Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева (программа Л.В. Занкова)
Учитель: Бондарь Екатерина Петровна (МОУ СОШ №13 Краснооктябрьского района г. Волгограда)
Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным
Дидактическая цель: учащиеся смогут выявить взаимосвязь имени существительного и зависимого от него имени прилагательного и смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, их грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети составят алгоритм и смогут научиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, роде и падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
— умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
— умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
— формулирование познавательной цели;
— доказательство;
— синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— построение логической цепи рассуждений;
— структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
— рефлексия способов действия;
— навык самоконтроля;
— анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
— самоопределение;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
— целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
— формирование самоконтроля;
— осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.
Оборудование урока:
— мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, презентация к уроку;
— иллюстрация матрешки;
— иллюстрация иностранца Джо;
— карточки с неверными словосочетаниями;
— карточки «Имя прилагательное», «Имя существительное», «СВЯЗЬ», «СОГЛАСОВАНИЕ», «паронимы»;
— девиз письма;
— Кубик Блума.
Технологическая карта урока русского языка
Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
I. Организационный момент. Цель: учащиеся смогут оценить готовность свою к уроку, проявят интерес к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний.
1. Словарно-орфографическая работа Цель– учащиеся смогут отработать на практике навык письма, выработают орфографическую зоркость; произвести самоанализ и самоконтроль.
2. Повторение ранее изученного материала об именах существительном и прилагательном Цель: учащиеся смогут систематизировать ранее полученные знания, необходимые для открытия нового знания.
III. Постановка учебной задачи Цель: учащиеся смогут сформулировать тему урока, поставить задачи учебной деятельности и составить плана работы.
IV. Открытие нового знания Цель: учащиеся смогут наблюдать, осознавать, систематизировать, конкретизировать знания о дательном падеже; записывать новое знание в виде опорного сигнала.
Физкультминутка
V. Первичное закрепление Цель: учащиеся смогут обобщить полученные новые знания, способы действия.
Физкультминутка
VI. Включение знаний в систему Цель: учащиеся смогут выявить уровень владения знаниями о падежах имени существительного.
VII. Итог урока Цель: учащиеся смогут проанализировать успешность овладения новыми знаниями и определить путь решения проблем.
VIII. Рефлексия деятельности.
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание
|
Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.
Здоровьесберегающие технологии
Наблюдение, работа по алгоритму
Уточнение значения слова по словарю. Сравнение
Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации. Наглядный метод. Фронтальная работа.
Наблюдение, метод проблемного обучения. Наглядный метод. Фронтальная работа.
Здоровьесберегающие технологии
Наблюдение. Составление алгоритма. Работа по алгоритму. Метод самостоятельной познавательной деятельности. Работа у доски
Здоровьесберегающие технологии
Самостоятельная работа по вариантам
Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке
| Проверяет готовность класса к работе.
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс! И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? — Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным? — Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. — Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? — Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично. -Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения:
-Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа. — Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
— Совсем недавно закончилась Олимпиада, которая проходила в нашей стране в городе Сочи. Туда съехались гости со всего мира. Иностранец Джон, гость нашего урока, в память о России привез сувениры, один из которых – матрешка. (Учитель показывает иллюстрацию матрешки) — Прокомментируйте слово и запишите его в тетрадь. — Какие особенности в написании этого слова вы обнаружили? Какие орфограммы?
-Определите, какой частью речи является словарное слово. — Определите грамматические признаки существительного «матрешка».
— Объясните лексическое значение этого слова. — Что такое матрешка? — Какая это игрушка? — Обобщите все сказанное.
— Давайте посмотрим, как это слово определяет Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре».
Матрешка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера.
— Назовите слова, которые помогают отличить матрешку от остальных кукол. — Запишите эти слова в тетрадь. — Какой частью речи являются записанные слова?
— Выделите окончания имен прилагательных. — Определите грамматические признаки прилагательных по окончаниям.
— Что вы заметили?
— Как вы думаете, почему имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное?
-Какова же будет тема нашего урока? (слайд 1)
— Какова будет учебная задача? Чему будем учиться? (слайд 2)
— Иностранный гость Джон после нашей беседы об истории матрешки составил такие словосочетания: матрешка деревянное мастер знаменитая дело интересный руки золотой — Определите часть речи данных слов.
— Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Чего не хватает?
— Появляется схема на доске: СВЯЗЬ Имя существительное Имя прилагательное
— Исправьте словосочетания. (запись с комментированием, 1 пример объясняет учитель, остальные – обучающиеся у доски)
ед.ч., ж.р., И.п.ед.ч., ж.р., И.п. матрешка (какая?) деревянная
ед.ч., м.р., И.п.ед.ч., м.р., И.п мастер (какой?) знаменитый
ед.ч., ср.р., И.п.ед.ч., ср.р., И.п дело (какое?) интересное
мн.ч., И.п.мн.ч., И.п руки (какие?) золотые
— Связь имени существительного с именем прилагательным называется согласованием (В схеме появляется слово СОГЛАСОВАНИЕ). — Почему именно так, вы узнаете после ознакомления со статьей «Нашего словаря» на стр.137 в учебнике:
Со…, приставка. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем-нибудь. Например, Сотворчество, сопереживать, сотрудничать. Согласовать. Привести в надлежащее соответствие, соответствие с чем-либо.
