Урок русского языка на тему: Описание репродукции картины Б.Микеланджело «Сотворение Адама».
11 класс
Учитель – Дружина Оксана Анатольевна
Цель: написать сочинение по плану на основе устного анализа и восприятия репродукции картины.
Задачи:
— учить анализировать содержание картины через ее фрагмент;
— учить описывать картину с помощью имен существительных;
— работать со словарем (нагой, обнажённый, нагота, воспевать)
— передать часть религиозных знаний;
— развивать память, зрительное внимание, слуховое внимание, логическое мышление, самостоятельность и активность на уроке, развивать связную письменную речь;
— воспитывать эстетическое чувство прекрасного;
— воспитывать религиозные чувства;
— воспитывать умение действовать по инструкции учителя.
Оборудование: репродукция картины Микеланджело «Сотворение Адама» в пазлах, фрагмент картины (руки), аудиозаписи, ИКТ (интерактивная доска)
Ход
Деятельность детей
| |
Организационный момент: — Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Они посмотрят, как мы вами занимаемся. — откройте тетради и запишите «число, классная работа»…положите ручки.
Вводная часть: — просушивание композиции «Аве Мария» — вы прослушали песню Андреа Бачелли, хочу вас спросить, какая эта мелодия? — какие слова были в этой песне? — кто-нибудь знает, что означают эти слова?
— где мы можем услышать песню на божественную тему? — посещали ли вы какие — нибудь храмы, церкви? Назовите их? — что вы видели внутри?
— на какую тему эти картины, росписи, иконы. (5 минут)
Сообщение темы: сегодня на уроке я вас познакомлю с одной из таких картин. Мы внимательно рассмотрим ее, поговорим о ее содержании, опишем, а затем напишем небольшое сочинение по этой картине.
Основная часть: — сначала я вам покажу лишь фрагмент этой картины. Но прежде, ответьте мне на вопрос, кто рисует картины? — как по-другому можно назвать художника, который создает картины? — кто главный творец на земле? — и вот этот фрагмент. Что на нем изображено? — как вы думаете, чьи это руки? Мужские или женские? — возраст этих мужчин одинаковый?
— что делают руки?
— это часть целой картины, но перед тем как ее показать, вопрос, знаете ли вы, кто был первым человеком на земле? Как его звали? — может из вас кто-нибудь догадается, что изображено на картине? (варианты детей) *- кто сотворил Адама?
Показ еще нескольких фрагментов: лицо Адама, Бога (работа с интерактивной доской) — молодцы, вы правильно назвали тех, кто изображен на этой картине. — теперь я вам предлагаю такое задание: Собрать целую картину своими руками, как в детстве вы собирали пазл (раздаются части картины) (5-7 минут)
— молодцы! давайте посмотрим, правильно ли вы ее собрали? — и вот эта картина (показ на интерактивной доске) называется она «Сотворение Адама», автор этой картины известный итальянский художник и скульптор 15 века Микеланджело Буонарроти. — посмотрите на эту картину. Где изображен Бог? — Где изображен Адам? — Кто позади Бога? — что Бог делает своим жестом? — его жест силен, энергичен, уверен, наполнен творчеством? — картина называется «Сотворение Адама»,кем является Бог? — а как выглядит рука Адама? — Адам принимает жест Бога, через который он передает ему жизнь. Вот недавно Адам был безжизненен, его прекрасное юное тело обездвижено, великие силы, которые заложены в нём, пока ещё дремлют. Но это состояние затишья перед пробуждением. Адам слабым движением протягивает руку к Отцу, который лишь одним касанием вселяет жизнь, энергию, волю. — на картине мы наблюдаем момент начала жизни!!!!! — скажите, если бы вы были композиторами и писали бы музыку на тему сотворения человека, эта мелодия была бы плавной и тихой, или громкой и энергичной?? — хорошо. — обратите внимание, каким изображен Адам? — СЛОВАРНАЯ РАБОТА: нагой, обнаженный — как вы понимаете эти слова? То есть представший в естественном виде.
