столыпине и его реформах? | Метод исследовательский, частично-поисковый | Умение исследовать источник, анализировать и делать выводы. | Ответы на вопросы. | |
6.Проверка и оценка результатов |
| 1.Написать в телеграмме пожелание П.А. Столыпину. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. 2.Почему тема урока называется «Реформы П.А. Столыпина: «тихая революция»? 3.Оценка результатов. | Приём «Телеграмма». Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
| Умение выразить свое мнение по теме. | Формирование вывода по теме урока. | |
7.Подведение итогов |
| 1. Рефлексия содержания учебного материала: «Я понял, почему…» 2. Рефлексия деятельности: «На урок я работал…» | Самооценка учащихся. | Умение взглянуть на себя глазами другого человека. |
| |
|
| Домашнее задание. Пар. 8, ответить на вопросы. 1. Прием «Составь задание». Придумать оригинальные задания. Объявляется конкурс на лучшее учебное задание по теме: индивидуальное или в мини группах. 2.Решите загадку убийства Столыпина. |
Прием «Составь задание».
Приём «Отсроченная отгадка». | Умение творчески изучать историю. |
|