— Как вы понимаете, что такое согласование?
— Как же согласуются имена прилагательные с именами существительными? — От какого слова зависит число, род и падеж имени прилагательного? Почему?
— Я сейчас буду называть словосочетания. Если прилагательное не согласовано с существительным в числе, роде, падеже – скрещивайте руки перед собой, если согласовано – делайте 2 хлопка. Солнечное утро, мягкий кисть, картинная галерея, весенний дождь, острые карандаш, акварельное краски, сказочный сюжет, теплая погода, долгожданные каникулы. (слайд 3)
— Исправьте неверные словосочетания. — Наш иностранный гость Джон запомнил, что значит согласование и, чтобы подтвердить это составил такие словосочетания: Дождливый плащ, дождевой день. — Все ли получилось у Джона? Почему? Что заметили?
— Что вы скажете о прилагательных?
— Кто-нибудь знает, как называются такие пары созвучных слов, но имеющих разное значение? — Объясните Джону, что такое паронимы. — Исправьте словосочетания. — Сделайте вывод.
— Составьте алгоритм, который поможет Джону составить верные словосочетания. (слайд 4) Алгоритм 1. Подобрать имя прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному. 2. Определить род, число, падеж имени существительного. 3. Согласовать имя прилагательное с именем существительным.
— Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 510 на странице 138. — Прочитайте задание.
Составь и запиши словосочетания по схеме: (вопрос) х прил. сущ. Согласуй их грамматические формы.
Дождевой – дождливый (плащ, день, погода, червяк); дружеский – дружный (класс, пение, письмо, взгляд); красочный – красящий (вещество, альбом, таблица, порошок); ледовый – ледяной (горка, дворец, вершины, глыба).
-Проверим, как вы справились с упражнением.
Гимнастика для глаз (Слайды 5,6)
— Выполним упражнение 511 на странице 139. — Прочитайте задание.
Это упражнение напомнит тебе о роли имени прилагательного в предложении. Запиши предложения.
Веселый воробей распевает звонкие песни. Хитрая лисица подкрадывается к молодому петушку.
Подчеркни главные члены. Какими частями речи они выражены? Обозначь словосочетания. Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Какими членами предложения являются существительные, с которыми согласуются прилагательные?
— Выполним это упражнение по вариантам: 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – второе предложение.
(После выполнения упражнения) — Назовите мне словосочетания, в которых имя прилагательное согласуется с именем существительным. — Назовите число, род и падеж, в которых они согласуются.
— Что помогло вам определить число, род и падеж имени прилагательного?
— Что узнали о связи имени прилагательного с именем существительным? — Чему научились? — Удалось ли нам решить учебную задачу? (слайд 7)
(прием «Кубик Блума») Приложение 1.
(Слайд 8) — упр. 513 — Спасибо за урок. Было приятно с вами работать! (Слайд 9) | Подготовка класса к работе.
Непроверяемая безударная гласная а; парная согласная ш в корне слова, проверочное слово матрешечка.
(надписывают над существительным) ж.р., ед.ч., И.п. Матрешка – это деревянная игрушка, состоящая из нескольких кукол, каждая из которых меньше предыдущей. Читают статью в словаре
Пустая, деревянная, разрисованная. Имена прилагательные
-ая = ж.р., ед.ч., И.п.
Имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное Имя прилагательное зависит от имени существительного Связь прилагательного и существительного Узнать, как связаны между собой имя существительное и прилагательное; научиться устанавливать взаимосвязь между ними
-1 столбик – имена существительные, 2 – имена прилагательные Нет связи между именами существительными и именами прилагательными
Работают над статьей простым карандашом
В числе, роде и падеже От имени существительного, так как оно главное в словосочетании, от него зависит прилагательное.
Дети показывают движения
Прилагательное и существительное согласованы в роде, числе и падеже, но не связаны по смыслу Прилагательные похожи звучанием, но различаются значением. Паронимы
Между именем прилагательным и именем существительным должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая
1 пример разбирают совместно с учителем, остальные – в тетради самостоятельно, 2 человека у доски
1 вариант — Веселый воробей (ед.ч, м.р., И.п.), звонкие песни (мн. ч., В.п.); 2 вариант – хитрая лисица (ед.ч, ж.р., И.п.), к молодому петушку (ед.ч, м.р., Д.п.). Имена существительные
Имя существительное, от которого зависит прилагательное
| Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,
Личностные: самоанализ, самооценка.
|