Урок русского языка на тему: Описание репродукции картины Б.Микеланджело «Сотворение Адама».

11 класс

Учитель – Дружина Оксана Анатольевна

Цель: написать сочинение по плану на основе устного анализа и восприятия репродукции картины.

Задачи:

— учить анализировать содержание картины через ее фрагмент;

— учить описывать картину с помощью имен существительных;

— работать со словарем (нагой, обнажённый, нагота, воспевать)

— передать часть религиозных знаний;

— развивать память, зрительное внимание, слуховое внимание, логическое мышление, самостоятельность и активность на уроке, развивать связную письменную речь;

— воспитывать эстетическое чувство прекрасного;

— воспитывать религиозные чувства;

— воспитывать умение действовать по инструкции учителя.

Оборудование: репродукция картины Микеланджело «Сотворение Адама» в пазлах, фрагмент картины (руки), аудиозаписи, ИКТ (интерактивная доска)

Ход

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организационный момент:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Они посмотрят, как мы вами занимаемся.

— откройте тетради и запишите «число, классная работа»…положите ручки.

Вводная часть:

просушивание композиции «Аве Мария»

— вы прослушали песню Андреа Бачелли, хочу вас спросить, какая эта мелодия?

— какие слова были в этой песне?

— кто-нибудь знает, что означают эти слова?

— где мы можем услышать песню на божественную тему?

— посещали ли вы какие — нибудь храмы, церкви? Назовите их?

— что вы видели внутри?

— на какую тему эти картины, росписи, иконы.

(5 минут)

Сообщение темы: сегодня на уроке я вас познакомлю с одной из таких картин. Мы внимательно рассмотрим ее, поговорим о ее содержании, опишем, а затем напишем небольшое сочинение по этой картине.

Основная часть:

— сначала я вам покажу лишь фрагмент этой картины. Но прежде, ответьте мне на вопрос, кто рисует картины?

— как по-другому можно назвать художника, который создает картины?

— кто главный творец на земле?

— и вот этот фрагмент. Что на нем изображено? — как вы думаете, чьи это руки? Мужские или женские?

возраст этих мужчин одинаковый?

что делают руки?

— это часть целой картины, но перед тем как ее показать, вопрос, знаете ли вы, кто был первым человеком на земле? Как его звали?

— может из вас кто-нибудь догадается, что изображено на картине? (варианты детей)

*- кто сотворил Адама?

Показ еще нескольких фрагментов: лицо Адама, Бога (работа с интерактивной доской)

молодцы, вы правильно назвали тех, кто изображен на этой картине.

— теперь я вам предлагаю такое задание:

Собрать целую картину своими руками, как в детстве вы собирали пазл (раздаются части картины)

(5-7 минут)

— молодцы! давайте посмотрим, правильно ли вы ее собрали?

и вот эта картина (показ на интерактивной доске) называется она «Сотворение Адама», автор этой картины известный итальянский художник и скульптор 15 века Микеланджело Буонарроти.

— посмотрите на эту картину. Где изображен Бог?

Где изображен Адам?

— Кто позади Бога?

что Бог делает своим жестом?

его жест силен, энергичен, уверен, наполнен творчеством?

картина называется «Сотворение Адама»,кем является Бог?

а как выглядит рука Адама?

Адам принимает жест Бога, через который он передает ему жизнь. Вот недавно Адам был безжизненен, его прекрасное юное тело обездвижено, великие силы, которые заложены в нём, пока ещё дремлют. Но это состояние затишья перед пробуждением. Адам слабым движением протягивает руку к Отцу, который лишь одним касанием вселяет жизнь, энергию, волю.

— на картине мы наблюдаем момент начала жизни!!!!!

— скажите, если бы вы были композиторами и писали бы музыку на тему сотворения человека, эта мелодия была бы плавной и тихой, или громкой и энергичной??

— хорошо.

— обратите внимание, каким изображен Адам?

