Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Урок русского языка по теме:

«Части речи. Местоимение как часть речи»

(урок- театрализация)

2 класс

Провела:

Склянина Г.С.

учитель нач. классов

I кв.категории

2011-2012 уч.год

Цели урока:

  1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;

  2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть его);

  3. Осознать, какую роль играют личные местоимения в речи;

  4. Распознавать местоимения среди других частей речи.

Задачи изучения темы:

  1. Совершенствование знаний об обобщенном значении местоимений и их роли в нашей речи;

  2. Актуализация знаний учащихся о том, что местоимение как часть речи указывает на предмет (признак и количество),но не называют его(грамматическое своеобразие местоимений) .

  3. Наблюдение за тем, что местоимения я, мы указывают на того, кто говорит (говорящий); ты, вы на того, к кому (чему) обращаются с речью (т.е. собеседника); он, оно, она, они указывают на того (или на то,) о ком (о чем) говорят.

Совершенствование знаний о морфологических признаках личных местоимений, т.е., что они бывают 1,2,3 –го лица. Местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам – я, ты единственного числа; мы, вы-множественного числа. Местоимения 3-го лица изменяются в единственном числе по родам, во множественном –нет.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Запись числа и классной работы в тетрадях.

  1. Словарно-грамматический диктант-разминка. Записать слова, вставить непроверяемые орфограммы, определить, к какой части речи относятся эти слова; как можно их заменить, чтобы они стали «засекреченными», «неопределенными». Что общего у всех этих слов?

(Относятся к теме: театр, все являются именами существительными).

Т.атр,.кт,.ктриса,.ктер,.фиша,зрит.ль,б.лет,сп.ктакль,.нтракт,гр.мер,р.ж.ссер,.ртист,.ркестр,.тделение,пр.грама.

III Самоопределение деятельности.

Добро пожаловать в Театр местоимений! Хотите узнать, какую роль играют в речи местоимения, что они любят играть чью-либо роль. Они актеры, и театр у них просто замечательный. Слова как дети. Поэтому они часто разыгрывают разные сказки, загадки, диалоги, спектакли.

-Представьте, ребята, что в зале гаснет свет. Опустели гримерки. Теперь режиссерами будете вы.

На сцене артист Кирилов Дмитрий:

Посвящение « местоимению».

Сказали мне, что с нею Вы

При них на берегу

Его ловили. Но увы:

Я плавать-не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им, обратно, нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А Мы с ним- к ней от вас…

Хоть мне известно, что Оно

Их любит больше тех,-

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех…

IV Актуализация деятельности.

-Поняли ли вы что – нибудь? А как вы думаете, почему?

-Да потому, что существительные пригласили вместо себя местоимения.

Для чего существуют местоимения в речи?

-Мир местоимений многолик. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время и разнообразят речь. Они как запасные игроки в футболе, как дублеры в театре.

V Построение проектного выхода из затруднения.

Давайте заглянем в гримерку к артистам и узнаем, кто же скрывается под масками. Сколько лиц?

(Распределение карточек по гримеркам)

Число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо

Ед. число Я Ты Он, Она, Оно

Мн. число Мы Вы Они

Значение Говорящий Собеседник О ком говорится

VI Определение значения каждого из личных местоимений на основе карточки

( у каждого ученика)

-Кто говорящий? (т.е. местоимения, которые указывают на говорящего, говорящих)- ( Я, МЫ).

-Кто собеседник?(т.е. местоимения, указывающие на слушающего).(ТЫ,ВЫ).

  • Заметьте, что местоимение 2-го лица «ВЫ» может употребляться в единственном числе, если мы обращаемся к старшим, коллегам по работе и взрослым людям.

О ком или о чем говорится?(т.е.)местоимения,указывающие на того, о ком или о чем говорится). (ОН,ОНА,ОНО,ОНИ).

Например:

Инсценировка ситуации «Диалог»:

Я» нашла во дворе котенка! (говорящий)

Ты» хочешь его взять домой? (собеседник)

Я» очень хочу поиграть с ним! (говорящий)

Ты» погладь киску. (собеседник)

-Мяу! Мяу! Мур! Мур! (котенок). Ну, возьмите меня! (о ком идет речь)

VII Проговаривание и жесты.

Заглянем в следующую гримерную.

-Кто скрывается под масками?

-Понаблюдаем за репетицией роли.

-Узнай сказку. Запиши в тетрадь самый яркий отрывок.

1. «У вас товар, у нас купец;

Собою он молодец,

И статный, и проворный.

Не вздорный, не зазорный».

А.С. Пушкин «Жених»

2. «Погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

————————————————

А он приговаривал с укоризной:

Не гонялся бы ты …, за дешевизной».

