Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Акулинушкина Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
первой категории
МОУ СОШ №289
г. Заозёрска Мурманской области
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний и применение знаний, умений на практике.
Тема: «Закрепление знаний о местоимении».
Продолжительность: 1 урок по 45 минут.
Класс: 3.
Технологии: здоровьесберегающая (физминутка для коррекции зрения), информационно-коммуникационная (презентация, графический планшет).
Аннотация.
Урок проводился в 3 классе по образовательной программе «Школа 2100». Данный урок седьмой в теме «Местоимение как часть речи». На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно – поисковый, индуктивный, метод самостоятельной работы. Индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности школьников способствовали достижению образовательных целей урока. Для того чтобы у всех учеников формировать положительную мотивацию учения на уроке использовались дифференцированные задания. Урок с ИКТ. ИКТ применяла с целью повышения познавательной активности учащихся, усиления мотивации учебной деятельности. Использование презентации дало возможность совместить приёмы подачи материала для аудиалов, визуалов и кинестетиков. Применение ИКТ позволило сделать урок плотным и продуктивным, эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, сократило время для контроля и проверки знаний учащихся. Для организации индивидуальной работы использовались графические планшеты, которые были подсоединены к компьютеру и ноутбуку, с целью усовершенствования контроля знаний. С целью сохранения зрения, снятие усталости с глаз учащихся во время работы проводилась физминутка. Использование ИКТ на уроке повысило интерес к изучаемому предмету.
Конспект урока.
Цель: обобщение и систематизация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи:
-
Образовательная:
-
обобщить, повторить и закрепить знания на практике о части речи местоимение;
-
совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
-
Развивающая:
-
развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация), внимание, память и речь учащихся;
-
развивать самостоятельность в мышлении учащихся и учебной деятельности.
-
Воспитательная:
-
воспитывать любовь к русскому языку;
-
воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность.
Оборудование: карточки для индивидуальной и дифференцированной работы, компьютер, ноутбук, проектор, два графических планшета, доска, учебник, тетради.
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно писать.
-
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Запись числа и классной работы в тетрадях.
-Какие опасные места встречаются в написании слов?
С целью формирования орфографической зоркости проводится индивидуальная работа на уроке.
Индивидуальная работа на карточках.(4 человека). Приложение №1.
Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения специально подобранные для него задания по индивидуальной программе на «западающие темы».
Задание карточки №1 ученик выполняет за компьютером, используя в своей работе графический планшет. Задания карточек № 2-4 ученики выполняют за рабочими столами.
Словарно-орфографическая работа.
Пока учащиеся работают индивидуально, со всем классом проводится словарно-орфографическая работа. Цель орфографической работы: повторение написания раннее изученных словарных слов и знакомство с новым словарным словом, которое зашифровано в данной группе слов. Работа проводится фронтально.
Слайд № 2.
-На какие орфограммы пропущены буквы?
-Безударный гласный, проверяемый или нет?
-В каких частях слова?
— Какими буквами обозначим пропущенные орфограммы?
Проверка индивидуальной работы на карточках.
Дополнительно учащимся задаются вопросы:
-Над какой орфограммой работали?
-Какое правило применили?
Знакомство с новым словарным словом. Слайд № 2.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово вы узнаете, если соедините первые буквы имен существительных в данной группе слов.
-Какое слово получилось? (Горох)
Работа над лексическим значением слова. Слайд № 3.
-Что такое горох?
Горох — это травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами.
Горох достоин всех наград
Скажите, кто ему не рад?
В нем вкус пикантный, необычный
В нем витаминов ряд отличный.
-Употребляйте горох в пищу и обогащайте свой организм витаминами.
Минутка чистописания. Слайд № 4.
-Подготовимся к написанию слова горох и пропишем
Гг
-Соблюдайте наклон, высоту и расстояние между буквами. Следите за осанкой.
Работа над словарным словом горох. Слайд № 5.
-Произнесите слово горох. Определите место ударения в нем. Назовите количество слогов и произнесите по порядку все звуки.
-Прочитайте это слово орфографически, установите разницу в произношении и написании.
Решение орфографической задачи:
-Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?
-Как проверить эту букву?
-Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Докажите.
-Запишите слово горох в тетрадь, поставьте знак ударения, выделите гласную, которую надо при письме запомнить.
-К слову горох подберите однокоренные слова. Слайд № 6.
Наблюдаем над написанием корня.
-Обращаем внимание на чередование согласного в корне слова.
-Почему безударная гласная в корне написана одинаково? (Однокоренные слова, корень пишется одинаково).
Сочетаемость слов.
-Опишите горох. Каким он может быть?
Учитель записывает на доске слова:
мелкий вкус…ный
грязный сла…кий
з…лёный дли…ый
-На какие орфограммы пропущены буквы?
-Как проверить?
Задание.
Составьте со словом горох словосочетания прил.+сущ. Запишите в тетрадь любые два словосочетания. Выделите орфограммы.
-
Основной этап.
Постановка проблемы и решение ситуации.
Задание.
Ответьте на вопросы, составляя предложения со словом горох.
-Что такое горох? (Горох-это растение). Слайд № 7.
