Муниципальное общеобразовательное учреждение

Обшаровская средняя общеобразовательная

школа №2

с. Обшаровка Приволжского района Самарской области.

Учитель русского языка и литературы:

Молчанова Анжела Михайловна

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: Словосочетание и предложение.

Тип урока: Обобщение и контроль знаний.

Цели:

1. Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме; закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций; совершенствование пунктуационных навыков; орфографических навыков.

2. Развивающие : развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитательные: воспитание культуры речи, любви к слову и родному.

Планируемые результаты:

  • знание учащимися особенностей синтаксического разбора предложения с однородными членами.

  • умение делать синтаксический разбор предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях, осложненных обособленными обстоятельствами, вводными словами.

Оборудование :

ТО, медиапроектор, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент. ( 1мин)

Приветствие, сообщение темы, целей урока. (Слайд 1-2)

2.Актуализация опорных знаний. (6 мин)

Орфографический диктант с взаимопроверкой.

( Учащиеся должны были к уроку повторить орфограммы: разделительные Ь и Ъ, мягкий знак на конце существительных, глагольных формах и т.д. (слайд №3)

Ученик работает у доски, графически доказывает написание, после — ребята меняются тетрадями и проверяют работу, выставляют оценки карандашом (верно все -5, 1 ошибка-4, 2-3, 3-2)

Суб…ект, п…едестал, зареч…е, транс…европейский, меж…языковой, фел…етон;

Вскач… умчаться, изобразиш… пейзаж…, проч… от пожарищ…, упасть навзнич…, роскош… не утаиш…

Озвучить схемы ( 2 мин)

1. [ ] ,а [ ]. 6. [ гл. ],(что ).

2. [ ],тоже[ ]. 7. [ ] ,или[ ].

3. то[ ],то[ ]. 8. (Хотя), [ ].

4. [ ], (ибо ). 9. (Если), [ ].

5. [О, О, О]. 10. [О: О, О].

( на доске схемы простых осложненных предложений, сложных и др. учащиеся должны четко объяснить значение схемы, например, это схема простого предложения с однородными членами, это схема простого предложения, осложненного обобщающим словом и т.д.)

3. Синтаксический разбор предложений.

( Слайд №4 Задание : доказать пунктограммы , подчеркнуть грамматические основы, определить виды связи выделенных словосочетаниях) (25мин)

Работа у доски сопровождается заданием, актуализирующим внимание учащихся на языковой, орфографической и пунктуационной проблеме. При записи предложений учащиеся должны проговаривать вслух трудные слова и все знаки пунктуации, выделять грамматические основы предложений.

Желающие работают самостоятельно, после отчитываются, зарабатывая баллы (получают жетоны за правильные ответы).

1. Шаляпин усмехнулся и во весь свой гигантский рост выпрямился.

( ответ: предложение простое с однородными сказуемыми, запятая не нужна. Проверяемая гласная в корне- смех, непроизносимая согласная- гигант и т.д. Гигантский рост- согласование)

2.Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его, как морские волны. (ответ: сложносочиненное предложение, нужна запятая, второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом)

3. Он, однако, и не подозревал об этом. ( ответ: простое предложение, осложненное вводным словом)

4. Когда мы встретились, он спросил, внимательно глядя на меня, чем я занимаюсь. ( ответ: предложение сложное с двумя придаточными, главное предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)

Глядя внимательно — примыкание ; глядя на меня – управление.

( В процессе работы ребятам можно задавать дополнительные вопросы по теме, это поможет лучше усвоить материал, можно проверить знание определений с помощью блиц- опроса)

Вопросы : Простое предложение? Сложное? Распространенное? Нераспространенное? Двусоставное? Типы односоставных и т.д.

4. Физминутка. ( 2 мин) (игра с мячом «Части речи»)

5 Практическая работа ( 5 мин)

Задание: определить виды словосочетаний.

( учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только ответ)

    1. быстро бежать (прим.)

    2. добрый малый (согл)

    3. подойти к дому (упр.)

    4. очень интересно (прим)

    5. быстрый ответ (согл)

    6. чутко относиться ( прим.)

    7. его интересы ( прим)

    8. рубашка без рукавов (упр)

Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, зачитываются ответы, подсчитываются результаты, все получают оценки)

  1. правильных ответов – это 5, 7- это 4, 6- это 3, менее -2)

все полученные оценки за 2 задания округляются и выставляется средняя арифметическая

  1. Итог урока.

Домашнее задание. (1 мин) слайд №5

1 уровень : составьте 4 сложных предложения на тему « Мое село;

2 уровень : выделите грамматические основы.

3 уровень : нарисуйте схемы полученных предложений.

Рефлексия.

В конце урока учитель подводит итог, говорит о том, что удалось, что не получилось в ответах учащихся, выставляет оценки. Все полученные оценки за 2 задания округляются и выставляется средняя арифметическая, особо отличившиеся могут получить и две оценки за урок.

Используемая литература.

1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В. Ф. Греков,

С. Е. Крючков, Л. А. Чешко.-47 изд., перераб. и доп. –М. : Просвещение, 2007.

2. Современный русский язык. / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова.-

М. : Рольф; Айрис-пресс, 1999

3.Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку. 2009-2010 /

С. Ю. Иванова. – Самара : ООО «Офорт», 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here