Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок русского языка

4 класс

Тема:

«Глагол как часть речи»

Метапредметная тема:

«Прошлое и настоящее»

Автор: Баянкина Ирина Викторовна

учитель начальных классов

г.Рубцовск

Тема: Глагол как часть речи

Метапредметная тема: прошлое и настоящее

Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять глагол как часть речи;

  • актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;

  • продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.

Воспитательные:

  • Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

  • воспитывать духовно-нравственные качества

Тип урока: актуализация знаний

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, практические.

Оборудование:

для учителя – слайдовая презентация, словарь В.Даля

для учащихся – индивидуальные карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.

Педагогические технологии:

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:

— повышение активности учащихся на уроках;

— улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.

Ход урока:

Этап учебной деятельности

Действия и задания учителя

Возможные действия учащихся

Организационный момент

Настрой на работу на уроке

Настрой на работу на уроке

Мотивационный настрой(Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

Афоризм урока:

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

(А. Толстой)

— Прочитайте афоризм.

— Выскажите своё мнение по поводу прочитанного.

— Назовите выделенные орфограммы.

— Спишите афоризм.

Активизация познавательных процессов в ходе повторения орфограмм

Подготовительная работа к определению темы урока(проблемная ситуация)

— Назовите, какое слово не имеет пары и почему?

русский

народ

создал

певучий

радуга

(не имеет пары слово «создал», т.к. является глаголом)

Тема урока

Определите тему урока.

Запишите тему урока в тетради «Глагол»

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке:

  • я вспомню…

  • я буду учиться…

  • я смогу…

Определение темы и содержания урока.

Планирование решения учебной/учебно-практической задачи(составление плана для достижения учебных задач)

— Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся)

— По какому плану мы изучаем части речи?

1.Что я знаю об этой части речи?

2.Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какие признаки имеет?

5. Чем является в предложении?

6. На какие из поставленных вопросов можете ответить?

Работа по определённому алгоритму:

1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».

— По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

— Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

2.Что обозначает? (обозначает действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? — тот или иной предмет)

4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)

5. Чем является в предложении?(сказуемым)

Фронтальный опрос. Вопросы по теме, фиксация затруднений.

Повторение алгоритма учебной деятельности(работа со справочниками)

.

Решение учебной/учебно-практической задачи

— Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы?

Исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении.

Метапредметная тема

Работа с карточкой.

— Вспомните, какое событие отмечалось 20 октября?

20 октября – День рождения русского флота (315 лет)

— Что вы помните о происхождении русского флота?

В 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Недаром Петр говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию, “одну руку имеет”.Этот день и принято считать днем рождения Российского военно-морского флота.

Беседа по картине Валентина Серова «Петр 1»

— Прочитайте текст на предложенных вам карточках.

— Самостоятельно найдите глаголы в тексте.

Россия всегда была великой морской державой. По всем морям и океанам плавают наши торговые суда и военные корабли. Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны.

Российский флот сегодня — это смелые и храбрые войны. Они умело стреляют, плавают, прыгают с парашютом. Пока российский флот защищает страну, охраняет наши границы, мы спим спокойно.

Спишите текст, подчеркните глаголы и изученные орфограммы.

— Проводится взаимопроверка в парах с опорой на слайд – проверку

Самостоятельное выполнение задания со взаимопроверкой. Соревновательный момент.

Итоговый контроль и оценка

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

  • я учился…

  • я вспомнил…

  • я смог…

  • было трудно…

  • дома надо поработать над…

Определяют уровень своего продвижения в достижении цели

Рефлексивный анализ деятельности

Вопросы:

-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели?

— Какие качества мешали?

— Чем ты помог другим?

Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.

Интернет ресурсы:

  • Изображение Петра 1

  • Портрет Петра http ://www .vokrugsveta .ru /encyclopedia /index .php ?title =%D 0%98%D 0%B 7%D 0%BE %D 0%B 1%D 1%80%D 0%B 0%D 0%B 6%D 0%B 5%D 0%BD %D 0%B 8%D 0%B 5:Petr _I _3.jpg #file

  • В.Серов. Перт 1

http ://www .proza .ru /2010/08/19/632

  • Картинки с изображением морских судов:

  • Старинный корабль: http ://topwar .ru /10521-morskim -sudam -byt .html

  • Противолодочный корабль «Одарённый» http ://ru .wikipedia .org /wiki /%D 0%A 4%D 0%B 0%D 0%B 9%D 0%BB :Odarennyy 1983.jpg

Самоанализ урока Русского языка в 4 классе

по теме «Глагол как часть речи»

В учебно-тематическом плане урок – активизация имеющихся знаний учащихся(1 урок, по теме 52 часа)

Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять глагол как часть речи;

  • актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;

  • продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.

Воспитательные:

  • Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

  • воспитывать духовно-нравственные качества

Тип урока: актуализация знаний

Методы работы: частично – поисковые, словесные, практические.

Педагогические технологии:

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ожидаемые результаты:

— повышение активности учащихся на уроках;

— улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.

В классе только мальчики 9 -10 лет. С учетом гендерных особенностей развития на уроке присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной информации. Учитывается постоянное обновление предлагаемых для учебных задач.

Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проходит после практической работы, через опыт. Важно дозировать эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала должно быть после его логического осмысления, как это и происходит с предложенным последним заданием.

Структура целей урока (см. таблицу)

Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:

1.Организационный момент, эмоциональный настрой.

2. Подготовительная работа, которая включает в себя работу с орфограммами.

3. Постановка темы и целей урока.

4. Закрепление знаний. Дифференцированная работа в парах, группах, индивидуальная работа.

5. Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.

Баянкина Ирина Викторовна

Ц е л ь: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи

Образовательные:

Усвоения предметных знаний

  • совершенствовать умение определять глагол как часть речи;

Формирования межпредметных умений (ОУУН)

Развития умений

  • выделять общие признаки

  • проводить обобщение.

  • делать умозаключения.

  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

Развития речи

Развития умений

  • грамотно формулировать мысль

  • выражать мысли правильно построенными предложениями

  • обогащать словарный запас новыми терминами

Развития внимания

  • Через концентрацию.

  • Через переключаемость.

  • Через мобильность.

Развития познавательного интереса

Развитие интереса к русскому языку через беседу и подачу интересной информации

Воспитательные:

Развитие личностных качеств

  • Целеустремлённости — через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их.

  • Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Формирования активной жизненной позиции

  • Формирование собственной точки зрения и умения её обосновывать.

Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here