Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Акулинушкина Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

первой категории

МОУ СОШ №289
г. Заозёрска Мурманской области

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний и применение знаний, умений на практике.

Тема: «Закрепление знаний о местоимении».

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 3.

Технологии: здоровьесберегающая (физминутка для коррекции зрения), информационно-коммуникационная (презентация, графический планшет).

Аннотация.

Урок проводился в 3 классе по образовательной программе «Школа 2100». Данный урок седьмой в теме «Местоимение как часть речи». На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно – поисковый, индуктивный, метод самостоятельной работы. Индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности школьников способствовали достижению образовательных целей урока. Для того чтобы у всех учеников формировать положительную мотивацию учения на уроке использовались дифференцированные задания. Урок с ИКТ. ИКТ применяла с целью повышения познавательной активности учащихся, усиления мотивации учебной деятельности. Использование презентации дало возможность совместить приёмы подачи материала для аудиалов, визуалов и кинестетиков. Применение ИКТ позволило сделать урок плотным и продуктивным, эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, сократило время для контроля и проверки знаний учащихся. Для организации индивидуальной работы использовались графические планшеты, которые были подсоединены к компьютеру и ноутбуку, с целью усовершенствования контроля знаний. С целью сохранения зрения, снятие усталости с глаз учащихся во время работы проводилась физминутка. Использование ИКТ на уроке повысило интерес к изучаемому предмету.

Конспект урока.

Цель: обобщение и систематизация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:

  1. Образовательная:

    • обобщить, повторить и закрепить знания на практике о части речи местоимение;

    • совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.

  1. Развивающая:

    • развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация), внимание, память и речь учащихся;

    • развивать самостоятельность в мышлении учащихся и учебной деятельности.

  1. Воспитательная:

    • воспитывать любовь к русскому языку;

    • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность.

Оборудование: карточки для индивидуальной и дифференцированной работы, компьютер, ноутбук, проектор, два графических планшета, доска, учебник, тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно писать.

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Запись числа и классной работы в тетрадях.

-Какие опасные места встречаются в написании слов?

С целью формирования орфографической зоркости проводится индивидуальная работа на уроке.

Индивидуальная работа на карточках.(4 человека). Приложение №1.

Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения специально подобранные для него задания по индивидуальной программе на «западающие темы».

Задание карточки №1 ученик выполняет за компьютером, используя в своей работе графический планшет. Задания карточек № 2-4 ученики выполняют за рабочими столами.

Словарно-орфографическая работа.

Пока учащиеся работают индивидуально, со всем классом проводится словарно-орфографическая работа. Цель орфографической работы: повторение написания раннее изученных словарных слов и знакомство с новым словарным словом, которое зашифровано в данной группе слов. Работа проводится фронтально.

Слайд № 2.

-На какие орфограммы пропущены буквы?

-Безударный гласный, проверяемый или нет?

-В каких частях слова?

— Какими буквами обозначим пропущенные орфограммы?

Проверка индивидуальной работы на карточках.

Дополнительно учащимся задаются вопросы:

-Над какой орфограммой работали?

-Какое правило применили?

Знакомство с новым словарным словом. Слайд № 2.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово вы узнаете, если соедините первые буквы имен существительных в данной группе слов.

-Какое слово получилось? (Горох)

Работа над лексическим значением слова. Слайд № 3.

-Что такое горох?

Горох — это травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами.

Горох достоин всех наград

Скажите, кто ему не рад?

В нем вкус пикантный, необычный

В нем витаминов ряд отличный.

-Употребляйте горох в пищу и обогащайте свой организм витаминами.

Минутка чистописания. Слайд № 4.

-Подготовимся к написанию слова горох и пропишем

Гг

-Соблюдайте наклон, высоту и расстояние между буквами. Следите за осанкой.

Работа над словарным словом горох. Слайд № 5.

-Произнесите слово горох. Определите место ударения в нем. Назовите количество слогов и произнесите по порядку все звуки.

-Прочитайте это слово орфографически, установите разницу в произношении и написании.

Решение орфографической задачи:

-Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?

-Как проверить эту букву?

-Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Докажите.

-Запишите слово горох в тетрадь, поставьте знак ударения, выделите гласную, которую надо при письме запомнить.

-К слову горох подберите однокоренные слова. Слайд № 6.

Наблюдаем над написанием корня.

-Обращаем внимание на чередование согласного в корне слова.

-Почему безударная гласная в корне написана одинаково? (Однокоренные слова, корень пишется одинаково).

Сочетаемость слов.

-Опишите горох. Каким он может быть?

Учитель записывает на доске слова:

мелкий вкус…ный

грязный сла…кий

з…лёный дли…ый

-На какие орфограммы пропущены буквы?

-Как проверить?

Задание.

Составьте со словом горох словосочетания прил.+сущ. Запишите в тетрадь любые два словосочетания. Выделите орфограммы.

  1. Основной этап.

Постановка проблемы и решение ситуации.

Задание.

Ответьте на вопросы, составляя предложения со словом горох.

-Что такое горох? (Горох-это растение). Слайд № 7.

