Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка
4 класс
Тема:
«Глагол как часть речи»
Метапредметная тема:
«Прошлое и настоящее»
Автор: Баянкина Ирина Викторовна
учитель начальных классов
г.Рубцовск
Тема: Глагол как часть речи
Метапредметная тема: прошлое и настоящее
Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи
Задачи:
Образовательные:
-
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
-
актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
-
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
-
продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
-
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
-
воспитывать духовно-нравственные качества
Тип урока: актуализация знаний
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, практические.
Оборудование:
для учителя – слайдовая презентация, словарь В.Даля
для учащихся – индивидуальные карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
— повышение активности учащихся на уроках;
— улучшение результатов обучения;
— использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.
Ход урока:
Действия и задания учителя | Возможные действия учащихся | |
Организационный момент
| Настрой на работу на уроке
| Настрой на работу на уроке
|
Мотивационный настрой(Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)
| Афоризм урока:
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А. Толстой) — Прочитайте афоризм. — Выскажите своё мнение по поводу прочитанного. — Назовите выделенные орфограммы. — Спишите афоризм. | Активизация познавательных процессов в ходе повторения орфограмм |
Подготовительная работа к определению темы урока(проблемная ситуация)
|
— Назовите, какое слово не имеет пары и почему?
русский
народ
создал
певучий
радуга
(не имеет пары слово «создал», т.к. является глаголом) |
|
Тема урока
| Определите тему урока. Запишите тему урока в тетради «Глагол» Продолжите предложения: Сегодня на уроке:
| Определение темы и содержания урока.
|
Планирование решения учебной/учебно-практической задачи(составление плана для достижения учебных задач)
| — Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся) — По какому плану мы изучаем части речи? 1.Что я знаю об этой части речи? 2.Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Какие признаки имеет? 5. Чем является в предложении? 6. На какие из поставленных вопросов можете ответить? Работа по определённому алгоритму: 1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык». — По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть. — Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное. 2.Что обозначает? (обозначает действие предмета) 3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? — тот или иной предмет) 4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное) 5. Чем является в предложении?(сказуемым) | Фронтальный опрос. Вопросы по теме, фиксация затруднений. Повторение алгоритма учебной деятельности(работа со справочниками) .
|
Решение учебной/учебно-практической задачи
| — Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы? | Исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении. |
Метапредметная тема | Работа с карточкой. — Вспомните, какое событие отмечалось 20 октября? 20 октября – День рождения русского флота (315 лет) — Что вы помните о происхождении русского флота? В 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Недаром Петр говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию, “одну руку имеет”.Этот день и принято считать днем рождения Российского военно-морского флота.
Беседа по картине Валентина Серова «Петр 1»
— Прочитайте текст на предложенных вам карточках. — Самостоятельно найдите глаголы в тексте.
Россия всегда была великой морской державой. По всем морям и океанам плавают наши торговые суда и военные корабли. Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны. Российский флот сегодня — это смелые и храбрые войны. Они умело стреляют, плавают, прыгают с парашютом. Пока российский флот защищает страну, охраняет наши границы, мы спим спокойно.
Спишите текст, подчеркните глаголы и изученные орфограммы.
— Проводится взаимопроверка в парах с опорой на слайд – проверку
| Самостоятельное выполнение задания со взаимопроверкой. Соревновательный момент. |
Итоговый контроль и оценка
| Продолжи предложения: Сегодня на уроке:
| Определяют уровень своего продвижения в достижении цели
|
Рефлексивный анализ деятельности
| Вопросы: -Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? — Какие качества мешали? — Чем ты помог другим? | Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности.
|
Интернет ресурсы:
-
Изображение Петра 1
-
Портрет Петра http ://www .vokrugsveta .ru /encyclopedia /index .php ?title =%D 0%98%D 0%B 7%D 0%BE %D 0%B 1%D 1%80%D 0%B 0%D 0%B 6%D 0%B 5%D 0%BD %D 0%B 8%D 0%B 5:Petr _I _3.jpg #file
-
В.Серов. Перт 1
http ://www .proza .ru /2010/08/19/632
-
Картинки с изображением морских судов:
-
Старинный корабль: http ://topwar .ru /10521-morskim -sudam -byt .html
-
Противолодочный корабль «Одарённый» http ://ru .wikipedia .org /wiki /%D 0%A 4%D 0%B 0%D 0%B 9%D 0%BB :Odarennyy 1983.jpg
Самоанализ урока Русского языка в 4 классе
по теме «Глагол как часть речи»
В учебно-тематическом плане урок – активизация имеющихся знаний учащихся(1 урок, по теме 52 часа)
Цель: актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи
Задачи:
Образовательные:
-
совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
-
актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи (грамматические признаки глагола: число, род, время).
Развивающие:
-
развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;
-
продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные:
-
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
-
воспитывать духовно-нравственные качества
Тип урока: актуализация знаний
Методы работы: частично – поисковые, словесные, практические.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ожидаемые результаты:
— повышение активности учащихся на уроках;
— улучшение результатов обучения;
— использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической учебной деятельности.
В классе только мальчики 9 -10 лет. С учетом гендерных особенностей развития на уроке присутствует высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной информации. Учитывается постоянное обновление предлагаемых для учебных задач.
Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проходит после практической работы, через опыт. Важно дозировать эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала должно быть после его логического осмысления, как это и происходит с предложенным последним заданием.
Структура целей урока (см. таблицу)
Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
1.Организационный момент, эмоциональный настрой.
2. Подготовительная работа, которая включает в себя работу с орфограммами.
3. Постановка темы и целей урока.
4. Закрепление знаний. Дифференцированная работа в парах, группах, индивидуальная работа.
5. Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
Баянкина Ирина Викторовна
Образовательные: | Усвоения предметных знаний |
|
Формирования межпредметных умений (ОУУН) | Развития умений
| |
Развивающие: | Развития речи | Развития умений
|
Развития внимания
|
| |
Развития познавательного интереса | Развитие интереса к русскому языку через беседу и подачу интересной информации | |
Воспитательные: | Развитие личностных качеств |
|
Формирования активной жизненной позиции |
Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому. |