-Где растет горох? (Горох растет в поле.) Слайд № 8.
-Что готовят из гороха? (Из гороха готовят суп.) Слайд № 9.
-Прочитайте получившийся текст. Слайд № 10.
-Какие орфограммы встречаются в написании слов?
Пропедевтическая работа.
-Обращается внимание на написание слов растёт и растение.
(Корень-раст-пишется в глаголах: расти, растить, вырастать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, возраст и т. п., а также в слове отрасль. Исключением являются такие слова: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик и в образованных от них словах пишется – о- в корне – рост-).
-Эту орфограмму мы будем изучать в старших классах.
-Заметили вы, какая речевая ошибка допущена в тексте?
-Какой частью речи является слово горох?
-Как исправить речевую ошибку?
-Какой частью речи заменим слово горох?
-Почему эту часть речи так назвали?
Сообщение темы и целей урока.
-Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке?
Тема урока: «Закрепление знаний о местоимении».
Цель:
-Сегодня на уроке мы обобщим и повторим всё то, что узнали о местоимении и закрепим свои знания на практике.
К.Д.Ушинский говорил: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего».
Редактирование текста. Самостоятельная работа.
Задание.
Самостоятельно отредактируйте текст и запишите в тетрадь.
— Пока ученики нашего класса работают в тетрадях, 3 человека выполнят задания у доски по карточкам по индивидуальной программе на «западающие темы». Приложение № 2.
В это время учитель проверяет карточки для индивидуальной работы и выставляет отметки.
— Проверим самостоятельную работу учащихся в тетрадях. (1 ученик отвечает)
— Проверим работу учащихся у доски.
Физминутка для глаз (коррекция зрения) с целью сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. Слайды № 11-17.
Самостоятельная работа. Игра «Третий лишний» с целью проверки умения учащихся отличать местоимения от других частей речи. Слайд № 18.
-Прочитайте слова.
— Найдите в каждой строке лишнее слово. Подумайте почему?
Задание.
Спишите, исключая лишние слова. Работаем самостоятельно.
С целью организации взаимоконтроля в обучении и развития навыка совместной работы использовала форму работы в парах — взаимопроверку.
-Кто не допустил ни одной ошибки поднимите руки.
Классификация.
-Подумайте, на какие группы можно разделить местоимения, которые у вас записаны?(1, 2, 3 л.)
-Назовите местоимения 1, 2, 3 л.
1л — я, мы
2 л.- ты, вы
3 л.- он, она, оно, они Слайд № 19.
-Как по-другому можно разделить? (Ед. ч. и мн. ч.) Слайд № 20.
-Как называются эти местоимения? (Личные)
-Почему? (Не называют предметы, а указывают на них)
Физминутка (двигательная).
Мы топаем ногами
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы кружимся потом
Мы топаем ногами
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дифференцированная работа с целью проверки усвоения изученной темы на практике.
Цель этого вида работы: активизация деятельности учащихся, воспитание в них потребности узнавать всё больше и больше.
-Теперь вы готовы выполнить задания на карточках разного уровня сложности. Каждый из вас сможет выбрать задание по своим силам. Приложение № 3.
На карточке 1 уровня сложности изображен зелёный прямоугольник, 2 уровня — синий,
3 уровня — красный. Слайд № 21.
Проверка работы по уровням сложности.
Вопрос к ученикам, выполнявшим карточку 3 уровня:
-Как пишутся местоимения с предлогами?
-Какие местоимения вы не заменили? Почему? ( Мн.ч., 3 л.)
Игра «Найди меня» с целью повторения местоимений 3 лица. Слайд № 22.
-Проверим, как вы умеете находить местоимения 3 л.
Задание.
Прочитайте слова. Найдите в них спрятавшиеся местоимения.
-Запишите их. Определите род местоимений.
Проверка.
-В каком слове не определили род и почему? (Они — мн.ч.)
Кроссворд. Приложение №4.
Разгадать кроссворд с целью проверки знаний по теме.
В кроссворде зашифровано слово, которое предлагается отгадать учащимся. Учащиеся по одному человеку подходят к ноутбуку, к которому подключен графический планшет и записывают ответы. Благодаря использованию проектора ученики видят результат на экране.
-Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
-Сколько личных местоимений в слове семья?
-1 слог — личн. мест., 2 слог- звук, который издаёт лягушка. Вместе — овощ.
-1 слог — личн. мест.1 л., 2 слог — ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
-1 слог — личн. мест., 2 слог — тоже, что несчастье. Вместе обозначают — мелкая клевета или клеветник.
-Какое слово у нас получилось? (Местоимение).
-
Итог урока.
Работа по учебнику. Устно с.65, у.1:
Закончи предложения:
Местоимения — это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только…
Я знаю такие личные местоимения: …
Местоимения 1-го лица: …
Местоимения 2-го лица: …
Местоимения 3-го лица: …
По родам изменяются только местоимения… лица…числа.
Выставление отметок.
Домашнее задание.
С.55-56, повторить правила.
Литература:
-
Ожегов С. И. Орфографический словарь русского языка. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 907с.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: «Азъ», 1998.- 939 с.