Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.
(2 класс. НВОНР, нарушение чтения и письма)
Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.
Задачи:
— расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;
— научить выделять слоги в словах;
— активизировать и расширять словарный запас учащихся;
— создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
I. Организационный момент.
1.Какое сегодня число?
2.Какой по счёту месяц в году?
3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?
Назовите признаки.
II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)
Внимательно слушайте мою инструкцию.
-Прочитайте слоги:
— в красном квадрате;
-слева от красного квадрата;
-слог, который находится в зелёном квадрате;
-справа от жёлтого квадрата;
вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.
Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)
III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).
IV.Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов. Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные.
Назовите их.
V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.
Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)
VI. Расселяем слова в домики. (Приложение №4)
Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.
Подберите обобщающее слово к словам в первого и второго столбика? К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?
VII. Работа в тетрадях.
Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.
Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.
Проверка.
Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.
Проверка.
VIII. Упражнение в словообразовании.
По образцу: бант-бантик – бантики
ключ, гвоздь, шарф.
Вывод: слог-это часть слова.
IX. Запись слогов.
Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.
Например: конфета — 3, записываем слог «та».
Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.
Проверка.
X. Упражнение «Разрушенные слова».
Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.
Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.
Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.
Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.
XI. Правило переноса слов с одной строки на другую.
На доске: коле- ко-
со лесо
Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?
Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.
XII. Работа у доски и в тетради.
Разделите слова для переноса: ав- авто- ра- рабо- стул ежи
тобус бус бота та
Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.
Вывод: эти слова не делятся для переноса.
Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
XIII. Игра «Найди лишнее слово»
Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот (лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)
Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)
Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса)
XIV. Игра «Найди ошибку»
На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.
Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.
Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.
XV. Самостоятельная работа.
Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.
Проверка.
XVI.Игра «Новые слова»
(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)
-
Вес (1) +ванна (2) = весна
-
Тарелка (1) + думает (3) = тает
-
Самовар (1) + воробей (2) + розы (2) = морозы
-
Дерево (2) + картина (2) = дети
-
Луна (1) + пружина (2) = лужи
Прочитайте полученные слова.
Из данных слов устно составьте предложения.
Примерные предложения:
Прошли морозы.
Тает снег.
Наступила весна.
На дорогах лужи.
Дети рады весне.
XVII. Итог.
Сегодня мы раскрыли тайны слогов:
1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.
Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.
Вывод: слог-это часть слова.
3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.
Приложение №1
ДИП | СИН | ВУР | ШОМ | РУС | КУЦ | |
ЛЯД
| ЖАН | КОС | РЕС | ЛЯН | ДИМ | СУН |
ЧОР
| ВИС | ШЛИ | КНИ | МАЦ | НЫМ | БАЦ |
ТРА
| ДМЕ | ЦИК | ЛЫН | РЫС | СУН | НЕС |
ХИЛ
| МАП | ЖЕР | РОШ | СИН | ХВА | ТРЯ |
СЛЕ
| ХРО | АРТ | ПТИ | ОРХ | ЛИХ | КИЧ |
ФРЕ
| ОТС | ОРШ | ВРА | ТВО | УКС | КРЕ |
ТЛЯ
| ХИМ | ОЛП | КСИ | ЯРП | ХРО | АСТ |
ЯМК
| ЖМА | ИСК | МУФ | ЧЕС | РОШ | ИХТ |
ВЗЯ
| ПАМ | ЧИК | ЕСТ | ЛОС | ЛИХ | КНО |
Приложение №2
сто | ми | |
нас
| ус | ван |
ист
| ав | пят |
Приложение № 3
Приложение № 4