-Где растет горох? (Горох растет в поле.) Слайд № 8.

-Что готовят из гороха? (Из гороха готовят суп.) Слайд № 9.

-Прочитайте получившийся текст. Слайд № 10.

-Какие орфограммы встречаются в написании слов?

Пропедевтическая работа.

-Обращается внимание на написание слов растёт и растение.

(Корень-раст-пишется в глаголах: расти, растить, вырастать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, возраст и т. п., а также в слове отрасль. Исключением являются такие слова: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик и в образованных от них словах пишется – о- в корне – рост-).

-Эту орфограмму мы будем изучать в старших классах.

-Заметили вы, какая речевая ошибка допущена в тексте?

-Какой частью речи является слово горох?

-Как исправить речевую ошибку?

-Какой частью речи заменим слово горох?

-Почему эту часть речи так назвали?

Сообщение темы и целей урока.

-Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке?

Тема урока: «Закрепление знаний о местоимении».

Цель:

-Сегодня на уроке мы обобщим и повторим всё то, что узнали о местоимении и закрепим свои знания на практике.

К.Д.Ушинский говорил: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего».

Редактирование текста. Самостоятельная работа.

Задание.

Самостоятельно отредактируйте текст и запишите в тетрадь.

— Пока ученики нашего класса работают в тетрадях, 3 человека выполнят задания у доски по карточкам по индивидуальной программе на «западающие темы». Приложение № 2.

В это время учитель проверяет карточки для индивидуальной работы и выставляет отметки.

— Проверим самостоятельную работу учащихся в тетрадях. (1 ученик отвечает)

— Проверим работу учащихся у доски.

Физминутка для глаз (коррекция зрения) с целью сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. Слайды № 11-17.

Самостоятельная работа. Игра «Третий лишний» с целью проверки умения учащихся отличать местоимения от других частей речи. Слайд № 18.

-Прочитайте слова.

— Найдите в каждой строке лишнее слово. Подумайте почему?

Задание.

Спишите, исключая лишние слова. Работаем самостоятельно.

С целью организации взаимоконтроля в обучении и развития навыка совместной работы использовала форму работы в парах взаимопроверку.

-Кто не допустил ни одной ошибки поднимите руки.

Классификация.

-Подумайте, на какие группы можно разделить местоимения, которые у вас записаны?(1, 2, 3 л.)

-Назовите местоимения 1, 2, 3 л.

1л — я, мы

2 л.- ты, вы

3 л.- он, она, оно, они Слайд № 19.

-Как по-другому можно разделить? (Ед. ч. и мн. ч.) Слайд № 20.

-Как называются эти местоимения? (Личные)

-Почему? (Не называют предметы, а указывают на них)

Физминутка (двигательная).

Мы топаем ногами

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы кружимся потом

Мы топаем ногами

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками

Хлоп-хлоп-хлоп.

Дифференцированная работа с целью проверки усвоения изученной темы на практике.

Цель этого вида работы: активизация деятельности учащихся, воспитание в них потребности узнавать всё больше и больше.

-Теперь вы готовы выполнить задания на карточках разного уровня сложности. Каждый из вас сможет выбрать задание по своим силам. Приложение № 3.

На карточке 1 уровня сложности изображен зелёный прямоугольник, 2 уровня — синий,

3 уровня — красный. Слайд № 21.

Проверка работы по уровням сложности.

Вопрос к ученикам, выполнявшим карточку 3 уровня:

-Как пишутся местоимения с предлогами?

-Какие местоимения вы не заменили? Почему? ( Мн.ч., 3 л.)

Игра «Найди меня» с целью повторения местоимений 3 лица. Слайд № 22.

-Проверим, как вы умеете находить местоимения 3 л.

Задание.

Прочитайте слова. Найдите в них спрятавшиеся местоимения.

-Запишите их. Определите род местоимений.

Проверка.

-В каком слове не определили род и почему? (Они — мн.ч.)

Кроссворд. Приложение №4.

Разгадать кроссворд с целью проверки знаний по теме.

В кроссворде зашифровано слово, которое предлагается отгадать учащимся. Учащиеся по одному человеку подходят к ноутбуку, к которому подключен графический планшет и записывают ответы. Благодаря использованию проектора ученики видят результат на экране.

-Какие два местоимения мешают движению на дорогах?

-Сколько личных местоимений в слове семья?

-1 слог — личн. мест., 2 слог- звук, который издаёт лягушка. Вместе — овощ.

-1 слог — личн. мест.1 л., 2 слог — ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

-1 слог — личн. мест., 2 слог — тоже, что несчастье. Вместе обозначают — мелкая клевета или клеветник.

-Какое слово у нас получилось? (Местоимение).

  1. Итог урока.

Работа по учебнику. Устно с.65, у.1:

Закончи предложения:

Местоимения — это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только…

Я знаю такие личные местоимения: …

Местоимения 1-го лица: …

Местоимения 2-го лица: …

Местоимения 3-го лица: …

По родам изменяются только местоимения… лица…числа.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

С.55-56, повторить правила.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Орфографический словарь русского языка. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 907с.

  2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: «Азъ», 1998.- 939 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here