Тема урока: Способы образования слов. Сложение.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
— изучить способ образования слов — сложение;
— сформировать умение разбирать слово по составу;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1.Проверка домашнего задания.
— упр. 96, зачитайте получившиеся слова, назовите суффиксы, которые выделили. 2. Беседа по вопросам. — Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? — Что такое словообразование? — Что такое непроизводная основа? — Чем производное слово отличается от производящего? — Назовите известные вам способы образования слов. 3. Определите способ образования слов.
Маленький, доверить, лётчик, перечитать, пароход.
— Какое слово не смогли разобрать?
4. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
— Как думаете, какова тема урока?
— Какова главная цель урока?
— Какова задача урока?
|
Зачитывают слова, называют суффиксы.
Отвечают на вопросы.
Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися способов образования слов. |
| |
1.Интеллектуальная разминка. (текст проецируется через экран).
Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломать веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. Прутики легко ломались. «Будете вместе жить – никто не сломает вас. Будете жить порознь – сломают по одному», — сказал старик.
— Выпишите по 2 слова: а)образованные суффиксальным способом; б)образованные приставочным способом . — Чем интересно слово многонациональная? 2. Обращение к теоретическому материалу 5, 6, § 11. Отображение полученных сведений в схеме. Сложение
|
Зачитывают сказку, выполняют задание, называют слова, которые выписали.
Отвечают на вопрос. Зачитывают теорию учебника, зарисовывают схему в словарик.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. |
| |
— упр. 99, 101, 102.
— Выразительная роль морфем. Обращение к теоретическому материалу 7 § 11.
— упр. 103, 104. | Выполняют задание поочерёдно у доски.
Читают теоретический материал, отвечают на вопросы.
Работают над упражнениями в парах, проверяют, оценивают. Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Из скольких блоков состоял материал параграфа учебника? Какие это блоки? Что нового узнали?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Выберите смайлик своего настроения. -Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание. § 11 упр. 100. | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |