Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева (программа Л.В. Занкова)

Учитель: Бондарь Екатерина Петровна (МОУ СОШ №13 Краснооктябрьского района г. Волгограда)

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным

Дидактическая цель: учащиеся смогут выявить взаимосвязь имени существительного и зависимого от него имени прилагательного и смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, их грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети составят алгоритм и смогут научиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, роде и падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

— умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

— умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

— формулирование познавательной цели;

— доказательство;

— синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— построение логической цепи рассуждений;

— структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

— рефлексия способов действия;

— навык самоконтроля;

— анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

— самоопределение;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

— целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

— формирование самоконтроля;

— осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.

Оборудование урока:

— мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, презентация к уроку;

— иллюстрация матрешки;

— иллюстрация иностранца Джо;

— карточки с неверными словосочетаниями;

— карточки «Имя прилагательное», «Имя существительное», «СВЯЗЬ», «СОГЛАСОВАНИЕ», «паронимы»;

— девиз письма;

— Кубик Блума.

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I. Организационный момент.

Цель: учащиеся смогут оценить готовность свою к уроку, проявят интерес к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

1. Словарно-орфографическая работа

Цель– учащиеся смогут отработать на практике навык письма, выработают орфографическую зоркость; произвести самоанализ и самоконтроль.

2. Повторение ранее изученного материала об именах существительном и прилагательном

Цель: учащиеся смогут систематизировать ранее полученные знания, необходимые для открытия нового знания.

III. Постановка учебной задачи

Цель: учащиеся смогут сформулировать тему урока, поставить задачи учебной деятельности и составить плана работы.

IV. Открытие нового знания

Цель: учащиеся смогут наблюдать, осознавать, систематизировать, конкретизировать знания о дательном падеже; записывать новое знание в виде опорного сигнала.

Физкультминутка

V. Первичное закрепление

Цель: учащиеся смогут обобщить полученные новые знания, способы действия.

Физкультминутка

VI. Включение знаний в систему

Цель: учащиеся смогут выявить уровень владения знаниями о падежах имени существительного.

VII. Итог урока

Цель: учащиеся смогут проанализировать успешность овладения новыми знаниями и определить путь решения проблем.

VIII. Рефлексия деятельности.

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

Уточнение значения слова по словарю. Сравнение

Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

Наблюдение, метод проблемного обучения.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение. Составление алгоритма. Работа по алгоритму.

Метод самостоятельной познавательной деятельности.

Работа у доски

Здоровьесберегающие технологии

Самостоятельная работа по вариантам

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Проверяет готовность класса к работе.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Пальчики здороваются друг с другом.

  2. Покатать ручку между ладонями.

-Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

— Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

— Совсем недавно закончилась Олимпиада, которая проходила в нашей стране в городе Сочи. Туда съехались гости со всего мира. Иностранец Джон, гость нашего урока, в память о России привез сувениры, один из которых – матрешка.

(Учитель показывает иллюстрацию матрешки)

— Прокомментируйте слово и запишите его в тетрадь.

— Какие особенности в написании этого слова вы обнаружили? Какие орфограммы?

-Определите, какой частью речи является словарное слово.

— Определите грамматические признаки существительного «матрешка».

— Объясните лексическое значение этого слова.

— Что такое матрешка?

— Какая это игрушка?

— Обобщите все сказанное.

— Давайте посмотрим, как это слово определяет Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре».

Матрешка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера.

— Назовите слова, которые помогают отличить матрешку от остальных кукол.

— Запишите эти слова в тетрадь.

— Какой частью речи являются записанные слова?

— Выделите окончания имен прилагательных.

— Определите грамматические признаки прилагательных по окончаниям.

— Что вы заметили?

— Как вы думаете, почему имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное?

-Какова же будет тема нашего урока? (слайд 1)

— Какова будет учебная задача? Чему будем учиться?

(слайд 2)

— Иностранный гость Джон после нашей беседы об истории матрешки составил такие словосочетания:

матрешка деревянное

мастер знаменитая

дело интересный

руки золотой

— Определите часть речи данных слов.

— Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Чего не хватает?

— Появляется схема на доске:

СВЯЗЬ

Имя существительное Имя прилагательное

— Исправьте словосочетания.

(запись с комментированием, 1 пример объясняет учитель, остальные – обучающиеся у доски)

ед.ч., ж.р., И.п.ед.ч., ж.р., И.п.

матрешка (какая?) деревянная

ед.ч., м.р., И.п.ед.ч., м.р., И.п

мастер (какой?) знаменитый

ед.ч., ср.р., И.п.ед.ч., ср.р., И.п

дело (какое?) интересное

мн.ч., И.п.мн.ч., И.п

руки (какие?) золотые

— Связь имени существительного с именем прилагательным называется согласованием (В схеме появляется слово СОГЛАСОВАНИЕ).

