Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
— дать понятие морфологии как раздела науки о языке и понятие части речи;
— учить правильно задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое
значение, понимать, на основе каких признаков формируются части речи в русском языке;
— вырабатывать умение строить рассуждение при определении слова как части речи;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфологии как раздела науки о языке. |
| |
1.Интеллектуальная разминка. (текст проецируется через экран) — Определите, к каким частям речи относятся слова в отрывке из стихотворения. — Как вам удалось это сделать? — Что помогло?
Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. (Л.Кэрролл, пер. Д.Орловской)
2. Обращение к теоретическому материалу § 13. — Что изучает грамматика? — Что такое морфология? — Что называется частями речи?
|
Отвечают на вопросы.
Открывают учебники на стр. 66, читают теорию, отвечают на вопросы.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IІІ. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. |
| |
1.Тренировочные упражнения.
— упр. 105, 107, 108.
2.Творческое задание. — Запишите четверостишие, определите, к каким частям речи относятся слова.
Я валяюсь на траве, Сто фантазий в голове. Помечтай со мною вместе – Будет их не сто, а двести. (Ю.Мориц)
— Опишите одну из ваших фантазий.
| Выполняют задание поочерёдно у доски.
Читают, отвечают на вопросы.
Работают с четверостишьем в парах.
Описывают свою фантазию, зачитывают, оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Что такое морфология? — Какие значения имеет слово? — Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Выберите смайлик своего настроения. -Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание. § 13 упр. 106 | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |