УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ.
Тема урока: Подлежащее и способы его выражения.
Цель урока:
-
Расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
-
Развитие умения находить подлежащее в предложении.
-
Воспитание любви к родной природе.
Задачи урока:
-
Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
-
Показать явления субстантивации слов на примере подлежащего.
-
Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
-
Показать красоту родной природы.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2,3,4,5,6), презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Лес», «Тест. Способы выражения подлежащего».
Конспект урока:
I Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
(С.№2) За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока.
II Подготовка к объяснению нового материала.
Откройте тетради, запишите число.
— Вспомните, что вам известно о подлежащем?
(Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)
— Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)
Обратимся к Памятке (Приложение 1) и проверим себя. (С.№3)
Памятка
Рифмовка «Главные члены предложения»
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Предлагаю выполнить задание: (С.№4) (Приложение 2)
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
-
Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
-
реку, Грека, ехал, через;
-
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
(существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)
-
мать, дочь, любит;
(подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)
-
велосипед, грузовик, разбил;
(подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)
III Сообщение темы и цели урока.
— Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С.№5)
«Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
— Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
— Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).
Цель урока: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
IV Объяснение нового материала.
-
Запишите в тетради 2 предложения: (С.№6)
-
Завтра обязательно наступит.
-
Учиться всегда пригодится
-
Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее:
-
(С.№7) В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.
Работаем в парах: можно совещаться, обсуждать выполнение следующего задания (С.№8) — решить криптограмму (Приложение 3). Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
— Кто первый находит ответ, выносит его на доску и записывает в тетрадь.
|
|
|
|
|
|
|
| |
иц | ив |
|
|
|
|
|
|
|
ес | ам | сл |
|
|
|
|
|
|
ит | ою | еж | ов |
|
|
|
|
|
ри | ел | зп | до | ос |
|
|
|
|
га | ча | ьн | ре | ме | оч |
|
|
|
но | те | ст | ое | дл | ти | ет |
|
|
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан |
|
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
— Дополним ещё наш список из Памятки (Приложение 1), в которой представлены предложения с разными способами выражения подлежащего.
Сделаем вывод: Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
|
|
V Физминутка.
Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в осенний лес на прогулку.
Демонстрация презентации «Лес» .
VI Закрепление нового материала. (С.№9)
— Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (работаем с доской) (Приложение 4):
-
Сытый голодного не разумеет.
-
Семеро одного не ждут.
-
Понимать – значит сочувствовать.
-
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
-
Большое окно было распахнуто.
-
Большое видится на расстоянии.
Обратим внимание на 5 и 6 предложения.
— Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую).
Найдём определение термина в словаре или обратимся к Интернету, читаем определение и запишем в тетрадь (С.№10).
— Прочитайте примеры субстантивации из Памятки (3, 4, 5, 6?) (Приложение 1).
— Составьте два предложения со словом «читающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом – субстантивированное существительное.
(например, Читающая девочка сидела у окна.
Читающая сидела у окна.)
Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Рассаживаемся группами за компьютеры и начинаем работу.
Демонстрация презентации Тест «Способы выражения подлежащего».
VII Итог урока.
-
У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?
-
Кто может ответить на данный вопрос?
-
Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.
-
Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).
-
Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
-
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
VIII Домашнее задание (С.№11) (Приложение5)
Для всех:
Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор:
-
Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
-
Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
IX Рефлексия. Составить и начертить «График урока» (Приложение 6). Спасибо за урок!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
активность
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
знания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
настроениеум е н и я
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К сведению:
-
субстантивация – переход в имена существительные,
-
адъективация – переход в имена прилагательные,
-
нумерализация – переход в имена числительные,
-
прономинализация – переход в местоимения,
-
адвербиализация – переход в наречия,
-
предикативация – переход в безлично-предикативные слова,
-
модаляция – переход в модальные слова,
-
препозиционализация – переход в предлоги,
-
конъюнкционализация – переход в союзы,
-
партикуляция – переход в частицы,
-
интеръективация – переход в междометия.
—————————————————————————————
Корзина вопросов
——————————————————————————
-
Что такое подлежащее?
—————————————————————————
-
Какая часть речи может занять место подлежащего?
—————————————————————————
-
Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных?
—————————————————————————
Приложение 1
Памятка
Рифмовка «Главные члены предложения»
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Примеры | |
| Солнце сияло.
|
| Никто не спал в эту ночь.
|
| Большое видится на расстоянии.
|
| Присутствующие говорили о разных предметах.
|
| Девять делится на три.
|
| Пришло и послезавтра.
|
| А, но, зато, однако – противительные союзы.
|
| Из-за, из-под пишутся через дефис.
|
| Не с глаголами пишется раздельно.
|
| Далече грянуло ура!
|
| Понимать – значит сочувствовать.
|
| Дед с матерью шли впереди всех. |
| В поле вышли от мала до велика.
|
| Балтийское море глубоко вдаётся в Европу. |
| «Лучше нету того цвету» — любимая песня мамы.
|
Приложение 2
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
-
деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
-
реку, Грека, ехал, через;
-
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
-
мать, дочь, любит;
-
велосипед, грузовик, разбил;
—————————————————————————————————-
Приложение 4
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения, укажите чем выражено подлежащее. Отметьте в словах орфограммы.
-
Сытый голодного не разумеет.
-
Семеро одного не ждут.
-
Понимать – значит сочувствовать.
-
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
-
Большое окно было распахнуто.
-
Большое видится на расстоянии.
—————————————————————————————————-
Приложение 5
Домашнее задание
Для всех:
Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор:
-
Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
-
Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
Приложение3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
|
|
|
|
|
|
|
| |
иц | ив |
|
|
|
|
|
|
|
ес | ам | сл |
|
|
|
|
|
|
ит | ою | еж | ов |
|
|
|
|
|
ри | ел | зп | до | ос |
|
|
|
|
га | ча | ьн | ре | ме | оч |
|
|
|
но | те | ст | ое | дл | ти | ет |
|
|
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан |
|
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
—————————————————————————————————-
Приложение3
Решите криптограмму. Поднимитесь на верхушку синтаксической «лестницы», а потом спуститесь с неё. Тогда вы будете знать, чем может быть выражено подлежащее. Для того чтобы правильно пройти по лестнице, нужно двигаться по диагонали сверху вниз, начиная с выделенного места.
|
|
|
|
|
|
|
| |
иц | ив |
|
|
|
|
|
|
|
ес | ам | сл |
|
|
|
|
|
|
ит | ою | еж | ов |
|
|
|
|
|
ри | ел | зп | до | ос |
|
|
|
|
га | ча | ьн | ре | ме | оч |
|
|
|
но | те | ст | ое | дл | ти | ет |
|
|
ви | еп | ль | ие | на | ог | еи | ан |
|
ще | те | ри | но | чи | ре | ча | нф | ие |
су | ст | ль | ла | еп | сл | чи | ст | ин |
Приложение 6
График урока
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
активность
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
знания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
настроениеум е н и я
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|