Урок русского языка для 5 класса «Синтаксис и пунктуация»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: урок контроля
Цели урока:
-сформировать умение пользоваться разными видами аудирования (ознакомительным, детальным), умениями письменной речи: самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное;
— проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы, ь после шипящих и как разделительного;
— навыки постановки запятой в сложном предложении;
— проверить умение выполнять синтаксический разбор простого предложения, составлять схемы предложений с прямой речью;
— проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
— воспитывать умение работать самостоятельно, аккуратность.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | ||
Организация рабочей обстановки. Приветствие. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)
|
II. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ||
1.Подготовка к написанию диктанта. Сообщение учителя о содержании урока. Вводная беседа: — Какие умения нужно будет проверить при написании диктанта в связи с изученными темами? — Для чего нужно писать диктанты, какие универсальные умения развиваются при выполнении этой работы? |
Отвечают на вопросы.
Умение грамотно оформлять речь на письме. | Познавательные УУД: 1.Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 2.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.
ТОУУ |
III.Контрольный диктант. Цель этапа: проверка ЗУН учащихся. | ||
1.Текст диктанта. Фомка и Барин. По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. По А. Баркову (103 слова.)
2.Грамматическое задание. 1) Сделайте синтаксический разбор простого предложения: Вариант I – В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вариант II — Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. 2) Составьте схему предложения с прямой речью. 3) Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами.
3.Самопроверка. Текст читается целиком ещё раз, ученики завершают самопроверку диктанта. Если в ходе самопроверки ученик обнаруживает и исправляет ошибку, отметка за такие исправления не снижается.
|
Слушают текст диктанта.
Пишут текст диктанта.
Выполняют грамматическое задание.
Проверяют весь текст диктанта. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||
— Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: повторить все изученные орфограммы и пунктограммы. | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). |