Урок русского языка для 9 класса на тему «Виды работы с текстом»

Учитель: Рахматуллина В.Е.

-2013год-

Урок русского языка в 9классе (подготовка к ГИА).

Творческая мастерская.

Тема: «Виды работы с текстом»

Цели урока:

1. Образовательные: обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и закрепление данного навыка на практике;

2. Развивающие: развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать собственный ответ;

3. Воспитательные: воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ГИА на текстах, затрагивающих чувство патриотизма, любви к «малой родине».

Ход урока.

1.Индукция (10 мин.) (Слайд № 2)

-Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка.

Это творческая мастерская.

А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.

«Лингвистический кроссворд» (Слайд № 3)

-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.

(Слайд № 4)

-компрессия

-расшифровка

-сочинение

-тесты

-контроль

-Все эти слова объединяет одно короткое слово. Какое?

(текст)

-В какую категорию лингвистических понятий мы можем отнести данные слова?

(виды работы с текстом)

-Таким образом, тема нашей творческой мастерской «Виды работы с текстом»

( слайд № 5)

-А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки.

(слайд № 6)

-Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?

(все тексты урока будут посвящены нашей «малой родине» — Владимирской земле)

-Попробуем сформулировать цель нашего урока.

(-уметь применять на практике различные виды работы с текстом;

-развивать творческую активность;

-вести подготовку к ГИА;

-воспитание чувств патриотизма, любви к «малой родине»)

(Слайд № 7)

Установка

Я надеюсь, что мы успешно сегодня поработаем все. Прислушайтесь к себе, доверьтесь своим чувствам и мыслям.

И у нас всё получится, мы всё сможем!

На своих листах запишите число и тему урока.

2.Самоконструкция (5 мин.)

(Слайд № 8)

В течение 5 минут запишите всё, что вы знаете о таких видах работы с текстом, как «расшифровка» и «компрессия».

— Как вы думаете, почему мы остановились на этих видах работы с текстом? (входят в ГИА, тесно связаны между собой)

3.Социоконструкция (10 мин.)

(Слайд № 9)

А теперь поработай те в парах. Поменяйтесь листочками, посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием и в оценочных картах составьте кластеры:

Пары 1ряда – кластер «расшифровки» текста

Пары 2ряда – кластер «компрессии» текста

4.Социализация (15 мин.)

(Слайд № 10)

Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами (исправьте, дополните, уточните);

Примените на практике работу с текстом по кластеру

1группа – «расшифровка» текста

2 группа — компрессия текста

(выбрать в группах консультантов)

5.Афиширование (5мин.)

(Слайды № 11, 12)

(на доске вывешивается кластер и озвучивается (читается) полученный текст)

6. Разрыв (10 мин.)

(Слайд № 13)

-Ребята, а как сказать по – иному, чем мы сейчас с вами занимались?

-Можно сказать, что мы строили текст?

-А какое есть профессиональное слово, синонимичное слову «строить»?

Строить дом

Строить текст (выполнять работу, т.е. проводить монтаж)

-«Компрессия» и «расшифровка» связана с «монтажом» текста?

-Что же такое «монтаж» текста? Давайте обратимся к источнику.

На экране (Из задачника – практикума Г. Граника «Учимся понимать текст» Из-во «Образование» 2006год

«Монтаж» текста – это вид работы, при котором предложения или отдельные части выстраиваются в текст, подчиняясь основному замыслу автора»

Давайте попробуем составить кластер «монтажа» текста:

(Слайд № 14)

  • определение смысловой нагрузки предложений и отдельных частей

  • распределение предложений в определённой последовательности

  • «сбор» текста, т.е. одно предложение должно «цепляться» за другое

  • проверка смысловой взаимосвязи предложений в тексте

7.Социализация (10 мин.) (Слайд № 15)

-А теперь закрепим полученные знания по «монтажу» текста на практике.

Конкурс «Мозаика»

Задание:

Каждой группе из «россыпи» своих предложений выполнить «монтаж» своего текста

8.Афиширование (5 мин) (Слайды № 16, 17)

зачитать текст

9. Рефлексия (10 мин) (Слайд № 18)

(На каждую группу выдаётся оценочная карта – рефлексия)

— Оцените свою работу по пятибалльной системе

— Что бы вы пожелали сами себе в дальнейшем?

( Итоговый слайд № 19)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here