Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

— дать понятие морфологии как раздела науки о языке и понятие части речи;

— учить правильно задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое

значение, понимать, на основе каких признаков формируются части речи в русском языке;

— вырабатывать умение строить рассуждение при определении слова как части речи;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфологии как раздела науки о языке.

1.Интеллектуальная разминка.

(текст проецируется через экран)

— Определите, к каким частям речи относятся слова в отрывке из стихотворения.

— Как вам удалось это сделать?

— Что помогло?

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве, и хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Л.Кэрролл, пер. Д.Орловской)

2. Обращение к теоретическому материалу § 13.

— Что изучает грамматика?

— Что такое морфология?

— Что называется частями речи?

Отвечают на вопросы.

Открывают учебники на стр. 66, читают теорию, отвечают на вопросы.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IІІ. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

1.Тренировочные упражнения.

— упр. 105, 107, 108.

2.Творческое задание.

Запишите четверостишие, определите, к каким частям речи относятся слова.

Я валяюсь на траве,

Сто фантазий в голове.

Помечтай со мною вместе –

Будет их не сто, а двести.

(Ю.Мориц)

— Опишите одну из ваших фантазий.

Выполняют задание поочерёдно у доски.

Читают, отвечают на вопросы.

Работают с четверостишьем в парах.

Описывают свою фантазию, зачитывают, оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что такое морфология?

— Какие значения имеет слово?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения.

-Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание. § 13 упр. 106

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here