Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 8 класс

Такой «иностранный» русский язык

Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь.

Мигель де Сервантес

Цель:1) воспитание речевой культуры школьников

2) установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой
Оборудование: проектор, экран

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы предлагаем отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.

2 ведущий: Мы поедем за границу?

1 ведущий: Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

(Сценка)

Навстречу друг другу выходят Дима и Слава

Дима: Привет, Слава!

Слава: (небрежно). Салют, дерево!

Дима: (недоуменно). Ой, где же тут дерево?

Слава: (объясняет). Это же ты, кореш.

Дима: Я никакой не корень, я обычный парень…Слава, я, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Ольга ?

Слава :Супер!!!!!

Дима :Что???

Слава: Она крутая!!!!

Дима: .Что- то я тебя совсем не понимаю!!!!!?

Слава: Это значит, что прикид у нее клевый!

Дима: Что она прикидывает и кого клюет?

Слава :Ну, убойная чувиха.

Дима: (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Слава::(мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Дима: Это что – в карты поиграть?

Слава!Не! Это у предков отпроситься и на дискач го.

Дима: (смотрит на его ботинки). Ты спрашиваешь разрешение у всех своих родственников?

Слава: Предки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Дима: . Какая добрая у тебя бабушка, говоришь, пирожки дает?

Слава: (утомленно). Слушай, ты сегодня вообще не в теме!!!

Дима: . Да, я сегодня не выучил тему по географии.

Слава:. Ты лох, что ли?

Дима: . Нет, я не оглох.

Слава: (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Дима:. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Слава: . Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Дима: Я колбасу утром ел, это верно.

Слава: Ты что – упертый?

Дима: (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Слава:О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Оля

Хай, бэби!

Оля:(удивленно). Здравствуй, Слава.

Слава: . В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Оля: (пятится). Я тебя не понимаю, Слава, , ты болен?

Слава: Не, просто бубен у тебя симпотный.

Оля: (непонимающе) Кто – потный?

Слава:. Нет, вообще ты классная.

Оля: . А из класса я давно уже ушла.

Слава:. Ну, так как, в киношку слиняем?

Дима: . Оль, Я сейчас тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Слава говорит : “Не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Оля: Я пойду в кино, но только не с тобой, Слава, а с тобой, Дима. (Берет Диму под ручку)

Слава завистливо смотрит, как Дима прогуливается с Олей.

Слава: . Я понял. Мой язык не всем нравится. Он ,в самом деле , странный какой-то..

Дима: Больше не будешь так разговаривать?

Слава: . Больше не буду.

1 ведущий: А вы, ребята, часто используете в своей речи такие слова?

2 ведущий: Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг – искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.

1 ведущий: А я хочу прочитать стихотворение. В нем тоже рассказывается о том, как один мальчик не умел разговаривать по-человечески.

История о друге Илюшке”

Друг Илья – пацан не нудный,
Но на стыд свой и позор
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор
Смотрим мы борьбу – армрестлинг.
Я твержу: “Рука крепка”.
И Илюша комплиментик
Отпускает: “Ни фига-а-а!”
Вот два друга неразлучных
Спорят: — Ты, Илья, пенек! –
А Илюша равнодушно:
— На фиг ты иди, Санек! –
Тот Санек и на контрольной
Продолжает приставать.
А Илья самодовольно:
— Фиг тебе, а не списать.-
Пусть Илья – пацан не нудный,
Но, на стыд свой и позор,
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор.

3 ведущий: Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность.

1 ведущий: Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других

2 ведущий: Не правда ли, смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные заполнители пауз, сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь приводит к упрощению языка

3 ведущий: А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

( Выходят чтецы и читают стихотворения)

Лишние слова” (А. Хайт)

Чтец1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:

. – Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…

Можно трубку положить

Все давно сгорело.

Чтец2:. – Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает

В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…

. – Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

Чтец 3: Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:

Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
В общем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

1 ведущий: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

2 ведущий: Еще, ребята, хочется поговорить с вами о такой серьезной проблеме в нашей речи, как сквернословие.

3 ведущий: А нужно ли об этом громко заявлять? Так ли опасно распространение сквернословия?

1 ведущий: Да, потому что оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. Поэтому и возникает острая необходимость решать эту проблему.

2 ведущий: Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

3 ведущий: Не стоит заменять ругательства словами типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этих фраз. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

1 ведущий: Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабляется, выплеснул наболевшее, а значит, успокоился. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя найти его ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном достижении, в музыке, рукоделии, коллекционировании.

2 ведущий: А как быть с теми, кто сквернословит?

3 ведущий: Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает.
Игра со зрителями

2 ведущий:: Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

Я торчу от этой песни (она мне нравится).

Ловлю кайф (получаю удовольствие).

Понтово (получаю удовольствие).

Выделываться (вести себя вызывающе).

Прикол (шутка).

Отпад (замечательно).

Тащиться (быть в восторге).

Хавать- (есть)

Тачка-( машина)

Стопудово-(точно)

Свалить- (уйти)

3 ведущий: Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но, надеемся, наши советы помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.

— Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

— Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учеба.

— Не засоряйте свою речь словами-паразитами. Если в нужный не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко, чем собирать целый букет лишних слов.

— Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.

1 ведущий: А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами И Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here