— а знаете ли вы, почему многие образы на картинах и скульптурах изображались обнаженными? — потому что авторы, таким образом, воспевали (значит, прославляли, хвалили, уделяли большее внимание) красоту человеческого тела…и не только в этой картине. — а сейчас я попрошу вас описать эту картину с помощью имен существительных.
— если вас спросят, знаете ли вы картину Микеланджело «Сотворение Адама», что вы ответите? — что вы сможете рассказать об этой картине? (7-10 минут)
— сейчас я вам предлагаю вопросный план, который поможет вам написать сочинение. — давайте разберем эти вопросы.
1)Кто написал картину «Сотворение Адама»?
2)Кто изображен на этой картине?
3)Какой момент изображен на ней?
2)Кто дает жизнь? Как он это делает?
3)Что воспевается в образе Адама?
4)Что автор подчеркнул в образе Бога?
5)Понравилась ли вам эта картина?
— еще раз посмотрите на план, помогают ли эти вопросы вам рассказать о картине? — сейчас вы самостоятельно письменно ответите на все вопросы плана так, чтобы у вас получилось сочинение по этой картине. Ответы нужно давать полные.
(10 минут)
Заключение: — давайте посмотрим, какие работы у вас получились (зачитывается 1 или несколько работ) — над чем мы сегодня с вами работали?
— по какой картине вы писали сочинение?
— что вам запомнилось больше всего? Итог: — включается аудиозапись: http://video.mail.ru/mail/asek58/220/225.html
-при создании сюжета картины «Сотворения Адама» Микеланджело выразил свои мысли в следующих стихотворных строках: Очам моим открылась благодать, Когда они узрели огнь нетленный И лик божественный и вдохновенный Того, с Кем горд в родстве я состоять.
Не будь мы Господу душой под стать, Погрязли бы в никчемности презренной, А нас пленяет красота Вселенной, И тщимся тайну вечности познать. (Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.) (5 минут) Оценки…
Домашнее задание: отсутствует
Организационный момент: — вы сегодня хорошо поработали, молодцы! -Спасибо за урок!
|
Запись.
-спокойная
-Аве Мария Аве – приветствие Марии (богоматери), обращение к деве Марии. -В храме, соборе, церкви
Росписи, скульптуры, иконы, картины На божественную тему.
(художники) (творец, он творит)
(Бог) (руки) (мужские)
(разный, один молодой, другой постарше) (тянутся друг к другу, прикасаются)
(Адам)
Бог, Адам, Дева Мария ангелы (бог)
Коллективно собирают картину, по возможности самостоятельно у доски (размер ватмана)
(справа, на небе, небесный образ) (на земле, земной образ) (ангелы) (дает жизнь Адаму)
(да) (Бог-творец)
(слабая, вялая)
Громкой и энергичной
(обнаженным)
Неодетый, неприкрытый, оголённый…
(варианты детей)
«Сотворение Адама» — Адам, Бог, руки, жест, ангелы, жизнь, создание, творец, красота, земля, небо, творчество.
Картину написал Микеланджело. Называется она «Сотворение Адама». Бог дает жизнь Адаму жестом руки.
Запись: Картину «Сотворение Адама» нарисал Микеланджело.
На картине изображены Адам и Бог. На ней изображен момент зарождения/начала жизни. Бог дает жизнь Адаму. Он касается его руки.
В образе Адама воспевается красота человеческого тела. В образе Бога подчеркивается творческая энергия, энергичность, стремительность
(развивали письменную речь)
(картина Микеланджело «Сотворение Адама»)
|
Интернет-ресурсы:
http://post.kards.qip.ru/tags/show/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0/9468504/2/na_nebe.htm
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0116/p0116.htm
http://video.mail.ru/mail/asek58/220/225.html