«Новотимофеевская НОШ» — структурное подразделение
МКОУ «Воронцовская СОШ»
Урок русского языка
Тема «Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила Кириллова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Место урока по теме | |||
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи | Первый урок по теме «Местоимение» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Изучение нового материала | Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи
| Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты: — самостоятельно определять учебную задачу — планировать свою деятельность по решению учебной задачи — адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты: — ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи — осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме — осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты: — применять правила делового сотрудничества — участвовать в продуктивном диалоге. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат | |||||||||||||||
I этап: организационный 2 мин. | |||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (Слайд 2) — Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. | Проверяют готовность к уроку.
Дети высказывают свои предположения.
| Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка | Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. | ||||||||||||||
II этап: постановка цели и задач урока 5 мин. | |||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | — Давайте вспомним: «Что такое речь?» — Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
Проверка по эталону на слайде (Слайд 3) — Почему вы не все слова распределили?
— А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? — А как называется эта часть речи? — Значит, какая цель нашего урока.
| — Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. — Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
— Нужно распределить слова, по частям речи.
У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – на карточках.
— Они не относятся ни к одной из групп.
-Да.
Да. — Не знаем.
-Узнать, как называется новая часть речи.
| Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль, самооценка | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | ||||||||||||||
III этап: актуализация знаний 5 мин. | |||||||||||||||||||
Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | — Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 4) 1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. — О чём говорится в первом тексте? -О чём говорится во 2 тексте?
— Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? — Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 5) Переворачивает карточку с названием темы урока. | Дети читают со слайдов тексты.
— О помидорах.
Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. — Он – помидор, они – помидоры.
— Место имени существительного.
— Местоимение.
| Учебно-познавательная | Вопросительные слова | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности | ||||||||||||||
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. | |||||||||||||||||||
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
| Работа по учебнику. Упр.171
— Какие местоимения встретились в тексте? — Они указывают на какой-то предмет? А называют его? — Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. (Слайд 6) Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). — Давайте сравним наше определение с эталоном. (Слайд 7) Физминутка Топай, мишка, хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись! (Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений) | Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. — Он, я, ты, они.
Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Дети читают определение на слайде. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Согласен – не согласен | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | ||||||||||||||
V этап: первичная проверка понимания 5 мин. | |||||||||||||||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
| Работа по упр.173 (устно) — Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная работа | Излагает, объясняет учебный материал | ||||||||||||||
VI этап: первичное закрепление 5 мин. | |||||||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Самостоятельная работа по упр.174. — Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям: Всё верно — ! Одна ошибка- + Две ошибки — ? Три ошибки — — (Слайд 8)
Проверьте себя по эталону на слайде. (Слайд 9) — Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. — Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания | Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Проверка по эталону.
Дети поднимают руки. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в парах Самоконтроль, самооценка | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | ||||||||||||||
VII этап: Домашнее задание | |||||||||||||||||||
Провести инструктаж по выполнению дом. задания | Упр.175 — Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными. | Дети читают текст упражнения и задают вопросы. | Коммуникативная, учебно-познавательная | Фронтальная работа |
| ||||||||||||||
VIII этап: рефлексия 5 мин. | |||||||||||||||||||
осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. (Слайд 10) и могу это объяснить одноклассникам. но не уверен, что объясню другому.
| -Узнали о новой части речи – местоимении.
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самооценка | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
Список использованных источников
1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.
2. http://smile.jaff.ru/emotion-smiles.html
3. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/shablony-dlya-izgotovleniya-prezentatsii
4. http://tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22