— Почему именно так, вы узнаете после ознакомления со статьей «Нашего словаря» на стр.137 в учебнике:

Со…, приставка. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем-нибудь. Например, Сотворчество, сопереживать, сотрудничать.

Согласовать. Привести в надлежащее соответствие, соответствие с чем-либо.

— Как вы понимаете, что такое согласование?

— Как же согласуются имена прилагательные с именами существительными?

— От какого слова зависит число, род и падеж имени прилагательного? Почему?

— Я сейчас буду называть словосочетания. Если прилагательное не согласовано с существительным в числе, роде, падеже – скрещивайте руки перед собой, если согласовано – делайте 2 хлопка.

Солнечное утро, мягкий кисть, картинная галерея, весенний дождь, острые карандаш, акварельное краски, сказочный сюжет, теплая погода, долгожданные каникулы. (слайд 3)

— Исправьте неверные словосочетания.

— Наш иностранный гость Джон запомнил, что значит согласование и, чтобы подтвердить это составил такие словосочетания:

Дождливый плащ, дождевой день.

— Все ли получилось у Джона? Почему? Что заметили?

— Что вы скажете о прилагательных?

— Кто-нибудь знает, как называются такие пары созвучных слов, но имеющих разное значение?

— Объясните Джону, что такое паронимы.

— Исправьте словосочетания.

— Сделайте вывод.

— Составьте алгоритм, который поможет Джону составить верные словосочетания. (слайд 4)

Алгоритм

1. Подобрать имя прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному.

2. Определить род, число, падеж имени существительного.

3. Согласовать имя прилагательное с именем существительным.

— Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 510 на странице 138.

— Прочитайте задание.

Составь и запиши словосочетания по схеме:

(вопрос) х

прил. сущ. Согласуй их грамматические формы.

Дождевой – дождливый (плащ, день, погода, червяк);

дружеский – дружный (класс, пение, письмо, взгляд);

красочный – красящий (вещество, альбом, таблица, порошок);

ледовый – ледяной (горка, дворец, вершины, глыба).

-Проверим, как вы справились с упражнением.

Гимнастика для глаз (Слайды 5,6)

— Выполним упражнение 511 на странице 139.

— Прочитайте задание.

Это упражнение напомнит тебе о роли имени прилагательного в предложении. Запиши предложения.

Веселый воробей распевает звонкие песни.

Хитрая лисица подкрадывается к молодому петушку.

Подчеркни главные члены. Какими частями речи они выражены?

Обозначь словосочетания. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Какими членами предложения являются существительные, с которыми согласуются прилагательные?

— Выполним это упражнение по вариантам:

1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение.

(После выполнения упражнения)

— Назовите мне словосочетания, в которых имя прилагательное согласуется с именем существительным.

— Назовите число, род и падеж, в которых они согласуются.

— Что помогло вам определить число, род и падеж имени прилагательного?

— Что узнали о связи имени прилагательного с именем существительным?

— Чему научились?

— Удалось ли нам решить учебную задачу? (слайд 7)

(прием «Кубик Блума») Приложение 1.

(Слайд 8)

— упр. 513

— Спасибо за урок. Было приятно с вами работать!

(Слайд 9)

Подготовка класса к работе.

Непроверяемая безударная гласная а; парная согласная ш в корне слова, проверочное слово матрешечка.

(надписывают над существительным) ж.р., ед.ч., И.п.

Матрешка – это деревянная игрушка, состоящая из нескольких кукол, каждая из которых меньше предыдущей.

Читают статью в словаре

Пустая, деревянная, разрисованная.

Имена прилагательные

-ая = ж.р., ед.ч., И.п.

Имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное

Имя прилагательное зависит от имени существительного

Связь прилагательного и существительного

Узнать, как связаны между собой имя существительное и прилагательное; научиться устанавливать взаимосвязь между ними

-1 столбик – имена существительные, 2 – имена прилагательные

Нет связи между именами существительными и именами прилагательными

Работают над статьей простым карандашом

В числе, роде и падеже

От имени существительного, так как оно главное в словосочетании, от него зависит прилагательное.

Дети показывают движения

Прилагательное и существительное согласованы в роде, числе и падеже, но не связаны по смыслу

Прилагательные похожи звучанием, но различаются значением.

Паронимы

Между именем прилагательным и именем существительным должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая

1 пример разбирают совместно с учителем, остальные – в тетради самостоятельно, 2 человека у доски

1 вариант — Веселый воробей (ед.ч, м.р., И.п.), звонкие песни (мн. ч., В.п.); 2 вариант – хитрая лисица (ед.ч, ж.р., И.п.), к молодому петушку (ед.ч, м.р., Д.п.).

Имена существительные

Имя существительное, от которого зависит прилагательное

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

Личностные: самоанализ, самооценка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here