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

3. «Ах ты, свет моя медведиха,

На кого ты меня покинула…

————————————————

Ах вы, детушки, медвежатушки,

Перестаньте играть, валятися».

А.С. Пушкин « Сказка о медведихе»

4. «Кабы Я была царица…,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

———————————————

Кабы Я была царица…,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

——————————————

Кабы Я была царица…,

Я б для батюшки –царя

Родила богатыря»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

5. Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за тебя дам откуп…

—————————————————-

Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля(ОН), избу!

————————————————

Я сегодня поймал было рыбку…

—————————————————-

Дурачина ты, простофиля!

Не сумел ты взять выкуп с рыбки!

А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

6. «Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Ты, конечно , спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

7. «Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю,-на спицу;

——————————————-

«Говорит он в восхищенье,-

Волю первую твою

Я исполню как мою.

—————————————

« Ничего ты не получишь,

Сам себя ты, грешник, мучишь;

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

VIII Самоанализ и самооценка исполнения ролей

-Кто лучше и ярче сыграл роль местоимений в сказках А.С. Пушкина?

Критерий оценки-5 баллов, 4 балла, 3 балла.

1.Образнасть

2.Краткость

3.выразительность

4.Эмоциональность

(Звенит колокольчик)

-Мы идем по коридору и останавливаемся около двери гримерки самого главного героя нашего спектакля. Давайте послушаем, что там происходит?

(Миша Князев демонстративно, важно ходит по комнате взад и вперед, репетирует…)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

(и не только существительные, но и прилагательные, и даже числительные)

IX «Засекреченная комната»

-Вот мы и нашли «засекреченную гримерку». В ней спрятана хитрая загадка.

?

(Выходят три человека)

-Наблюдение за употреблением местоимений в загадках. Кто она, он, оно- можно узнать, когда будет отгадана загадка, т. е. рассекречен «объект речи».

Он,Она,Оно(вместе)

Наше стихотворение-

Про местоимение…

  1. Утром –

Так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей…

  1. А стемнеет-он придет:

Тоненький ,

Смущенный ,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

  1. Срок прошел-плывет она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

(Е.Кай)

(Вместе)

-Кто же это он,оно,она?

-Дети (хором)

Месяц, Солнце и Луна!

(ОН) (ОНО) (ОНА)

3 лицо 3 лицо 3 лицо

Ед. ч. Ед. ч. Ед. ч.

М. р. ср. р ж. р.

X Сочини свою загадку. Начни так. Запиши в тетрадь.

Я ———,——-,———.

Он ——-,——-,———.

Она ——,——-,———.

Оно ———,——-,———.

Они ———,———,——-.

(Самооценка. Анализ загадок)

Что помогло вам отгадать загадки? Какие слова?

XI Обобщение и закрепление нового материала. Самоанализ деятельности.

Прочтение правила на с. 58 учебника

-Кто расскажет своими словами, как понимаете смысл личных местоимений, что они обозначают, на кого и на что указывают. Какую роль они играют в нашей речи.

(Учебник+ толковый словарь «Что такое местоимение»).

(2 ученика отвечают. Оценивают их).

XI Закрывается занавес. Выключается свет. Затихает музыка. Зал пустеет.

Грустно расставаться, но мы еще вернемся, чтобы снова играть роль. Вся наша жизнь — игра, а мы в ней актеры.

XIII Домашнее задание.

Упражнение №124; упр.№125 стр. 59;

Правила страница 58,60.

Какую роль играют местоимения в речи?

Список используемой литературы:

  1. Канакина В.П. Русский язык: методическое пособие к комплексу «Русский язык» для 4 кл.нач. школы.- М.: Просвещение,2005.-176с.

  2. Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Учеб. для 4 кл.нач.шк.-В 2-х ч. –Ч.2.-М.:Просвещение,2003.-176с.

  3. Дидактический материал к урокам русского языка для нач. классов: загадки, пословицы, поговорки русского народа./Сост. : В.П. Канакина, А.В. Пименова,М.С.Танкеева.-Владимир:Владимирская школа.- 1995.-С.51-53.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка6 70000 слов/Под ред.Н.Ю.Шведовой.-22 изд.,стер.-М.:Рус.яз.,1990.-С.350-351.

  5. Толковый словарь русского языка/ Сост. Михайлова О.В.-СПБ:ООО «Полиграфуслуги».-2006.-761с.

  6. Я познаю мир: Энциклопедия для младших шкоьников.- М.: Просвещение.-2003.-495с.-(Я познаю мир).

  7. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т.-Т.1.:Стихотворения.Сказки.Поэма.-М.:Худож.литер.1985.-с.595-647.

  8. Про все на свете: Азбука загадок.-М.: Дет.лит.-80с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here