Урок русского языка для 5 класса «Орфоэпия как раздел лингвистики»

Тема урока:

Класс: 5

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке;

— показать взаимосвязь орфоэпии с другими науками о языке ;

— познакомить со словарём Р.И.Аванесова;

— развивать речевой слух учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое орфоэпия

— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать в упр. 243, 244

— можете ли вы представить себе человека, который говорит: «Пойду в магАзин за тортАми», «Он мне позвОнит», «Мы повтОрим правила», «Ну, чё смотришь?» Что вы о нём подумаете? Какие ошибки он допустил в своей речи?

— Расскажите о подобных ошибках, которые вы замечали в речи знакомых и незнакомых людей.

-Прочитайте отрывок из стихотворения и объясните, какие ошибки допустил Петя в своей речи.

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт магАзин на обед…»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклУ…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «пОртфелем» зовёт.

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ.

( Ю.Тимянский)

Дети в группе по 2 человека работают

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Приводят примеры из жизни

Анализ и вывод внутри группы

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IІІ. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Обращение к теоретическому материалу.

Предварительное задание:

— Читая § 46, найдите ответы на следующие вопросы:

« Что такое орфоэпия?», « Зачем нужно соблюдать орфоэпические нормы?».

2. «Помощники» в освоении орфоэпических норм.

— Знакомство с « Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И.Аванесова (с.178 – 179).

— рифма – помощница, упр. 247(письменно)

— упр. 248.Произношение рифмованных слов легче запоминается. Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них.

Образец: столЯр- малЯр

ДоговОр –

КаталОг –

облегчИть –

звонИт –

докумЕнт –

щавЕль —

Читают теоретический материал, отвечают на вопросы.

Краткий ответ

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

ІV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома §46, упр.246 (по словарю)

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here