Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические связи слов в словосочетании»Урок русского языка в 8 классе

Учитель русского языка и литературы Троценко Е. Е.

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей»

Тема урока «Синтаксические связи слов в словосочетании»

Цель:

дать понятие подчинительной связи, виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Задачи:

  1. проверить умение анализировать словосочетание;

  2. формировать умение различать виды подчинительной связи в словосочетании, определять строение словосочетаний, перестраивать глагольные словосочетания в именные, отличать словосочетание от грамматической основы;

  3. развитие навыков аналитической деятельности и познавательной активности.

Ход урока

  1. Оргмомент:

сообщение цели, задач урока.

  1. Проверка домашнего задания:

параграф 10, упр. 63

— Что такое словосочетание?

— Назовите виды словосочетаний (глагольные, именные, наречные). Приведите примеры.

— Проверка домашнего упражнения.

  1. Словарный диктант

Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

 Задание: составьте с данными словами 3 глагольных словосочетания.

IV. Объяснение нового материала

  1. Запишите словосочетания и составьте схемы

x x

По пыльной дороге (прил. + сущ.)

x x

Проходил борки (глаг. + сущ.)

x x

Суетливо вившуюся (нар.+ прич.)

  1. Составим схему «Виды связи в словосочетании»

Словосочетание

подчинительная связь

согласование управление примыкание

Зависимое слово присоединяется к главному по смыслу

Главное слово требует определенный падеж от зависимого

Зависимое и главное слово имеют одну формы числа и падежа (в ед.ч. – рода)

Бежать быстро,

очень быстро

Писать письмо,

думать о письме,

зайти за письмом

На белой скатерти,

белую скатерть

Смешного мальчик,

смешному мальчику

  1. Закрепление материала

1. Упражнение 64 (письменно).

Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите формы зависимого слова, по которым вы узнали вид связи.

(Ученики по очереди работают у доски)

  1. Упражнение 65 (письменно).

Составить словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить, чтобы в них была подчинительная связь – управление. Зависимое слово необходимо употребить в винительном падеже.

Образец: Обсудить (что?) книгу (в.п.)

  1. Определить вид подчинительной связи.

Желтеющие листья,  падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.

  1. Синтаксический разбор предложения

Гл. прил. сущ. с. гл. пр. сущ. прил. сущ.

Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья.

(Это предложение простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)

  1. Лингвистическая задача.

Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов — это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

  1. Самостоятельная работа.

Упражнение 68. Составить словосочетания, записывая их в два столбика.

VI. Домашнее задание: параграф 11, упр. 69, 70 (инструктаж).

VII. Подведение итогов

  • Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

  • Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

  • Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)

  • Расскажите алгоритм определения способов связи слов в словосочетании.

Используемые источники:

  1. Русский язык: учеб.для 8 кл.общеобразоват.учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2009.

  2. http://www.1variant.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here