— СЛОВАРНАЯ РАБОТА: нагой, обнаженный

— как вы понимаете эти слова?

То есть представший в естественном виде.

— а знаете ли вы, почему многие образы на картинах и скульптурах изображались обнаженными?

— потому что авторы, таким образом, воспевали (значит, прославляли, хвалили, уделяли большее внимание) красоту человеческого тела…и не только в этой картине.

— а сейчас я попрошу вас описать эту картину с помощью имен существительных.

— если вас спросят, знаете ли вы картину Микеланджело «Сотворение Адама», что вы ответите?

— что вы сможете рассказать об этой картине?

(7-10 минут)

— сейчас я вам предлагаю вопросный план, который поможет вам написать сочинение.

— давайте разберем эти вопросы.

1)Кто написал картину «Сотворение Адама»?

2)Кто изображен на этой картине?

3)Какой момент изображен на ней?

2)Кто дает жизнь? Как он это делает?

3)Что воспевается в образе Адама?

4)Что автор подчеркнул в образе Бога?

5)Понравилась ли вам эта картина?

— еще раз посмотрите на план, помогают ли эти вопросы вам рассказать о картине?

— сейчас вы самостоятельно письменно ответите на все вопросы плана так, чтобы у вас получилось сочинение по этой картине. Ответы нужно давать полные.

(10 минут)

Заключение:

давайте посмотрим, какие работы у вас получились (зачитывается 1 или несколько работ)

над чем мы сегодня с вами работали?

— по какой картине вы писали сочинение?

— что вам запомнилось больше всего?

Итог:

— включается аудиозапись: http://video.mail.ru/mail/asek58/220/225.html

-при создании сюжета картины «Сотворения Адама» Микеланджело выразил свои мысли в следующих стихотворных строках:

Очам моим открылась благодать,

Когда они узрели огнь нетленный

И лик божественный и вдохновенный

Того, с Кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой под стать,

Погрязли бы в никчемности презренной,

А нас пленяет красота Вселенной,

И тщимся тайну вечности познать.

(Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.)

(5 минут)

Оценки…

Домашнее задание: отсутствует

Организационный момент:

— вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

-Спасибо за урок!

Запись.

-спокойная

-Аве Мария

Аве – приветствие Марии (богоматери), обращение к деве Марии.

-В храме, соборе, церкви

Росписи, скульптуры, иконы, картины

На божественную тему.

(художники)

(творец, он творит)

(Бог)

(руки)

(мужские)

(разный, один молодой, другой постарше)

(тянутся друг к другу, прикасаются)

(Адам)

Бог, Адам, Дева Мария ангелы

(бог)

Коллективно собирают картину, по возможности самостоятельно у доски (размер ватмана)

(справа, на небе, небесный образ)

(на земле, земной образ)

(ангелы)

(дает жизнь Адаму)

(да)

(Бог-творец)

(слабая, вялая)

Громкой и энергичной

(обнаженным)

Неодетый, неприкрытый, оголённый…

(варианты детей)

«Сотворение Адама» — Адам, Бог, руки, жест, ангелы, жизнь, создание, творец, красота, земля, небо,

творчество.

Картину написал Микеланджело. Называется она «Сотворение Адама». Бог дает жизнь Адаму жестом руки.

Запись: Картину «Сотворение Адама» нарисал Микеланджело.

На картине

изображены Адам и Бог.

На ней изображен момент зарождения/начала жизни. Бог дает жизнь Адаму. Он касается его руки.

В образе Адама воспевается красота человеческого тела. В образе Бога подчеркивается творческая энергия, энергичность, стремительность

(развивали письменную речь)

(картина Микеланджело «Сотворение Адама»)

Интернет-ресурсы:

http://post.kards.qip.ru/tags/show/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0/9468504/2/na_nebe.htm

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0116/p0116.htm

http://video.mail.ru/mail/asek58/220/225.html

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here